Точка схода

Точка схода

«Подскажите, где поблизости продовольственный магазин?» — спрашиваю у прохожего в 9 часов вечера почти в самом центре Миасса. «Да что вы, вряд ли удастся что-то найти в это время. После того, как у “Незабудки” начались проблемы, и днем-то пойти за продуктами некуда…». В июле этого года челябинская сеть, известная активной региональной экспансией (только в 2006 году открыто 56 магазинов), объявила о слиянии с московским «Гроссмартом» (см. «Забыть “Незабудку”», «Э-У» № 27 от 16.07.07). В крупных городах ребрендинг уже проведен, в малых до сих пор стоят пустующие здания с полузатертыми вывесками. И без того низкоконкурентный рынок Миасса остался ни с чем.

Из крупнейших российских продовольственников в городе обосновались только «Магнит» (Краснодар), «Пятерочка» (челябинский франчайзи компания «Урал-Агро-Торг») и «Ариант» — сеть магазинов, реализующих исключительно мясную продукцию одноименного челябинского холдинга. На рынке бытовой техники и электроники работает лишь одна из четырех лидирующих компаний — «Эльдорадо». Остальные («Мир», «М.Видео» и «Техносила»), несмотря на интерес к городам с населением более 100 тыс. жителей, открывать магазины не торопятся. Не освоен город и представителями третьего основного сегмента ритейла — автодилерами. В Миассе всего один официальный дилер автомобилей иностранного производства: автоцентр «Сатурн» представляет марку Renault. Удивительно, учитывая, что бюджетные иномарки активно идут и в меньшие по масштабам города. К примеру, в начале ноября в Октябрьском (Башкирия, население — 108 тыс. человек) начал работу дилер Ford.

Сейчас в сфере розничной торговли и общественного питания в Миассе работают всего 12 сетевых компаний, местных и иногородних. Почему в город не заходят сети?

Барьеры

Индекс привлекательности для ведения сетевого бизнесаРешающий фактор для операторов рынков B-to-C — невысокие потребительские возможности населения. Средняя по городу заработная плата в 2006 году составила 7,7 тыс. рублей. Розничный товарооборот на душу населения почти вдвое меньше, чем, к примеру, в Нефтекамске (118 тыс. жителей), на 20% — чем в Первоуральске (132 тыс. жителей). 
Второй барьер на пути сетевиков — дефицит коммерческой недвижимости. В городе восемь небольших торговых центров общей площадью не более 20 тыс. кв. метров и одно деловое здание, еще один объект офисной недвижимости строится. По данным администрации Миасского городского округа, в следующем году начнется строительство крупного торгового центра, но подробности пока не известны.

По словам коммерческого директора компании «Визави» Ирины Заводниковой, спрос на коммерческую недвижимость очень велик. В центре почти не осталось квартир, пригодных для перевода в нежилое помещение: большинство первых этажей и цоколей на главной улице города и ее близлежащих ответвлениях уже выкуплены под магазины и офисы. Если достойные предложения появляются, то цены, как правило, существенно завышены. За прошлый год стоимость коммерческих помещений выросла почти в полтора раза. Да и компаний, которые могли бы помочь инвесторам с поиском подходящего объекта, не так много: всего риэлторских фирм более 20, из них — пара-тройка крупных.

Кроме того, все приходящие игроки подчеркивают важную географическую особенность: «Миасс — это три района, разделенные обширными лесными массивами и промзонами», — отмечает управляющий миасским отделением филиала банка «УралСиб» (Челябинск) Татьяна Майорова. «Это город “одной улицы”, где сосредоточена вся деловая активность. Шаг вправо-влево никого не интересует. А все подходящие объекты в центре уже заняты», — добавляет управляющий филиалом Челиндбанка «Золотая долина» (Миасс) Анатолий Жуков.

Резюмирует представитель сетевой компании: «В целом рынок малых городов очень перспективен для продовольственных сетевиков и представителей другого бизнеса: там конкуренции — ноль. Выбирают не столько по уровню развития инфраструктуры города, сколько по субъективным факторам: подружишься ли с администрацией и местными подрядчиками, будет ли место с хорошей проходимостью. А в каком городе это место найдется — Миассе, Златоусте или где еще — почти неважно. Если появится хороший вариант в меньшем по размеру городе, будем его разрабатывать».

Потенциал

Тем не менее город может быть интересен сетевым компаниям. Индикатором служит активная экспансия банков и рост конкуренции в этом сегменте.

Миасс — один из немногих малых городов, где относительно выгодная ситуация на рынке труда. Приходящие компании отмечают высокий уровень образованности населения: его задают миасские градообразующие предприятия, ориентированные на инновации. Как отмечает управляющая Миасским отделением Сбербанка России Элла Каширникова, «жители Миасса более восприимчивы к появлению на рынке новых технологий и реагируют положительно (например, на услуги интернет-банка)».

В другом городе «раскачать» местное население гораздо сложнее.
В городе четыре вуза: молодежь в меньшей степени стремится уехать в областные центры. Удержать будущую рабочую силу позволяют также высокие темпы строительства жилья в последние два года: за 2006-й введено более 50 тыс. кв. метров. Из известных планируемых проектов — застройка квартала общей площадью 30 — 35 тыс. кв. метров. В городе активно работают челябинские девелоперы и строительные компании. Хотя соотношение стоимости квадратного метра и заработной платы пока неутешительное.

Активно развиваются малые предприятия — будущие клиенты для приходящих игроков рынка B-to-B. «В Миассе высокая деловая активность по сравнению с тем же Златоустом. Специфика в том, что в городе есть перспективно работающий завод “УралАЗ”: он “нарастил” множество фирм, видов бизнеса, которые так или иначе связаны с автомобильной отраслью. Много активных инновационных компаний, которые занимаются не просто бизнесом “купи-продай”, а работают в реальном секторе экономики», — отмечает директор челябинского филиала УРСА Банка Андрей Рочев.

Многие показатели социально-экономического развития территории имеют хорошую динамику. К примеру, выпуск товаров и услуг вырос за 2006 год на 44% по сравнению с предыдущим годом, заработная плата — на 25%, розничный товарооборот и оборот общественного питания — на 40% и 25% соответственно.

В целом эксперты высоко оценивают потенциал Миасса как одного из направлений территориальной экспансии сетевиков, в первую очередь — регионалов. Стимулируя строительство коммерческой недвижимости, Миасс также сможет привлечь серьезные инвестиции со стороны компаний федерального масштаба.  

В подготовке материала принимали участие Евгения Савина, Павел Зубакин

Дополнительные материалы:

Таблица 1. Рейтинг Миасса среди вторых городов Большого Урала

Таблица 2. Показатели социально-экономического развития Миасса

Таблица 3. Цены и арендные ставки на рынке недвижимости Миасса



Дополнительные материалы

Миасс. Исследование в рамках проекта «Вторые» города Большого Урала

Комментарии

Материалы по теме

Второе пришествие

36,6 шага от центра

Золотой дождь

Правила масштабирования

Рукой подать

72,1% ТС «Незабудка» продадут совладельцы компании

 

comments powered by Disqus