Только точки

Только точки Как минимум до конца года лизинговые компании будут жить преимущественно за счет сбора платежей по текущим контрактам: точечные новые сделки в отрасли есть, но системных перемен пока не ожидается.

Лизинговая отрасль из всех сегментов финансового рынка пострадала от экономического спада, пожалуй, больше всего. Причина проста: предмет лизинга (транспорт, оборудование, техника) - это средства производства, которые нужны бизнесу для развития. Вот картина рынка, которую аналитический центр «Эксперт-Урал» получил в начале года в результате анализа основных показателей лизинговых компаний, работающих на территории Урала и Западной Сибири. С одной стороны, в условиях резкого падения спроса, стагнации деловой активности клиенты лизинговых компаний естественным образом приостановили инвестпрограммы. С другой - сами лизинговые компании столкнулись с серьезными трудностями. С третьей - банки резко свернули кредитные программы (а для большинства лизинговых компаний основным источником финансирования нового бизнеса были банковские кредиты), а значит, сократился объем средств, на которые лизингодатели могли бы закупать технику для новых сделок. Вся надежда была на обслуживание уже заключенных договоров: на текущие платежи можно было просуществовать определенное время. Но и здесь возникли проблемы: лишившись рынков сбыта, оборотных средств, клиенты либо приходили с просьбой отсрочить выполнение обязательств, либо отказывались платить вовсе.

Основные показатели развития лизингового рынка на территории Урало-Западносибирского регионаПосмотрим, что изменилось за прошедшие шесть месяцев.

Все вниз

В первом полугодии 2009 года объем нового бизнеса компаний-участников рейтинга в Урало-Западносибирском регионе уменьшился на 83% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: с 23,3 до 3,9 млрд рублей. Группе лизинговых компаний «Абсолют», единственной из списка, удалось улучшить этот показатель на Урале на 37% за счет роста количества сделок по лизингу легкового и грузового автотранспорта. Стоимость оборудования в рамках новых сделок в первом полугодии составила 2,4 млрд рублей (для сравнения в первом полугодии 2008 года - 14,8 млрд рублей). Объем полученных авансов снизился на 63% до чуть более 800 млн рублей.

Лизинговые компании сосредоточились на обслуживании текущих сделок. Объем профинансированных средств в первом полугодии - 2,7 млрд рублей: на 82% меньше по сравнению с первым полугодием 2008-го.

В условиях кризиса основной задачей лизинговых компаний стало сохранение портфеля. Шести компаниям из списка удалось значительно нарастить портфель, но у большинства снижение объемов нового бизнеса привело к его уменьшению. Суммарно по всем участникам рейтинга текущий портфель (платежи к получению) на 01.07.09 составил 48,3 млрд рублей против 52,1 на 01.07.08.

По сегментам лидером полугодия по объему нового бизнеса стал лизинг легковых автомобилей (24,1%): год назад он был на третьем месте (12,4%) после строительной техники и грузового автотранспорта. Резко выросла доля железнодорожной (с 5,2 до 18,6%) и сельскохозяйственной техники (с 8,2 до 14,5%). Сократилась доля зданий и сооружений (с 13,5 до 2,1%), строительной техники (с 22 до 12,7%), грузового транспорта (с 16,5 до 7,9%). Но даже в лидирующих сегментах сокращение объемов нового бизнеса в абсолютном выражении составило от 40 до 90%.

В абсолютном выражении вырос объем нового бизнеса в сегментах оборудования для добычи полезных ископаемых кроме нефти и газа (на 146,6%), оборудования для развлекательных мероприятий (в 20 раз), для спортивных и фитнес-центров (на 328,9%), медтехники (на 145,2%), упаковочного оборудования (на 45,9%). Однако суммарно на все эти сегменты в общей структуре нового бизнеса приходится лишь 6,5%.

Структура объема нового бизнеса по регионам изменилась незначительно. По-прежнему более 70% приходится на Свердловскую и Тюменскую области (вместе с округами). Наиболее значительно, на 89%, снизился объем в Челябинской области - до 3,7% по сравнению с 7,3% в первом полугодии-2008.

Структура нового бизнеса по сегментам, %

Большинство компаний, принявших участие в рейтинге, отмечают: финансовое положение действующих и потенциальных клиентов остается сложным, однако точечный спрос в августе все же появился. По мнению экономиста «ТопКом Инвеста» Оксаны Пономаревой, интерес вызывает автотранспорт для перевозки грузов и оборудование для добычи и переработки нефти и газа. По словам Антона Зольникова, руководителя Уральского дивизиона ГК «Интерлизинг», увеличилось количество заявок от компаний, занимающихся обустройством и обслуживанием месторождений, отсыпкой дорог к ним. Коммерческий директор Национальной лизинговой компании Геннадий Белоусов отмечает, что в августе отчетливо наблюдалось возобновление спроса на лизинг со стороны малого бизнеса в сегментах пищевой промышленности и производства товаров народного потребления, не имеющих зарубежных аналогов. Начальник планово-экономического отдела компании «Ураллизинг» Виктория Гордеева констатирует: по итогам первого полугодия лизинг легковых автомобилей пользовался более высоким спросом по сравнению с другими сегментами, в настоящее время растет спрос на оборудование. «Среди лизингополучателей трудно выделить наиболее перспективных и надежных клиентов, относящихся к определенной отрасли, каждого нужно рассматривать индивидуально, опираясь на отчетность, репутацию и другие факторы, - подчеркивает она. - Практика показала, многие предприятия, удовлетворяющие нашим критериям, относятся к пищевой промышленности, торговле продуктами питания, сельскому хозяйству и отраслям, обеспечивающим нефтедобычу».

Структура источников финансирования лизинговых сделокМногие лизинговые компании рассчитывают в будущем на активизацию отраслей, непосредственно связанных с бюджетным финансированием, в частности на строительство дорог. Однако мы бы не стали делать ставку на этот сегмент: в 2010 году федеральный бюджет полностью откажется от софинансирования дорстроя, и эти затраты полностью лягут на бюджет субъектов федерации. Следствием станет сокращение объемов дорожного строительства и соответственно потребностей в технике.

Где деньги, Зин

Трудности с доступом к источникам банковского финансирования остаются, однако участники рейтинга отмечают: точечные сделки с банками случаются. В апреле Сбербанк России открыл компании CARCADE кредитную линию на 1 млрд рублей для финансирования операций розничного лизинга автотранспортных средств. «Это знаковое событие в целом для рынка, своего рода подтверждение того, что есть лизинговые компании, которые даже в условиях тяжелого финансового кризиса оказались кредитоспособны и показывают хорошие финансовые результаты. Благодаря этому Сбербанк и другие крупные банки не закрыли финансирование лизинговых компаний», - считает финансовый директор компании «CARCADE Лизинг» Алексей Смирнов.

Как свидетельствуют результаты нашего анализа, из структуры финансирования полностью ушли векселя. Объем собственных средств снизился почти на 90% по сравнению с первым полугодием 2008 года. Основой финансирования остаются долгосрочные банковские кредиты - их доля в общем объеме источников финансирования увеличилась до 68%. Но ставки уже не те, что год назад. Также выросла доля краткосрочных кредитов и займов юридических лиц.

Что посеяли...

Объем полученных лизинговых платежей вырос на 13% по сравнению с первым полугодием 2008 года, при этом все компании показывают рост объема поступающих платежей по сравнению со вторым полугодием-2008. Связано это не столько с облегчением финансового положения клиентов, сколько с целенаправленной работой лизинговых компаний: многие создали специальные отделы, переориентировав часть сотрудников с продаж на работу с дебиторской задолженностью. Направления по-прежнему два: реструктуризация обязательств там, где есть надежда, что они будут выполнены, и конфискация предмета лизинга для его последующей продажи в безнадежных случаях. Методы описывает исполнительный директор компании «Уралтехнолизинг» Сергей Удельнов:

- С большинством лизингополучателей удается договориться: мы допускаем возможные рассрочки и каникулы по оплате лизинговых платежей, смягчение финансовых санкций. С рядом лизингополучателей в практику вошли зачетные схемы. Если у клиентов нет возможности обслуживать текущие платежи, техника изымается. Большинство лизинговых компаний реализуют ее самостоятельно.

Однако есть компании, у которых нет на это времени и людей. Такие участники рынка передают технику на реализацию посредникам или выставляют ее на продажу по «очень привлекательной цене». В связи с этим на рынке появляется все больше специализированных организаций, занимающихся продажей предметов лизинга.

В целом есть отдельные сделки, есть отдельные клиенты, однако общего оживления отрасли, судя по опросам, как минимум до конца года ожидать не стоит. Лизинг, как и другие сегменты финансового рынка, поднимется только на волне экономического роста. Уходит все случайное.

На вопросы «Эксперт-Урала» о состоянии рынка и стратегии поведения на нем отвечают руководители лизинговых компаний

- С начала кризиса прошел почти год. Как изменился рынок лизинга?

Альхать МасаевАльхать Масаев, директор филиала ООО РК «НОМОС-лизинг» в Екатеринбурге (ГК «Балтийский лизинг»)

- По нашему мнению, ушла эйфория вседозволенности и чрезмерных ожиданий. Мы пожинаем плоды чужих, в основном чисто финансовых решений. Лизинг по определению всегда находится в реальном секторе экономики, потому как здесь вложения - это всегда осязаемые активы. За период кризиса совершенно оправданно остановились случайные и параллельные проекты, закрылись непрофильные проекты и проекты, начатые «про запас». С рынка по понятным причинам уходят маленькие лизинговые фирмы, очевидно, нелучшие перспективы и у российских кэптивных компаний. Уходит все случайное. Предприятия вынуждены считать и прогнозировать точнее, значит, и промахов будет меньше. В этом квартале мы отмечаем наличие спроса в сфере услуг, торговли, энергетики, транспорта, а также во всем том, что связано с углеводородами.

Светлана КравчукСветлана Кравчук, директор представительства ЗАО «ДельтаЛизинг» в Екатеринбурге

- Разразившийся кризис затронул практически все сферы деятельности общества, в том числе и лизинг. Факторов можно выделить несколько - это и резкий скачок курса доллара США, и отсутствие денег в экономике. Это вызвало в свою очередь увеличение объемов обязательств и серьезные неплатежи со стороны клиентов. Многие из них для реализации новых проектов не могли аккумулировать необходимые средства на оплату аванса. Следствием стали изъятия уже переданного в лизинг имущества и его последующая продажа на вторичном рынке. Среди явно пострадавших от кризиса отраслей в нашем регионе я бы отметила строительство и сопряженные с ним отрасли (грузоперевозки, производство и продажу стройматериалов и т.п.), металлургические и металлообрабатывающие производства, рекламный бизнес. В то же время, учитывая, что люди всегда ели, едят и будут есть, кризис в меньшей степени затронул пищевую промышленность и обслуживающие ее сегменты (например, упаковку, розлив воды и пр.). При этом в каком бы тяжелом положении ни находилась та или иная отрасль, всегда среди ее игроков есть один-два, держащиеся «на плаву» и чувствующие себя довольно уверенно даже в текущих условиях.

- В чем вы видите конкурентное преимущество компании в новых экономических условиях?

Андрей БелоглазовАндрей Белоглазов, генеральный директор ООО «Транслизинг»

- Несмотря на сложную экономическую ситуацию, наша компания укрепляет свои позиции в Уральском регионе. Не так давно мы заключили стратегическое соглашение с Российским банком развития (входит в структуру государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности»). Главная задача этого проекта - обеспечение бесперебойного финансирования предприятий в рамках реализации государственной программы «Двухуровневая поддержка малых и средних предприятий с использованием механизма лизинга». Это позволит нам предложить клиентам один из лучших вариантов предоставления лизинга, а следовательно, повысит конкурентоспособность компании на рынке.

Весьма ощутимые конкурентные преимущества дают нам партнерские отношения с ведущими производителями грузовой техники, спецтехники и оборудования, такими как автозавод «Урал» («УралАЗ»), ООО «Ивеко-АМТ», Челябинский компрессорный завод. Мы совместно разработали ряд эффективных лизинговых продуктов. При помощи этих программ наши клиенты могут выбрать лучший для себя вариант финансирования: с минимальным удорожанием, минимальными первоначальными затратами или просто наиболее приемлемое сочетание параметров лизинга по сроку и авансу.

Кроме того, мы придаем первостепенное значение оперативности и качеству прохождения всех сделок, в зависимости от специфики бизнеса лизингополучателя разрабатываем индивидуальные схемы финансирования.

Подготовила Ирина Перечнева

Основные термины:

Объем нового бизнеса (объем рынка лизинга): объем сделок, по которым наиболее раннее из двух событий - (1) закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, (2) получение аванса лизингополучателя (если аванс ненулевой) - наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.

Объем профинансированных средств - средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы, произведенные лизингодателем).

Объем полученных лизинговых платежей - общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) - объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.

Все показатели приведены с учетом НДС.

Дополнительные материалы

Рейтинг лизинговых компаний Урало-Западносибирского региона по итогам I полугодия 2009

Комментарии

Материалы по теме

Без возврата

Сделайте мне лицо

Рубль — здесь, рубль — там

Аналитический центр «Эксперт-Урал» начал сбор данных для ежегодного рейтинга лизинговых компаний

 

comments powered by Disqus