Да, но

Да, но Эту типичную историю нам рассказал руководитель одного из региональных банков. Малый предприниматель много лет поставлял трубы компаниям группы ЛУКойл, периодически пользуясь кредитом для пополнения оборотных средств. И вот когда он в очередной раз взял кредит и купил трубы, заказчик неожиданно отказался их брать, ссылаясь на кризис и финансовые трудности. Предприниматель остался с товаром на руках и неоплаченными долгами по банковскому кредиту. «Хорошо, что мы знаем друг друга много лет, - говорит финансист. - Я беру трубы, перевожу их на свой склад, реструктурирую кредит, дожидаясь пока заказчик моего клиента найдет деньги, а клиент соответственно начнет обслуживать кредит». Банкир понимает: если он не согласится подождать, предпринимателю просто грозит разорение.

Другую причину снижения деловой активности в сегменте малого бизнеса приводит заместитель директора департамента кредитования малого бизнеса Челиндбанка Александр Евстифеев:

- По нашим расчетам, в Челябинской области выручка на предприятиях среднего и малого бизнеса упала на 30%, а в моногородах примерно в два раза. Связано это с тем, что работники градообразующего предприятия не получают зарплату и соответственно не могут покупать товары и услуги в розничной торговле, а она в таких городах представлена в основном малым бизнесом. Правда, в последнее время наметилась тенденция стабилизации и даже роста выручки.

У власти на местах есть понимание того, что на спаде малым предприятиям, попавшим в объективно сложную ситуацию, надо помогать. Вопрос только в том, насколько точно выделенные средства попадают в цель.

Пока, видимо, не слишком точно: как показывают экспертные оценки, выручка малых предприятий продолжает падать. Как помочь малому бизнесу - этой теме и была посвящена дискуссия на круглом столе «Финансирование малого бизнеса», организованном журналом и аналитическим центром «Эксперт-Урал».

Хорошо, но мало

Анализ антикризисных программ, принятых региональными властями Урала, показывает: на территориях задействованы практически все возможные формы финансовой поддержки малого бизнеса. В их числе выделение за счет бюджета небольших целевых займов через фонды поддержки малого предпринимательства, предоставление гарантий перед банками тем предпринимателям, у которых недостаточно имущества для обеспечения кредита, субсидирование ставок по уже выданным кредитам. Судя по выступлениям на круглом столе, в 2009 году объемы этой помощи как минимум не уменьшены, несмотря на сложную ситуацию с исполнением региональных бюджетов.

- У нас субсидирование ставок по банковским кредитам выросло в пять раз. Правительство области пошло на этот шаг исходя из того, что банки в начале года резко подняли ставки и предпринимателям стало трудно обслуживать кредиты. Сегодня на эти цели предусмотрен 331 млн рублей из регионального бюджета и 57 млн рублей из федерального, - приводит пример заместитель директора департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Леонид Остроумов.
Отметим, что регионы стали гораздо активнее привлекать деньги на поддержку малого бизнеса на условиях софинансирования из федерального бюджета, нередко проявляя инициативу и предлагая новые инструменты. Так, правительство Югры пробует задействовать для поддержки малого предпринимательства средства, которые аккумулируют частные пенсионные фонды: недавно в рамках эксперимента завершено формирование специального фонда в 400 млн рублей из денег федерального и регионального бюджетов, а также частной УК «Югра Финанс», управляющей ресурсами НПФ.

Таким образом, недостатка в механизмах поддержки малого предпринимательства в регионе в принципе нет. Вопрос - в масштабах этой поддержки. Бесспорно, предоставление поручительств региональных органов власти перед банками за счет гарантийных фондов - очень хороший метод, особенно когда банки ужесточили требования по залогам. Но сколько человек может им воспользоваться? В Тюменской области с начала года выдано 50 поручительств, при том что в целом в области зарегистрировано 50 тысяч субъектов малого предпринимательства. В Оренбургской планируется выдать 60 гарантий. В Свердловской, которая раньше других начала применять этот инструмент, их предоставлено более 700, но субъектов малого предпринимательства здесь - 155 тысяч. Это капля в море. Отдельным микропредприятиям пользу такая помощь безусловно принесет, но на общую ситуацию в малом предпринимательстве не повлияет.

Социальный бизнес

Второе серьезное направление, на которое в текущем году направляются ресурсы государства, - вовлечение в сферу предпринимательства новых людей. Почти в каждом субъекте существенно больший ресурс, чем в прежние годы, выделен на обучающие курсы, семинары, тренинги, предоставление грантов начинающим предпринимателям. К примеру, если ранее на Среднем Урале обучение основам бизнеса за счет бюджета проходили до 200 человек в год, то в 2009-м, по словам председателя комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области Евгения Копеляна, решено обучить как минимум 5 тысяч.

- Особенность новой программы «Начни свое дело» в том, что участники специализированного тренинга для начинающих предпринимателей, прошедшие все три этапа, получают не только сертификат об окончании, но и возможность подать заявку и выиграть средства для создания собственного дела на сумму до 300 тыс. рублей. По итогам первого заседания конкурсной комиссии (а они будут работать во всех управленческих округах) отобрано шесть проектов из 11 представленных. Всего по области планируется в 2009 году выдать такие гранты как минимум 300 предпринимателям, - приводит плюсы инструмента Евгений Копелян. - Этот проект рассматривается не только как антикризисная мера, позволяющая создавать новые бизнесы и рабочие места в современных условиях, но и как мера, с перспективой формирующая «бизнес-среду» - сообщество людей с предпринимательским мировоззрением и активной неиждивенческой экономической позицией. Поэтому одна из задач применяемой нами технологии - найти и отобрать из всех людей, пришедших на тренинг, «добровольных» предпринимателей с жизнеспособными проектами, тех, кто хочет и может создать собственное дело.

Однако и здесь требуется добавить «но». Ученые, исследующие тенденции развития малого бизнеса, говорят, что в период глубоких потрясений на рынок выходит «вынужденное предпринимательство»: человек занимается бизнесом не по своей воле, а просто потому что больше ему не на что жить. Такие всплески мы наблюдали в начале перестройки в 90-х годах, в кризис 1998 года. И сейчас велика вероятность, что на тренинги пойдут не «добровольные», как считает Евгений Копелян, а «вынужденные» предприниматели. Обучить их финансовой грамоте, помочь составить бизнес-план, даже дать денег - мало. Бизнес-план, выигравший конкурс, может оказаться не реализован просто потому, что в ситуации сжатия рынков абстрактный проект работать не будет. Тут и у «матерого» предпринимателя не хватает возможностей вытащить бизнес, что уж говорить о новичке.

В этой связи заслуживает внимания эксперимент властей Пермского края (подробнее о нем мы расскажем в ближайших номерах, а сейчас остановимся на некоторых конкретных аспектах). Суть его изложил на круглом столе министр развития предпринимательства и торговли Пермского края Марат Биматов:

- Мы считаем, что сейчас важно помочь малому бизнесу через открытие новых ниш. В состоянии это сделать региональная власть? Думаю, да. Для этого надо показать людям новые сферы, где можно зарабатывать деньги. Это ни в коем случае не связано с рынком, там предприниматели найдут себя сами. А вот передать бизнесу функции, которые сейчас выполняет бюджет, власть как раз может. Приведу конкретный пример. На территории Пермского края работают 884 школы. У каждого директора голова болит не только о том, как обеспечить образовательный процесс, но и о том, как организовать уборку школы, охрану и так далее. Почему не привлечь для эксплуатации и содержания школы на условиях конкурсов малый бизнес? При этом мы решаем две задачи. Первая - сокращение бюджетных расходов. Второе - вовлечение в малый бизнес новых людей. Это могут быть как предприниматели, раньше вообще не сталкивающиеся с этой сферой, так и люди, которые уже работают в школах. Будучи самостоятельными предпринимателями, они смогут оказывать услуги более эффективно. Если в каждой школе работает один электрик, три сантехника, пять уборщиц, то предприниматель сможет организовать работу так, чтобы один электрик обслуживал пять школ.

То, что идея интересная, хотя и не бесспорная, показала последующая дискуссия: участники конференции просто завалили Марата Рамилевича вопросами. По мнению члена совета Свердловского областного отделения «Опоры России» Максима Стародубцева, главный плюс в том, что в данной схеме власть применяет экономический механизм для стимулирования спроса. «Тем самым обеспечивается перетекание предпринимательской активности в отрасли народного хозяйства, которые могут обеспечить экономический скачок.

К ним, я убежден, как раз и относится недооцененная социальная сфера». А вот заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин считает, что заложены серьезные риски: есть опасность того, что в бизнес, причем ответственный, придут совершенно неподготовленные люди, которые уровня этой ответственности не понимают. Марат Биматов соглашается: риски есть, и пермские власти предпринимают усилия, чтобы их снять.

- Мы сегодня выстраиваем инструменты помощи малому бизнесу через взаимодействие отраслевых ведомств. В данном примере речь идет о плотном сотрудничестве нашего министерства и министерства образования. Наша общая задача - помочь начинающему предпринимателю включиться в бизнес. Для этого ему выдается технология уборки школы, ее описание со всеми санитарными нормами, правилами, стандартами. И диалог с директором школы как заказчиком идет в режиме выдачи техзадания с большим количеством пунктов.

Таким образом, сегодня мы имеем два различных концептуальных подхода к развитию малого бизнеса. Первый реализуется в большинстве субъектов, в частности в Свердловской области: помимо финансовых форм поддержки (которые в состоянии закрыть не более 2% рынка) акцент сделан на обучении начинающих предпринимателей. Образно говоря, человека учат стрелять в тире, а потом отправляют на охоту, правда, когда на дворе зима и дичи мало. Кого он подстрелит - его проблема.

Пермский край помимо помощи «начинающим охотникам» (лицензирование, юридическая и бухгалтерская помощь) выделяет участок, огораживает его и говорит: желающие, вперед. Второй подход - создание нового рынка для малого бизнеса через вывод ряда государственных функций на аутсорсинг, на наш взгляд, гораздо перспективней. Однако здесь нужно учитывать следующее: Свердловская область, как и многие другие субъекты, реализует программу поддержки малого бизнеса так - есть ответственная за малый бизнес структура, она на себе все и тащит. А чтобы реализовать модель Пермского края, нужен очень хороший уровень взаимодействия на межведомственном уровне: в ней задействованы интересы и ответственность большого количества региональных и федеральных министерств и ведомств. Но взаимодействием таким, кроме пермяков, на Урале никто похвастаться не может. Пока задача развития малого бизнеса на уровне субъектов остается задачей одного ведомства, прогресса в этом направлении не будет.


Комментарии

Материалы по теме

По ветру

Любим — не любим

Некорректный коэффициент

Точки роста

Тянет в Европу

Расти большой

 

comments powered by Disqus