Крыльями работай

Крыльями работай Лидеры уральского ОПК за прошедший год смогли заметно нарастить объемы производства. Но если перспектива роста для поставщиков авиационных комплектующих очевидна, то производителей сухопутной техники может ждать снижение выпуска военной продукции.

Оборонная промышленность России активно выходит из финансового кризиса: ренкинг топ-20 крупнейших российских предприятий ОПК по размеру выручки в 2010 году, составленный Центром анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), демонстрирует положительную динамику. Из уральских предприятий в список вошли четыре: Уфимское моторостроительное ПО (УМПО) в составе Объединенной двигателестроительной корпорации занимает третью строчку; НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ) на шестом месте, группа «Мотовилихинские заводы» - на 14-м, Курганмашзавод - на 15-м. Рядом с ними может встать ПО «Уральский оптико-механический завод» (УОМЗ): объемы производства у него сопоставимы, в структуре выручки военная продукция играет определяющую роль. По итогам 2009 года он замыкал двадцатку ренкинга, но выручки 2010-го не хватило, чтобы удержать позиции (в ренкинг вошли компании, ранее не раскрывавшие информацию о себе).

Казалось бы, положительная динамика должна внушать оптимизм. В отличие от кризисного 2009 года, рост объемов производства демонстрируют предприятия всех секторов: как поставщики комплексов для авиации и морского вооружения, так и производители тяжелой и легкой бронетехники. Заметно возросла военная выручка от экспорта (правда, это говорит скорее о том, что роль внутреннего гособоронзаказа упала). Однако анализ данных об исполненных, заключенных и намеченных контрактах показывает, что для поставщиков техники в сухопутные войска 2010 - 2011 годы могут оказаться последним взлетом перед затяжным падением. А вот для компаний, работающих на военные воздушные силы, все только начинается.

Взлетают

Положение уральских производителей комплексов и комплектующих для авиационной и морской техники относительно стабильно. Хотя УМПО и УОМЗ незначительно увеличили выручку от реализации продукции, им удалось существенно нарастить чистую прибыль: первому - почти в четыре раза, второму - в два с лишним.

Основной доход УМПО был связан главным образом с экспортными поставками вооружений. Так, три четверти контрактов на производство (108 двигателей АЛ-31 различных модификаций), а также на сервисное обслуживание заключено с ВВС Индии, Вьетнама, Алжира, Южной Кореи и Китая. Причем заключались они как напрямую, так и через Рособоронэкспорт и российских авиа­строителей. В частности, только для индийской авиации из России отправлено 30 истребителей семейства Су-27/30, укомплектованных 60 двигателями Ал-31Ф стоимостью порядка 3 млн долларов каждый. Выросли поставки и на внутренний рынок: доходы от внутреннего ГОЗ поднялись в 2010 году на 911 млн рублей.

УОМЗ также нарастил объемы производства, главным образом - за счет увеличения реализации спецпродукции (на 10% до 2,97 млрд рублей). Основные поставки связаны с авиационной тематикой (64%): прицельные системы и оптико-локационные станции ушли на экспорт либо через АХК «Сухой», либо НПК «Иркут». На внутреннем рынке значительным событием для завода стала передача ВВС четырех боевых вертолетов Ка-52 с уральской оптикой.

Нет сомнений, что по итогам ближайших двух лет финансовые показатели УМПО и УОМЗ будут стабильны. В частности, портфель заказов УОМЗ на четыре года составлял в начале 2011-го примерно 16 млрд рублей: в этом году должны начаться поставки в Алжир 16 истребителей Су-30МКИ (1 млрд долларов), до 2012 года намечено исполнение контракта на 12 истребителей Су-30МК2 (1,3 млрд долларов) для Вьетнама. Кроме того, Рос­оборонэкспорт, по словам его генерального директора Анатолия Исайкина, ведет переговоры с Бразилией о поставках партии вертолетов Ми-28 и Ка-52. Единственным негативным моментом для обеих компаний стало введение в начале 2011 года эмбарго на военно-техническое сотрудничество с Ливией: для этой страны планировалось сделать 12 - 15 истребителей Су-35. УОМЗ должен был поставить на каждый по прицельному комплексу (1 млн долларов за каждый), УМПО - по два двигателя АЛ-31.

Таблица. Крупнейшие предприятия ОПК по общей выручке в 2010 году

Потеря ливийских рынков для этих уральских комплектаторов критичной не станет: в 2011 году в активную фазу входит исполнение крупных внутренних заказов. Так, по оценкам министерства промышленности и торговли РФ, в связи с контрактом правительства России с фирмой «Сухой» доля ГОЗ на УМПО возрастет до 40%, включая продукцию для нового истребителя Су-35. До 2015 года в ВВС России необходимо отправить 48 таких самолетов. Это значит, что УМПО изготовит для них 96 «изделий 117С» - модернизированных АЛ-31Ф. Кроме того, к 2015 году на УМПО планируется локализовать производство большей части комплектующих для вертолетных двигателей ТВ-3-117, а также новой версии ВК-2500, который ставится на Ми24/28 и Ка-50/52. До 2016 года, по оценкам участников проекта, потребуется не менее 2,5 тыс. ВК-2500 по 210 тыс. евро каждый.

Генеральный директор ПО «УОМЗ» Сергей Максин ожидает в 2011 году увеличения объемов производства только по авиационной тематике в 2,5 раза. Рост связывают с началом серийного производства для российской армии новых боевых вертолетов Ми-28Н («Роствертол») и Ка-52 («Прогресс»). Помимо этого, УОМЗ успешно завершил испытания обзорных и прицельных систем для морских судов, и теперь предприятие обладает полной линейкой оптических систем различного применения. В связи с этим в рамках ГОЗ уже подписаны среднесрочные контракты на поставку оптико-электронных систем для строящихся сторожевых кораблей, противодиверсионных катеров, поисковых и вспомогательных судов со сроками ввода в эксплуатацию до 2013 года.

Приземляются

А что происходит на земле? НПК «Уралвагонзавод» смог выйти из убытков 2009 года, но главным образом за счет многократного роста в 2010 году поставок железнодорожных вагонов по заказам РЖД и частных операторов. Выручка от продажи военной продукции сократилась несущественно: с 25,3 до 22 млрд рублей. В 2010 году отсюда в Индию ушли последние 20 танков Т-90С и около 160 машинокомплектов для сборки на заводе в Авади. Стоимость контракта - 1,237 млрд долларов за 124 танка и 223 машинокомплекта. Российская армия в 2010 году также закупила 63 новых танка Т-90А и модернизировала около 200 танков Т-72Б до уровня Т-72БА.

В перспективе, по всей видимости, УВЗ сохранит ориентацию на внутренний рынок гражданской продукции, так как определенности в сфере крупных военных заказов у корпорации нет: экспортных контрактов на 2011 год только три. Первый - на ремонт и модернизацию тысячи танков Т-72 до уровня Т-72М1М на 500 млн долларов заключен с Сирией еще в 2007 году и уже заканчивается. Второй подразумевает продолжение контракта с Индией на 2011 - 2012 годы, но уже исключительно в рамках поставки комплектующих для производства танков Т-90, главным образом двигателей c «ЧТЗ-Уралтрак» (входит в НПК «УВЗ») на сумму 77 млн долларов. О третьем сообщил на днях «Интерфакс»: по его данным, до конца года в Казахстан будет поставлено десять боевых машин поддержки танков (БМПТ). Это новая разработка УВЗ, и Минобороны РФ ее пока не закупает. Возможно, это сможет частично компенсировать завершение крупных экспортных контрактов по танкам.

Что касается внутренних поставок, то известно, что до конца 2011 года правительство РФ намерено потратить 12 млрд рублей, но не на покупку Т-90С, а на капремонт и модернизацию старых Т-72. Военные утверждают, что дооснастить старый Т-72 до уровня Т-90 почти втрое дешевле, чем купить новый. Как пояснил источник в Минобороны, в армии раcсчитывают, что через два года Уралвагонзавод сделает принципиально новую машину - «Армата».

Пермская группа предприятий «Мотовилихинские заводы» (крупнейший в России производитель артиллерийских и реактивных систем залпового огня), напротив, намерена сделать производство и разработку вооружений по государственным и экспортным заказам ключевым направлением деятельности. Так, уже по итогам 2011 года Мотовилиха планирует увеличить консолидированную выручку в два раза по сравнению с 2010 годом. А к 2015 году компания надеется получить выгоду от увеличения внутреннего гособоронзаказа и нарастить выручку от военного производства до 60% (как это было в советские времена). Для этого в ближайшие четыре года здесь намерены провести серьезную модернизацию, освоить выпуск артсистем калибра 100 мм и 152 мм (сейчас поставляют 120 и 122 мм). Также в 2010 году предприятие завершило разработку облегченного варианта РСЗО «Смерч» (масса по сравнению с базовой версией снижена с 43,7 до 25 тонн).

Действительно, на 2011 год Минобороны РФ увеличило объем ГОЗ для Мотовилихи вдвое. По неофициальным данным, стоимость планируемой к отгрузке спецпродукции оценивается в 2 млрд рублей. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко считает, что увеличение гособоронзаказа связано прежде всего с поставкой и модернизацией РСЗО: «Речь может идти как о "Смерчах", так и о новых РСЗО "Торнадо-Г" и "Торнадо-С", которые Минобороны планирует закупать в нынешнем году».

Рост гособоронзаказа - позитив. Но сможет ли выручка по нему заменить выпадающие доходы от экспорта? Прежде доля экспорта составляла 40%. Исходя из отчетности за прошлые годы, именно он составлял основной доход Мотовилихи. В 2009 - 2010 годах предприятие экспортировало реактивные системы залпового огня «Смерч» в Индию и Туркменистан. Также был заключен договор на поставку в Туркмению шести РСЗО. После этого информация о новых экспортных договорах не поступала.

Сложнее всего, по нашим оценкам, ситуация складывается на Курганмашзаводе (КМЗ). В 2010 году рост военной выручки с 3,2 до 5,6 млрд рублей здесь обусловлен крупными экспортными контрактами (завод поставлял БМП-3 в Индонезию, Туркмению, Ливию и Кувейт) и небывалым за последние 12 лет гособоронзаказом. Значительное (на 56%) увеличение объемов ГОЗ произошло в результате поставок на экспорт в счет госдолга бывшего СССР и госкредита РФ, а также крупного заказа на поставку БМП-3 в российские войска. При этом рост поставок военной продукции на внутренний рынок составил 44%. В совокупности с дополнительными объемами заказов для Минобороны РФ объемы по экспортным контрактам позволили обеспечить полную загрузку производства в 2010 году и в значительной степени - на 2011 год. Но уже в ближайшее время КМЗ может понести серьезные потери. Дело в том, что в 2010 году завод не смог выполнить обязательства по поставке в войска заказанной техники и наполовину. В отделе департамента военной техники машиностроительно-индустриальной группы концерна «Тракторные заводы» (куда входит КМЗ) поясняли: в 2010 году портфель заказов на БМП-3 достиг 314 единиц (75% мощностей), это рекордный уровень с начала их производства в 1997 году. Однако подвели комплектаторы: Барнаултрансмаш не смог нарастить производство двигателей под новые заказы - вместо 314 двигателей поставил менее 200. Мотовилиха освоила производство 100-миллиметровых пушек только к январю 2011 года. В результате выполнение ГОЗ сместилось на полгода. Автоматически завис в воздухе вопрос о поставке в 2011 году для ВДВ России десяти машин БМД-4М и десяти унифицированных бронетранспортеров «Ракушка», созданных на базе БМД-4М. Как сообщал командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов, Курганский машзавод не дал гарантий, что произведет их. В итоге, как заявил в середине лета зампред Комитета Госдумы по обороне Игорь Баринов, на Курганмашзаводе больше не будут закупать боевые машины пехоты и десанта. Из новых заказов у КМЗ пока только модернизация 135 БМП-3, стоящих на вооружении в ОАЭ с 1991 года (сумма контракта - около 74 млн долларов). Срок исполнения не уточняется, но известно, что модернизация пройдет в несколько этапов. В КМЗ утверждают, что по результатам 2010 года подготовлены проекты нескольких крупных экспортных контрактов, реализация которых планируется с 2011 по 2013 годы. В случае подписания этих контрактов в перспективе будет обеспечена стабильная загрузка производства. Но о них пока ничего не известно.

О перспективах. Представители Рособоронэкспорта заявляют, что ближневосточные конфликты не помешали экспорту военной продукции из России. В первом полугодии, по его статистике, на долю сухопутных вооружений пришлось 31% от общего объема экспорта (авиация заняла 38%, ПВО - 18%), хотя ранее доля оружия сухопутных войск не превышала в среднем 20% в год. Так что революции скорее помогли.

Тем не менее по итогам уже заключенных контрактов видно: рассчитывать на стабильные заказы могут только производители комплектующих для военной авиации и флота. Почему? Одна из главных причин - они способны предложить рынку новые образцы военной техники. Пример: двигатель 117С УМПО. А вот танк «Армата» с принципиально новыми тактико-техническими характеристиками УВЗ обещает военным уже почти десять лет.

Комментарии

Материалы по теме

Госпомощь для авиаторов

В ожидании паритета

С гранатой на танк

Ракетами по стереотипам

Вместе весело стрелять

Купим б/у миномет

 

comments powered by Disqus