Что с вашей лодкой

Что с вашей лодкой Потеря динамики роста негативно сказывается на страховом рынке. Компании пессимистично смотрят даже на безусловный драйвер прошлых лет ОСАГО и настаивают на росте тарифов.

Темпы роста страховых премий значительно замедлились — таков главный вывод, полученный при анализе основных показателей страховых компаний в ходе работы над рейтингом по итогам первого полугодия 2013 года. Эта тенденция характерна как для Урала, так и страны в целом. На территории региона совокупный объем премий за полугодие (к аналогичному периоду прошлого года) вырос всего на 7,8% (годом ранее — на 28%), по стране — на 13,6% (год назад — на 23%). Падение темпов наблюдается почти по всем направлениям (кроме страхования жизни — плюс 45%, год назад — 21%): по ДМС — с 9 до 2%; страхование банковских заемщиков в прошлом году выросло в два раза, в этом только на 5%.

Не больше 130

На совокупные показатели рынка влияет сокращение количества компаний. За год число игроков, имеющих действующую лицензию (не считая занимающихся исключительно перестрахованием), уменьшилось в стране с 506 до 428. При этом в реестре достаточно «мертвых душ», которые не ведут деятельности. По нашим данным, количество реальных бизнесов сократилось с 416 до 385, а с учетом объединения имеющих одних акционеров (это повышает достоверность картины), на конец второго квартала их осталось 335.

На территории Урала сейчас действует 130 компаний, которые сгруппированы по наличию общих собственников. За последний год с уральского рынка ушло 19 игроков, в том числе восемь — по причине отзыва лицензии (в частности Русский страховой альянс — 62 место на Урале и 66-е в стране, занималась исключительно страхованием сельскохозяйственных рисков в Курганской и Тюменской областях). При этом на рынок Урала приходят новые федеральные игроки: за последний год здесь открыли офисы десять компаний, в том числе «Сбербанк страхование».

Снижение сборов с территории Уральского региона мы увидели у 40 компаний, в том числе у 29 из других регионов. Безусловно, есть исключения. На Урале лидерами прироста являются компания Альфастрахование (рост 29%), Уралсиб (27,5%), ВТБ страхование (100,7%).

Концентрация рынка немного снизилась: год назад на десять компаний приходилось 69% премий, сейчас 68,2%. Лидер рынка Росгосстрах сократил долю, показав отрицательную динамику по ОСАГО: опасаясь убытков, компания искусственно сдерживает рост клиентской базы (подробнее см. «Перестраховщики», «Э-У» №25 от 24.06.2013 г.). Из-за низких тарифов, высоких выплат и расходов на урегулирование убытков (на ОСАГО приходится 38% всех страховых случаев) этот вид страхования для многих перестает быть привлекательным. Кроме того, убыточность ОСАГО растет из-за большой расходной составляющей: львиная доля полисов продается через агентов, которым необходимо платить комиссию. Доля собственных продаж — всего 21,6%.

Склонение ОСАГО

Дальнейшие перспективы сегмента ОСАГО зависят от того, в какой конфигурации будут приняты готовящиеся изменения в закон. Весной этого года в первом чтении прошел законопроект, предусматривающий увеличение страховых выплат. Авторы проекта считают, что в части возмещения вреда жизни и здоровью потерпевших следует поднять выплаты с нынешних 160 до 500 тыс. рублей, в части возмещения вреда имуществу — со 120 до 400 тыс. рублей. Кроме того, правительственный законопроект расширяет перечень лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего, и вводит таблицу выплат для расчета вреда, причиненного здоровью.

— Объективно время увеличивать выплаты действительно пришло, — соглашается президент Российского союза автостраховщиков
Павел Бунин. — С 2003 года цена нормочаса для ремонта автомобиля ВАЗ выросла на 146%. Потерпевшим не хватает средств на ремонт автомобилей, у них возникает недовольство.

Кроме того, поправки в закон об ОСАГО предлагают в два раза (до 50 тыс. рублей) — увеличить лимит выплат по европротоколу (оформление аварии без вызова ГИБДД).

— Лимит сдерживает применение европротокола, — продолжает Павел Бунин. — По нашим оценкам, по европротоколу сейчас оформляется только 8% ДТП, что не позволяет снизить нагрузку на сотрудников полиции и уменьшить в связи с длительным оформлением возникающие заторы на дорогах.

Однако страховщики утверждают, что не смогут обеспечить новый уровень выплат без повышения тарифов. «Стоимость полисов по ОСАГО не менялась с 2003 года, когда был введен базовый тариф 5980 рублей. Мы посчитали: чтобы обеспечить планируемое увеличение выплат по имуществу, жизни и здоровью, нужно увеличить тариф в целом на 70%», — приводит расчеты Павел Бунин.
Насколько эти расчеты устроят регулятора и законодателя, станет ясно в конце октября, когда состоятся парламентские слушания законопроекта об ОСАГО.

Дополнительная информация.

Автогражданка требует

Александр СартаковПришло время менять политику в части установления тарифов по ОСАГО, считает директор Екатеринбургского филиала ОАО ГСК «Югория» Александр Сартаков.

— В 2012 — 2013 годах на страховом рынке появилось два новых обязательных вида страхования — ответственности владельцев опасных объектов (ОПО) и ответственности перевозчиков. Как вы оцениваете динамику взносов?

— Появление новых видов страхования всегда стимулирует рынок. Обязательные виды зачастую вызывают рост премий по смежным. Так было с ОСАГО: после его появления каско стало массовым. Именно через этот путь в обществе приходит осознание важности страхового механизма защиты жизни и здоровья граждан, их имущества.

Конечно, эффекты от введения обязательного страхования ОПО и ответственности перевозчиков необходимо рассматривать по отдельности. По этим видам совершенно разная статистика убытков. По ОС ОПО за 2012 год урегулировано страховых событий на 144 млн рублей и заявлено на 130 млн рублей. Это очень небольшие величины. По страхованию обязательной ответственности перевозчиков, даже еще не имея полной картины, можно утверждать, что суммы будут в несколько раз выше. Здесь события происходят чаще, но они не несут потенциально миллиардных убытков, в то время как в страховании ОПО миллиардные убытки очень даже возможны.

— В конце октября ожидаются парламентские слушания по проекту закона об ОСАГО в части повышения страховых сумм и тарифов. Как вы оцениваете этот законопроект, какой уровень выплат и тарифов, на ваш взгляд, оптимален?   

— Все страховое сообщество надеется на разумное изменение законодательства. В 2012 году мы все получили фактически новые условия страхования ОСАГО (и каско), по решению пленума Верховного суда РФ действие закона о защите прав потребителей было распространено на страховой рынок. Штрафы стали столь значительны, что заставили в корне менять политику страховых компаний, поскольку появилась угроза стать жертвой так называемого «потребительского экстремизма». Так, некоторые клиенты в надежде получить дополнительно к страховой выплате штраф и неустойку начали намеренно лишать страховщика возможности выполнить свои обязательства (например, не приходят за получением денег в кассу, но подают в суд на то, что компания якобы не выполнила обязательства). Это привело к увеличению расходов страховых компаний за счет судебных издержек. Разумеется, все это приходится закладывать в тарифы. Поэтому потребность в повышении ставок сформировалась. Но есть очень большая вероятность того, что тарифы оставят такими как есть, новации Верховного суда узаконят, а лимиты ответственности увеличат. В этом случае полис ОСАГО станет дороже. Уже сегодня ряд компаний продают полисы только «с нагрузкой» — условием купить еще какой-то страховой продукт. Тем самым страховщики стремятся повысить свои доходы. В будущем это может стать распространенной практикой, если правительство и депутаты не прислушаются к аргументам страховщиков. Думаю, при введении неограниченного лимита ответственности по ОСАГО было бы верным увеличение тарифа на 50%. Если это будет происходить постепенно, то и тарифы должны меняться пошагово.

Партнер проекта Югория

Дополнительные материалы

Рейтинг страховых компаний Урала и Западной Сибири по итогам I полугодия 2013 года

Комментарии

Материалы по теме

Законный фактор

Вредный закон

Защити себя сам

Чтобы крышу не снесло

 

comments powered by Disqus