Вам лыжи не жмут?

Вам лыжи не жмут?
Вам лыжи не жмут? 

Фото: Константин Зубов

«Был на Волчихе: махровый совок! А ведь считается одним из лучших горнолыжных курортов Свердловской области. На сайте цены одни — в реале другие, причем в 2 — 2,5 раза выше, чем в самой дешевой альпийской стране — Австрии. А за что? В Альпах вы получаете 200 — 500 км трасс с перепадом 400 — 2000 метров, солнце, классную погоду, кафе и рестораны в горах, пиво и глинтвейн. Праздник!!! А у нас: стояние в очередях на купленный тобой подъемник (то есть оплаченное тобою время). Это, мягко говоря, себя не уважать»… Подобных отзывов на интернет-форумах любителей и профессионалов-горнолыжников (например, www.ski.ru и www.snow.utravel.ru) не счесть. Основные претензии — высокие цены, отсутствие необходимой для комфортного катания инфраструктуры и низкий уровень обслуживания.

Камни на трассе

Всего, по данным специализированного портала «Уральский туристический сервер», на территории Урало-Западносибирского региона функционирует около 60 горнолыжных комплексов (ГЛК) с общей протяженностью трасс более 200 км. Большинство — в Пермском крае, Свердловской и Челябинской областях. Крупнейшие по протяженности трасс (свыше 10 км) — Абзаково (Башкирия), Завьялиха и Аджигардак (оба — Челябинская область); по перепаду высот (более 300 метров) — прибавьте к ним башкирские Белорецк-Мраткино и Банное, челябинскую Егозу, свердловскую Ежовую и пермскую Губаху.

По уровню развития и качеству услуг ГЛК Большого Урала можно грубо разделить на две группы. Первые принимают большие потоки туристов, работают с ноября по апрель за счет использования искусственного снега, оборудованы трассами разных уровней, местами размещения туристов, несколькими подъемниками. Таких не больше 30%. На остальных мало подъемников (что создает очереди), нет снежных пушек и освещения. Но самое главное, они не рассчитаны на туристов, приезжающих из других регионов, — на их территории нет гостиниц.

При этом спрос на уральском рынке ГЛК в разы превышает предложение. По словам директора ГЛК «Металлург — Магнитогорск (Банное)» (Башкирия) Рашита Минмухаметова, в течение последних двух лет число клиентов курорта увеличивается на 5 — 10% в год. «Ежегодно количество катающихся растет на 15 — 20%, а пропускная способность комплексов — на 2 — 3%», — рассказывает директор ГЛК «Солнечная долина» (Миасс, Челябинская область) Олег Сиротин. По данным министерства по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области, всего за прошлый сезон ГЛК области посетили около 60 тыс. человек. В будни на свердловских склонах катаются человек 200, а в выходные — тысячи полторы.

Золотые горы

Превышающий предложение спрос до сих пор обеспечивал курорты постоянной клиентурой и позволял удерживать высокие цены. Средняя стоимость часа катания на курортах первой группы в прошлом сезоне составляла в выходные 200 — 250 рублей, стоимость часа проката лыжного инвентаря — от 200 до 350 рублей, часовое занятие с инструктором — 350 — 500 рублей. Таким образом, час катания на ГЛК первого типа семье из четырех человек (предположим, все новички) обошелся бы от 3 до 4,4 тыс. рублей. Это самые грубые подсчеты: сюда не внесены затраты на питание, дорогу и дополнительные услуги. 

Стоимость часа катания в выходные на менее развитых в плане инфраструктуры и сервиса ГЛК в прошлом сезоне оказалась немногим ниже: подъемник — 130 рублей, прокат лыж — 200 рублей, час инструктажа — 200 рублей. Итого с все той же семьи — 2,1 тыс. рублей. Однако на курортах этого типа, за редким исключением, нет дополнительных услуг, вроде детской комнаты, катка, тира, бани. Даже инструкторы есть не везде. Это значительно сужает круг потенциальных клиентов: родители с маленькими детьми сюда вряд ли поедут.

Расходы существенно увеличиваются, если поездка «на гору» длится дольше одного дня. «Подъемник, прокат инвентаря, час занятия с инструктором на наших ГЛК, по сравнению с европейскими, стоят не так уж дорого, — говорит Рашит Минмухаметов. — А вот стоимость проживания в гостиницах, расположенных на курортах, действительно сравнима с европейскими ценами, а иногда и выше». По его словам, оплата гостиницы составляет порядка 2/3 затрат на отдых.
Высокие цены определяют основной поток клиентов: потратить 10 — 20 тыс. рублей за день (берем в расчет пять часов катания) могут далеко не все. Руководитель отдела маркетинга ГЛК «Ашатли» Юлия Симакина подтверждает: основные клиенты комплекса — люди с доходом выше среднего. Развивается курорт также в расчете на обеспеченную клиентуру: недавно открылся испанский ресторан, строятся коттеджи и гостиница с номерами класса люкс. 

Получается, десятидневный отдых в расчете на одного человека на уральском горнолыжном курорте (проживание — от 800 до 2,5 тыс. рублей за ночь, питание, катание, переезд) обойдется примерно в 30 — 40 тыс. рублей. И действительно, забронировать путевку в Абзаково с 30 декабря по 8 января можно за 26 тыс. рублей (включено проживание, трансферт, трехразовое питание). Еще 15 — 20 тыс. нужно взять собой.

Популярность уральских горнолыжных курортов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Европейские курорты предлагают тот же перечень услуг по ценам, соотносимым с уральскими. «Путевка в Австрию на одного человека с 26 декабря на 11 ночей будет стоить от 1100 евро (около 40 тыс. рублей: проживание, завтраки, трансферт, страховка). С собой, чтобы оплатить подъемник и прокат инвентаря, нужно взять еще как минимум 10 — 15 тыс. рублей, — рассказала корреспонденту “Э-У” менеджер одной из турфирм. — Хотя если вам не принципиальны даты вылета, то в феврале, после праздников, за 800 евро на 11 ночей можно слетать и в Болгарию, и в Турцию. В прошлом году были даже новогодние туры в Турцию на 11 ночей за 800 долларов».

Уровень обслуживания на курортах Европы выше, а деньги — те же. Это главная причина постепенного оттока платежеспособной аудитории местных ГЛК на европейские курорты. Так, туристический сайт www.tourdom.ru ежегодно проводит опрос четырех сотен топ-менеджеров российских турфирм, выясняя, какое направление за прошедший горнолыжный сезон стало самым популярным. За 100% принимается общее количество упоминаний всех направлений. По результатам последних трех лет в десятку стабильно входят Австрия, Италия, Франция, Андорра, Болгария, Турция, Швейцария, Словакия, Финляндия и Россия. При этом отечественные курорты в сезоны с 2004 по 2006 год занимали седьмое место, а по итогам 2006/07 спустились на девятое: их популярность увеличилась всего на 0,2%, в то время как Болгарии — на 3%, Франции — на 2%, Андорры и Словакии — на 1%.

Лыж и палок хватит на всех

Усиливается не только внешняя, но и внутренняя конкуренция. На уральском рынке появляются новые игроки, а уже работающие активно модернизируют инфраструктуру и расширяются. По данным министерства по физической культуре, спорту и туризму Башкирии, с 2005 года в республике открылось три небольших комплекса. В Свердловской области реализуется проект ГЛК «Гора Белая»: к этому сезону здесь откроются сноу-тюбинг (катание на «бубликах») и гостиница на 50 мест. В 2008 году начнется строительство горнолыжной деревни, физкультурно-оздоровительного комплекса, специальной трассы для сноубордистов. Инвестиции в проект — 400 млн рублей.

Кроме того, в следующем году в Свердловской области откроется ГЛК «Ильинка», в Пермском крае — «Усьва». Оба проекта реализует пермский холдинг «Ашатли», в состав которого уже входят два ГЛК. По словам руководителя проекта Артема Старкова, на Ильинке к сезону 2008/09 построят подъемники, гостиницу на 40 мест, три трассы. На Усьве к 2016 году будет 12 подъемников, несколько гостиниц и трассы различной сложности. Общий объем инвестиций в проекты в течение 10 лет — около 0,5 млрд рублей.

В Челябинской области, по данным главного управления по физической культуре, спорту и туризму, в ближайшее время начнется строительство ГЦ «Евразия» на горе Колонец в районе города Кусы. Параллельно разрабатывается проект строительства ГЛК «Две долины» в пригороде Аши.

Модернизацией и расширением курортов занимаются в основном крупные комплексы. На свердловской Волчихе к новому сезону расширена и удлинена детская трасса, на Ежовой появились четыре новых подъемника. В Абзаково на одной из трасс установлено освещение, построена дополнительная трасса для сноубордов, вдвое увеличены мощности оснежения. По словам директора ООО «Абзаково» Ольги Новиковой, в развитие курорта в ближайшие два года будет вложено порядка 70 млн рублей.

Накатать лыжню

Учитывая заявленные для реализации проекты строительства и модернизации ГЛК и отток части туристов за границу, заполнять курорты со временем будет все сложнее. Курортам уже сегодня нужно уходить от ориентации исключительно на обеспеченных туристов, работать с разными целевыми аудиториями, четче позиционироваться, искать яркие, неординарные способы привлечения внимания горнолыжников не только региона, но и всей России.

Эффективным методом стимулирования притока дополнительных клиентов станет ориентация на групповой отдых. (По данным туроператоров, европейские курорты интересуют в основном частных лиц. Группы на эти направления из России собираются редко.) Проведение корпоративных семинаров, тренингов, обучений и праздников, продажа турпакета на несколько человек сократит затраты на оформление документов, поможет заполнить курорт в рабочие дни и повысить доходность за счет дополнительных услуг. Однако работать с этой группой смогут только курорты, в состав которых входят гостиницы, деловые центры или конференц-залы.

Уральские курорты пока слабо ориентированы на начинающих горнолыжников, хотя доля новичков в общем объеме катающихся, по разным оценкам, составляет 50 — 70%. Делать ставку на привлечение этой группы очень выгодно: во-первых, «чайники» будут всегда, а значит, и постоянный приток клиентов обеспечен. Во-вторых, четкая ориентация позволит курорту заметно выделиться на общем фоне игроков. Но самое главное: привлечение и удержание этой группы туристов не требует слишком больших затрат — нужны трасса низкой сложности, услуги инструктора и прокат. «Мы проанализировали рынок, и оказалось, что три четверти всех катающихся — начинающие, у которых еще есть и дети. Поэтому мы целенаправленно занимаемся именно этим сегментом. Создали инструкторскую школу, детский клуб, специальный комплекс для занятия детей, трассы для новичков», — делится опытом Олег Сиротин.

Еще одна группа, пока недооцененная местными ГЛК, — бизнес-туристы, приезжающие в регион более чем на сутки. Они вряд ли будут проявлять инициативу: узнавать, где поблизости есть горнолыжные курорты, как до них добраться, какие услуги и по каким ценам там предоставляют. Поэтому реклама курортов и турагентств, занимающихся организацией трансфертов на них, должна «отлавливать» бизнес-клиентов сама: по дороге из аэропорта, в номерах отелей, в ресторанах и офисных зданиях. При этом ГЛК, ориентированный на этот сегмент туристов, обязан соответствовать европейскому уровню: здесь как минимум должны быть удобные номера, хорошие трассы и высокий класс обслуживания. Но самое главное: курорт должен иметь хорошую телефонную связь, интернет и дорожное сообщение с крупными городами и аэропортом. Тогда информация о нем быстро распространится по «сарафанному радио».

Наконец, чтобы приобщить к горнолыжному спорту тех, кто до сих пор не мог себе этого позволить, местным курортам необходимо разрабатывать системы скидок, бонусов и дополнительных программ для отдыхающих. Такие акции нелогично проводить в пиковые периоды: в праздничные, выходные дни, однако с понедельника по четверг или в самом начале (конце) сезона они могут обеспечить наполняемость гостиниц и принести дополнительную прибыль.  

В подготовке материала принимала участие Валентина Глотова

Дополнительные материалы:

Горнолыжные курорты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица Планы развития некоторых уральских горнолыжных курортов

Комментарии

Материалы по теме

Иностранцы осваивают сферу услуг

Большой ремонт

Дружба дружбой, а интернет — бизнесом

Средние в прицеле

Перелить металл в отели

Пищит, но лезет

 

comments powered by Disqus