Тучи над пирамидами

Тучи над пирамидами Система регулирования потребительских кредитных кооперативов наконец создана. Это может снизить уровень мошенничества и масштабы строительства финансовых пирамид. Но с одним условием: если участники рынка найдут эффективные инструменты наказания и контроля.

K началу сентября завершилось становление института саморегулирования еще в одной отрасли - кредитно-потребительской кооперации. Контуры системы прописаны в законе «О кредитной кооперации», принятом еще в 2009 году, однако нормы окончательно вступили в силу только в 2011-м.

С 4 августа в течение трех месяцев все кредитно-потребительские кооперативы граждан (КПКГ), желающие и дальше работать на рынке, должны стать членами одной из действующих СРО.

К проблемам кредитной кооперации «Э-У» обращался неоднократно (см., например, «Обстоятельства непреодолимой силы», «Э-У» № 34 от 19.09.07, «Пороть их надо», «Э-У» № 16 от 21.04.08). Сегмент привлек наше внимание главным образом потому, что его в немалых масштабах начали задействовать мошенники.

Плацдарм для махинаций

Достоверно оценить объемы рынка КПКГ сложно. Кооперативы начали создаваться в России еще в начале 90-х годов, но далеко не все фигурировали в официальной статистике из-за отсутствия правового статуса. По данным, представленным на недавней пресс-конференции начальником отдела регулирования банковской деятельности Минфина Натальей Сатиной, в России действует 2800 кредитных кооперативов, представители налоговой службы говорят о 3200. Оценки объемов рынка разнятся от 15 до 70 млрд рублей. На Урале и в Западной Сибири кредитно-кооперативное движение получило активное развитие в Башкирии, Челябинской области, Пермском крае. По нашим приблизительным оценкам, до кризиса на территории региона действовало около 200 КПКГ.

В теории КПКГ представляет собой добровольное объединение людей, которые, внеся в эту организацию свой пай, получают возможность как размещать свои деньги под проценты, так и брать взаймы. Директор ОВК «Союз-Кредит» (Белебей, Башкирия) Наталья Федотова так описывает специфику работы КПКГ:

- Начинали с пяти человек, сейчас в составе кооператива более тысячи пайщиков. Взносы принимаются под 16 - 18% годовых, ссуды выдаются под 20 - 24%, средняя величина выдаваемой ссуды составляет 20 - 25 тыс. рублей, срок - до года.

В структуре пайщиков есть и предприниматели: их порядка 10%, но на них приходится около 20% объема кредитования, у них хорошая кредитная история, а предоставленные им деньги оборачиваются со скоростью 3 - 5 раз в год. Отношения со всеми давно установились доверительные, договор зай­­ма оформляется за час, а для предпринимателей кредит в 50 тыс. рублей, если он выдан вовремя и без волокиты, иногда решает судьбу многомиллионной выручки. Не удивительно, что они во многих случаях предпочитают «Союз-Кредит» банкам.

К сожалению, это вполне безобидная форма взаимопомощи стала плацдармом для прикрытия финансовых махинаций. Мошенники, зарегистрировав такой кооператив, привлекали под обещание сверхвысоких процентов деньги от народа, даже выплачивали их первым участникам, а потом благополучно исчезали. Последствия пирамидостроительства, особенно сильно процветающего в 2006 - 2007 годах, сказываются по сей день. Буквально на днях мы нашли в информационных лентах сообщение о расследовании уголовного дела в Пермском крае: в результате деятельности финансовой пирамиды «Ковчег» пострадало 2090 пайщиков потребительского кооператива, а общая сумма ущерба составила 267 млн рублей.

Такая ситуация сильно раздражала профессиональных участников фондового рынка, банкиров. Во-первых, мошенники уводили у них потенциальных клиентов, а во-вторых, портили репутацию всех финансовых организаций.

С середины 2000-х на рынке Урала и Западной Сибири началась активная борьба с пирамидами. Профессиональные участники фондового рынка пытались втянуть в нее различные государственные органы - ФАС, ОБЭП, ФСФР, однако системного эффекта это не дало: каждый действовал лишь в рамках отведенных ему полномочий и брать на себя дополнительную ответственность особо не стремился. В 2007 году «Эксперт-Урал», собрав дискуссионную площадку на эту тему, пришел к выводу: без создания системы контроля за рынком кредитной кооперации строителей финансовых пирамид не остановить.

Теперь система появилась. Рассмотрим ее параметры и оценим эффективность.

В ответ на чаяния

Итак, чтобы получить статус СРО, некоммерческие партнерства должны были к 30 августа этого года набрать сто кредитных кооперативов с любым количеством пайщиков или пять - с числом пайщиков не менее сотни, сформировать компенсационный фонд (на эти цели члены СРО должны отчислять не менее 0,2% среднегодовой величины активов), принять уставы и стандарты деятельности.

На данный момент статус СРО официально получили шесть некоммерческих партнерств «Национальное объединение кредитных ко­оперативов» (Волгоградская область), «Кооперативные финансы» и объ­единение кредитных кооперативов «Народные кассы» (оба - Москва), «Опора кооперации» (Татарстан), «Губернское кредитное содружество» (Новгородская область), Межрегиональный союз кредитных кооперативов (Чувашия). Функции контроля за рынком переданы ФСФР, которая кроме СРО будет контролировать и крупных игроков с числом пайщиков более 5 тыс. человек. По данным на 30 августа, в реестре кредитных кооперативов, официально принятых в члены СРО, числилось 489 организаций, с территории Урала и Западной Сибири мы насчитали 87. Понятно, что это не предел, процесс вступления в СРО еще идет. Генеральный директор Лиги кредитных союзов, директор СРО КПК «Кооперативные финансы» Александр Соломкин считает, что доступ на рынок в общей сложности получат около тысячи КПКГ. По его мнению, «закон в целом учел основные чаяния практиков: с одной стороны, снял ряд ограничений, которые сдерживали развитие кредитной кооперации, и ввел ряд новаций в деятельности системы, с другой - установил систему нормативов и определил механизмы регулирования».

Барьеры на входе

Откровенных мошенников должны отпугнуть несколько ограничений. Во-первых, повышение стоимости входа на рынок. Чтобы получить членство в СРО, необходимо сначала заплатить вступительный взнос, а затем каждый месяц отчислять платежи в СРО. Величина ежемесячных членских взносов примерно одинакова - СРО дифференцируют его в зависимости от объема активов КПКГ: минимальный уровень составляет 500 - 1000 рублей, максимальный - около 10 тыс. рублей. А вот разница в размере вступительных взносов колоссальна: в одну СРО «дорога» стоит 35 тыс. рублей, в другую - всего 1000. Назвать такой порог заградительным для желающих заработать сложно. Впрочем, это типичная болезнь становления института саморегулирования, ее перенесли и оценщики, и аудиторы, и строители. В рамках заданных законом о саморегулировании в России правил работает принцип: чем больше членов СРО, тем больше взносов и тем мощнее организация. А поскольку каждая формируемая СРО стремится быть лидером, выставлять слишком жесткие правила решаются не все. В итоге доступ на рынок на первых порах получают практически любые желающие. «Мне не нравится развернувшаяся закулисная борьба: те СРО, которые уже успели зарегистрироваться, позиционируют себя как более привлекательные для кредитных кооперативов, если не единственно возможные, и выглядит это, по меньшей мере, странно», - делится Наталья Федотова.

Второй барьер - необходимость исполнения финансовых нормативов. В законе о кредитной кооперации их установлено восемь (см. «Финансовые нормативы, обязательные для исполнения кредитными кооперативами», с. 11). «Нормативы ограничивают риски концентрации активов и пассивов КПКГ, устанавливают требования к достаточности капитала, определяют ограничения на размещение активов, сформированных за счет привлеченных средств от членов кооператива», - оценивает новации Александр Соломкин. По его словам, обсуждаются необходимость и целесообразность определения порядка формирования резервов на просрочки по предоставленным займам, что должно защитить организации от принятия на себя излишних рисков, связанных с предоставлением некачественных займов.

В целом мы с подходом согласны, за исключением некоторых моментов. В отношении ряда нормативов установлена странная зависимость: чем старше ко­оператив, тем жестче требования. Так, кооператив, который работает на рынке более двух лет, должен сформировать резервный фонд на случай покрытия убытков в размере не менее 5% от суммы привлеченным им средств, а если кооперативу меньше двух лет, на резервы можно направить минимум 2%. Возможно, таким образом законодатель пытается создать стимулы для количественного роста игроков. Но эта логика противоречит законам рынка: чем старше организация, тем она опытнее и надежнее.

Еще один инструмент повышения надежности и ответственности участников рынка, принятый в системе саморегулирования, - формирование общего компенсационного фонда, из которого в случае разорения какого-либо из членов СРО будут выплачиваться компенсации пострадавшим от деятельности кооператива сторонам. Однако надо понимать, что о выплате компенсации вкладчикам, наподобие системы, действующей в банковском секторе, речи пока нет. Для этого необходимо принять изменения в законы, регламентирующие банкротства потребительских кооперативов, и создать систему страхования с соответствующим отчислением, как это принято у банков. Предложения такие у Минэкономразвития есть, но пока они находятся на рассмотрении в правительстве.

- Я считаю, что идея создания системы регулирования кооперативов оправдана, это должен быть качественный и своевременный этап развития кредитной кооперации, он логичен. Кредитной кооперации в России дали развиться, не ограничивая излишними рамками, теперь потребность в регулировании и контроле назрела. Но 4 августа процесс перехода к новой системе регулирования не завершится, - резюмирует председатель Фонда развития кредитной кооперации Республики Башкортостан Николай Койков. - Потребуется как минимум еще три-пять лет для того, чтобы сами участники рынка смогли выстроить эффективную систему контроля за исполнением тех нормативов, которые установлены в законе.

Как показывает опыт других отраслей, успех модели саморегулирования во многом зависит не столько от ограничений, сколько способности и готовности саморегулируемых организаций контролировать правила игры и жестко наказывать за их несоблюдение. А с этим как раз больше проблемы: не хватает времени, квалификации, внимания к отдаленным регионам, а иногда и элементарного желания. Исполнительные аппараты СРО, поставленные в условия жесткой конкуренции друг с другом, особенно на этапе создания, вынуждены заниматься в большей степени внутренними задачами роста собственных СРО, нежели контролем за рынком.

«Эксперт-Урал» наблюдает за становлением института СРО в регионе много лет. И нам очевидно: кредитная кооперация наступает на те же грабли. На наш взгляд, настало время, обобщив опыт, накопленный в других отраслях, пересмотреть некоторые положения самого закона о саморегулировании.

Дополнительные материалы:

Финансовые нормативы, обязательные для исполнения кредитными кооперативами

Резервный фонд - не менее 5% (не менее 2% - для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет со дня его создания) суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от пайщиков на конец предыдущего отчетного периода;

Максимальная сумма денежных средств, привлеченных от одного пайщика или от нескольких членов кредитного кооператива, являющихся аффилированными лицами, - не более 20% (не более 30% - для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет) от общей суммы денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом;

Максимальная сумма займа, предоставляемого одному пайщику, - не более 10% (не более 20% - для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет) общей суммы задолженности по займам, выданным кредитным кооперативом;

Максимальная сумма займа, предоставляемого нескольким членам кредитного кооператива, являющимся аффилированными лицами, - не более 20% (30% - для кредитного кооператива, срок деятельности которого составляет менее двух лет) общей суммы задолженности по займам;

Минимальная величина паевого фонда кредитного кооператива должна составлять не менее 8% суммы денежных средств, привлеченных кооперативом от членов;

Максимальная сумма денежных средств, привлеченных кредитным кооперативом от юридических лиц, не являющихся его членами (пайщиками), должна составлять не более 50% общей суммы привлеченных денежных средств;

Максимальная сумма денежных средств, направляемых в кредитные кооперативы второго уровня кредитным кооперативом, являющимся их членом, - не более 10% суммы паевого фонда и привлеченных средств кредитного кооператива;

Общая сумма денежных средств, направляемых кредитным кооперативом в течение отчетного периода на цели, не связанные с выдачей займов членам кредитного кооператива, - не более 50% общей суммы средств, привлеченных кредитным кооперативом от его членов.

Лучше сразу запретить

Константин СелянинНачальник управления по работе на финансовых рынках Уральского межрегионального банка Константин Селянин много лет борется с финансовыми пирамидами: он по своей инициативе выступает с лекциями в школах, на семинарах, консультирует пострадавших от финансовых пирамид во время судебных процессов. Мы попросили его оценить вступившие в силу правила регулирования рынка кредитных кооперативов.

- Константин Петрович, как оцениваете сейчас активность финансового мошенничества в Уральском регионе?

- Мне кажется, нам удалось ее снизить. Благодаря усилиям всего профессионального сообщества и при некотором участии ФСФР нам удалось объяснить людям, какую опасность для их денег представляют такого рода организации. Кроме того, на мой взгляд, в нашем регионе на продвижение пирамид серьезно повлияла позиция ФАС. В одном из дел, в котором мы участвовали, был оштрафован не только рекламодатель, но и рекламораспространитель - средство массовой информации. Это отрезвило издателей бесплатных газет, печатающих объявления типа «вклад под 200% годовых». Так что откровенно масштабных пирамид, которые были в 2006 - 2007 годах, в нашем регионе уже не видно. Другое дело, что они стали изощреннее. Некоторые начинают ловчить с точки зрения условий договора, например составляют договор о передаче денег в доверительное управление, где одним из пунктов является возможность объединения средств клиентов, которые вкладываются в сомнительные операции. Еще один признак пирамиды, о котором мы говорили, - невнятное направление инвестирования денег. Мошенники начинают по этому поводу много фантазировать. Допустим, в пирамиде, построенной компанией «Актив-Инвест», которая развалилась в прошлом году, работала такая фраза: «Мы применяем торговые стратегии, основанные на принципе Мартина Гейла, стратегии Гребень, модификации Геленджик». Звучит? Стали разбираться. Выяснилось, что Мартин Гейл - это система игры в рулетку: ставишь на красное или черное и если не угадал, ставишь в следующий раз в два раза больше. То есть за счет заумных слов людям предлагают вместо инвестирования и управления сбережениями поиграть в рулетку. И когда докапываешься до сути, то видно за всей этой мишурой банальное воровство и мошенничество.

- Эти факты можно доказать в суде?

- Можно. Только кроме моральной пользы в большинстве случаев это ничего не даст. Чтобы не потерять деньги в пирамидах, есть только один способ - не попадать в них. Можно набегаться, получить удовлетворение, посадив мошенников в тюрьму, но не более того: деньги, как правило, вернуть уже невозможно.

- Чем можно помочь тем, кто уже попался?

- Все, чем я могу помочь, это дать образец заявления в суд, образец заявления в полицию и объяснить, как правильно все это написать.

- Сегодня есть опасность для появления новой волны пирамид?

- Очень важно, что они не получили развитие в кризис 2008 года, когда банки испытывали проблемы. На этом фоне мошенники пытались разыграть новую карту, представляя свои пирамиды как некую альтернативу банкам. Не получилось, и это хорошо. Но успокаиваться рано. Опасность, на мой взгляд, есть. Это связано с усилением концентрации банковского капитала: крупные банки федерального уровня все больше вытесняют региональные структуры. А они, во-первых, не в состоянии охватить весь рынок своими услугами, а во-вторых, не будут возиться с мелким клиентом, как это делают региональные банки. И здесь снова появляется ниша для мошенников.

- Но им сейчас будет сложнее развернуться. Многие пирамиды прикрывались формой кредитного кооператива. Закон о кредитной кооперации начал работать, появились правила, система контроля и так далее.

- Я выскажу свое личное мнение, может, и непопулярное. По большому счету такие организации экономике не нужны. Да, можно их регулировать, постоянно что-то улучшать, не исключено, в итоге лет через десять что-то и выстроится. Вопрос: «А зачем?». Та классическая роль, которая была у кредитно-потребительского кооператива граждан во время Советского Союза в виде касс взаимопомощи на предприятиях, себя изжила. В Советском Союзе не было коммерческих банков, людям негде было взять взаймы, кроме как друг у друга. Вот они и объединялись в кассы взаимопомощи. Но сейчас-то зачем? У нас достаточно понятная прозрачная банковская система, которая жестко контролируется государством. Что могут сделать КПКГ из того, что не могут банки?

- Например, дать взаймы пайщику небольшую сумму. Где вы найдете кредит, скажем, на тысячу рублей?

- Вот это-то мне и непонятно. При чем здесь размер кредита? Почему если он небольшой, то требования с точки зрения рисков у кооперативов должны быть ниже, чем у банков? На мой взгляд, наоборот, когда вы отдаете пусть и несколько тысяч, но под честное слово, как это практикуется в КПКГ, риски совсем другие! Мне кажется это путь в никуда, мы просто теряем время и отвлекаем силы. На мой взгляд, КПКГ как форму лучше было сразу запретить.

- Но это нанесет рынку потери.

- Какие? В том, что запрет окончательно выбьет почву из-под ног недобросовестных игроков? Государство только навело порядок на банковском рынке, заставив банки честно раскрывать свои условия. А сейчас это придется делать и на рынке тех самых кооперативов. Я уже сейчас вижу объявления типа крупным шрифтом «кредит под 2%» и очень мелко «в день». И пойди объясни людям, которые бросились перехватить «до получки», что это на самом деле 730% годовых. Появится масса всяких недоразумений. Тем более что ФСФР как регулятор этой темой очень неохотно занимается.

- Но ведь «вход на рынок» теперь станет дороже...

- Если мне надо зарегистрировать кооператив и я вижу, что мои затраты на вхождение в СРО окупятся, я заплачу эти взносы. Да, чуть больше потребуется времени, расходов. Самые маргинальные варианты с клочком бумаги в подвале как раньше, безусловно, не пройдут, сейчас объявления будут вывешивать красиво, на билборде. Но суть явления от этого не изменится.

Подготовила Ирина Перечнева

Комментарии

Материалы по теме

Потребкредиты снова растут

Слезь с трона

Измеримые величины

Конец экономике дефицита

Улитка, ползущая по склону Фудзи

Кто ниже

 

comments powered by Disqus