Напоследок

Напоследок

В 2007 году крупный бизнес замедлил темпы роста. Сказались недостаточный прирост добычи нефти, торможение цен на нее и на цветные металлы. По итогам 2008 года динамика оборотов крупного бизнеса упадет еще сильнее.

За три года, что мы составляем рейтинг 400 крупнейших компаний Урала и Западной Сибири, темпы прироста объема реализации сократились в два раза — с 39,5% в 2004 году до 17,4% в 2007-м. И впервые за период исследований уральские компании по динамике выручки уступают российским (рейтинг крупнейших компаний России «Эксперт-400» прибавил в 24,4%).

Тормозим

Основной эффект дали нефтегазовые компании, на которые приходится 43,5% доходов всего топ-400: прирост выручки в 2007-м по сравнению с 2006-м составил всего 9% (годом ранее — 26%). Повлияли два фактора.

Во-первых, темп роста добычи нефти в России в течение 2005 — 2007 годов не поднимался много выше 2%, а на территории Ханты-Мансийского автономного округа он сократился с 4,8% в 2005 году до 1% в 2007-м. При этом шесть из восьми основных нефтяных компаний, на которые приходится 98% добычи нефти в округе, сократили ее объемы. Рост на 1% совокупной добычи — заслуга Роснефти и Славнефти.

Во-вторых, в 2007 году средняя мировая цена нефти марки Urals поднялась на 13% по сравнению с уровнем 2006 года. Это самый низкий показатель с 2003 года. В итоге доля отрасли в топ-400 сократилась на 3,3 процентных пункта.
Результат топ-400 сформировали дочерние компании трех холдингов — ТНК-ВР, НК «Лукойл» и НК «Роснефть». На компании первого в нефтегазовом секторе рейтинга приходится 32% выручки. Практически все компании этого холдинга в прошедшем году сократили объемы реализации, в том числе и два основных актива топ-400 — Самотлорнефтегаз и Оренбургнефть (минус 18 и 11% соответственно). В среднем падение составило 14%. Противовесом ТНК-ВР выступили Лукойл (31% выручки нефтегаза в топ-400) и Роснефть (9%). Самый крупный актив Лукойла в топ-400 — Лукойл-Западная Сибирь — внес основной вклад в прирост (11%). В составе Роснефти РН-Юганскнефтегаз (54% выручки компаний холдинга в топ-400) увеличил объем реализации на 149%.

В промышленном секторе второе и последнее сокращение произошло в цветной металлургии. Производители цветмета в 2007 году приняли «холодный душ»: плюс 14% к выручке 2006 года после 75% в 2006-м. Причина — существенное замедление роста котировок на мировом рынке (медь — 6% после 83% в 2006-м, алюминий — 3% после 35%, цинк — падение на 1% после роста на 137%). Никель — единственный серьезно дорожающий металл: плюс 53% (в 2006-м — 65%). В целом по двум основным для Урала и Западной Сибири металлам — меди и алюминию — рост котировок снизился из-за увеличения объемов мирового производства вообще и в Китае в частности, а также уменьшения спроса со стороны США, Евросоюза и Японии (подробнее о ситуации на мировом рынке см. «Время еще есть», «Э-У» № 38 от 29.09.08 ). 

В России показатели производства рафинированной меди в натуральном выражении практически не изменились по сравнению с 2006-м, на Урале — приросли на 4,3%. Но в условиях замедления роста цен и ускорения роста издержек (затрат на рудное сырье, перевозки, персонал; тарифов на электроэнергию и т.д.) Уралэлектромедь и Среднеуральский медеплавильный завод (оба входят в Уральскую горно-металлургическую компанию) потеряли в выручке 1 и 28% соответственно. Русская медная компания подняла доходы на 8%.

Выпуск первичного алюминия в физических объемах увеличился на 6%. В рейтинге не представлены основные производители на Урале — филиалы РУСАЛа Богословский и Уральский алюминиевые заводы. Выручка РУСАЛа выросла на 9,2%. Каменск-Уральский металлургический завод, производящий продукцию более высоких переделов, расширил объем реализации на 22%. Доходы Челябинского цинкового завода поднялись всего на 3,6%. Производство никеля на Южуралникеле увеличилось на 18,5%, на Уфалейникеле — на 2,7%. Прирост выручки — 65 и 60% соответственно.

Растем

Предприятия черной металлургии в отличие от цветной удвоили темпы роста доходов — с 15% в 2006 году до 30% в 2007-м. Среди 32 металлургов рейтинга ни один не снизил объем реализации. Причем в физических объемах выплавка стали в 2007 году увеличилась меньше (2,3% к уровню 2006-го), чем в 2006-м (6,9% к уровню 2005-го). Прогрессу металлургов, ориентированных на экспорт (крупнейшие — НТМК, Челябинский металлургический комбинат, «Уральская сталь»), способствовал подъем мировых цен: стоимость заготовки предприятий СНГ, вывозимой через порты Черного и Балтийского морей на условиях FOB, увеличилась по сравнению с 2006-м на 30%. Тем, кто работает на внутренний рынок (ММК, Макси-Групп), помогла эскалация спроса со стороны строителей, нефтегазового сектора, производителей транспорта и оборудования. Продукция на внешнем рынке дорожала быстрее, чем на внутреннем. Соответственно росли и доходы компаний, ориентированных на разные рынки. К примеру, выручка НТМК увеличилась на 33%, ММК — на 20%.

Производители труб развивались на внутренних заказах нефтяников и газовиков. В натуральном выражении производство составило 8,7 млн тонн труб, что на 10,2% выше объема 2006 года. Из-за подорожания стали трубники также были вынуждены поднимать цены. Это сыграло на подъем выручки предприятий, но вряд ли положительно отразилось на рентабельности компаний. Доходы трубного дивизиона Группы ЧТПЗ, крупнейшего производителя труб на территории Урала и Западной Сибири, в 2007 году выросли на 33% к уровню 2006-го.

В целом рост доходов добывающих производств в составе топ-400 составил 13%. Несмотря на небольшую динамику, они обеспечили 59% прибавки выручки в рейтинге. Быстрее всех в 2008 году росли компании энергетики и обрабатывающей промышленности: плюс 30 и 28% к выручке 2006 года соответственно. Основная доля среди обрабатывающих отраслей приходится на нефтехимию и машиностроение. Несмотря на торможение нефтегазовой промышленности до 8%, нефтехимики нарастили объем реализации продукции на 22%. Крупнейшие предприятия отрасли — Лукойл-Перм-нефтеоргсинтез (Лукойл-ПНОС) и Салаватнефтеоргсинтез (СНОС) увеличили объем выручки в 2007 году на 19 и 28% соответственно. Объем переработки на собственных российских заводах группы Лукойл вырос на 7,7% до 42,55 млн тонн. В 2007 году увеличена мощность ПНОС с 12,0 до 12,4 млн тонн в год. СНОС в физическом выражении нарастил производство на 3,8%. Но 70% доходов СНОС — экспорт (в основном дизельное топливо), а экспортная цена нефтепродуктов выше внутренней.

В 2007 году машиностроители повторили рывок 2006-го — плюс 37%. Внутри сектора быстро росло производство оборудования для энергетиков (выручка предприятий 2007 года на 73% выше уровня 2006-го), для химической и горной промышленности, машиностроения и металлургии (плюс 47%), нефтегазового (плюс 46%), а также производство транспорта и автокомпонентов (плюс 42%). Компании последнего сегмента заняли основную долю в выручке собратьев в топ-400 (49%) и составляют тройку лидеров — Уралвагонзавод, ИжАвто, автомобильный завод «Урал». Причем это компании, ориентированные на разные группы спроса — ОПК (Уралвагонзавод), промышленный сектор (все трое) и население (ИжАвто, выпускающий автомобили Kia).

2007-й можно назвать годом стройиндустрии — выручка строителей, производителей стройматериалов и металлоконструкций выросла на 41%. Активно строились промышленные объекты, коммерческая и жилая недвижимость. Прокладывались и ремонтировались дороги: Основной объем выручки в этом секторе топ-400 обеспечили представители дорожного и промышленного строитель-ства. В 2005 — 2007 годах началась реализация ряда крупных инвестиционных проектов в металлургии и нефтегазопереработке: с 2005 года строится Антипинский нефтеперерабатывающий завод (Тюменская область), с 2006-го — Тюменский электрометаллургический завод, с 2007-го Макси-Групп приступила к строительству трубопрокатного цеха  1 в Ревде (Свердловская область).

В целом инвестиции в основной капитал на территории Урала и Западной Сибири в 2007 году увеличились примерно на 40% до 1,46 трлн рублей.

Из отраслей, связанных с потребительским сектором, замедлила рост только розничная торговля — с 43,6% в 2006 году до 24% в 2007-м. Сотовые операторы при практически 100-процентном проникновении услуг связи развиваются высокими темпами за счет увеличения среднего счета одного абонента. Банки в 2007 году сохранили динамику — плюс 32% к уровню 2006 года: до насыщения спроса далеко. Даже устоявшаяся с точки зрения потребления и структуры собственности пищевая промышленность увеличила выручку в 2007-м на 26% по сравнению с 17% годом ранее. Потребители смещали спрос в сторону более дорогих товаров и готовы были экспериментировать и покупать новинки.

В целом концентрация крупного бизнеса в 2007 году сократилась: доля первых 40 компаний уменьшилась с 60% на
5 процентных пунктов. Изменение вклада крупнейшего бизнеса Урала и Западной Сибири более существенно: если в 2006 году лидеры обеспечили 68% роста всего топ-400, то в прошлом году — уже 49%. Наибольшую динамику показали компании второй половины рейтинга: их вклад в общее изменение выручки топ-400 вырос с 8% в 2006 году до 13% в 2007-м. Причем прирост того или иного дециля обеспечивался не одиноким «выскочкой», а равномерным ростом целой когорты компаний. В разрезе отраслевой принадлежности зачастую это были строители, торговцы и машиностроители.

Смена декораций

Еще в первой половине 2008 года на основных для уральской экономики мировых рынках продолжался рост. Но с середины июня — начала июля началось резкое падение. Цена на нефть марки Urals на мировом рынке упала вдвое — с 137,61 доллара за баррель 4 июля до 70,12 по данным на 17 октября. По сравнению с летом 2008 года цены на цветные металлы к 24 октября обвалились практически в два раза: на Лондонской бирже металлов (LME) медь подешевела в 2,3 раза до 3720 долларов за тонну, алюминий — в 1,6 раза до 1874, цинк — в 1,8 до 1062, никель — в 2,5 раза до 8805 долларов за тонну. Сляб подешевел с 1050 до 815, заготовка — с 1200 до 310 долларов за тонну.

Рейтинг по итогам 2008 года будет отличаться от картины 2007-го. Пытаться прогнозировать, как отразится кризис на экономике региона, нет смысла, но как примерно будут выглядеть финансовые итоги предприятий Урала и Западной Сибири — понять можно. Сокращение доходов нефтегаза и металлургии уже привело к сокращению персонала и зарплат, компании приступят к оптимизации расходов. Сократятся доходы большой массы смежных производств при крупных предприятиях (а это целый пласт поставщиков и компаний сферы услуг). За счет сокращения количества малых и средних предприятий доля крупного бизнеса в экономике региона вырастет. Остановятся или существенно сузятся инвестиционные программы. Соответственно сократятся заказы машиностроителей со стороны нефтегаза и металлургов, упадет трубное производство, потребление энергии, обороты транспорта и объемы строительства. Строители не отличались аккуратностью в расчете экономики проектов, собственные и кредитные деньги вливались в стройку, как только давали землю. Сейчас, когда стоимость заемного капитала возросла, а бюджеты физлиц снизились, строительство встало. Будут достраиваться проекты финальной стадии.

Источник активного роста банков — кредитование населения — перекрыт. Резко возросла стоимость заемного капитала — банки уже не смогут кредитовать как раньше. Замедлится рост их активов и снизится рентабельность. Кроме того, банки рискуют столкнуться с большой долей невозвратов по кредитам как физических, так и юридических лиц.
Сокращение доходов населения скажется на потребительском секторе — автодилеры будут биться за клиента, который теперь трижды подумает, прежде чем взять кредит. Ощутит снижение спроса, вернее, его переток в более дешевые сегменты, продуктовая розница. Кроме того, розница — один из самых закредитованных сегментов: компании открывали филиалы, столбя место, не оглядываясь на эффективность работы точек. Прецеденты банкротств уже есть. Кто меньше всего на себе ощутит влияние кризиса, так это производители продуктов среднего и ниже среднего ценовых сегментов.
Через три-шесть месяцев активизируется рынок слияний и поглощений

              Партнеры  проекта:
 МРСК Урала

Банк 24.ру 

 

Дополнительные материалы

Рейтинг крупнейших компаний Урала и Западной Сибири «Эксперт-Урал - 400» по итогам 2007 года

Комментарии

Материалы по теме

Карт­бланш на реформы

Кооператив «Большой Урал»

Нехорошая ситуация

с БОРу по сосенке

Окна роста

Пермский рай

 

comments powered by Disqus