Запах конкуренции

Запах конкуренции

Запах конкуренции
Фото: Андрей Порубов
Ведущая екатеринбургская сеть парфюмерии и косметики премиум­класса «Золотое яблоко» (основана в 1996 году, включает две точки) готовится к выходу на рынок Челябинска: магазин будет открыт до Нового года.

К 8 Марта откроется еще один магазин, причем за пределами Уральского региона: город пока не называется. Стоимость обоих проектов — 20 млн долларов собственных и заемных средств, окупаемость — 5 — 8 лет, сообщил один из учредителей сети Иван Кузовлев. Все магазины будут работать в формате супермаркета (самообслуживание, средний и высокий ценовые сегменты, площадь от 900 до 2,5 тыс. кв. метров). В дальнейших планах «Яблока» — выход на федеральный уровень.

Где место есть

Парфюмерный рынок Екатеринбурга близок к насыщению. На 1 января 2007 года, по данным комитета по товарному рынку города, насчитывалось 67 специализированных отдельно стоящих магазинов. Около 30% рынка — в руках местных сетей. Основной игрок в премиум­сегменте — «Золотое яблоко», в среднем и низком работают «Пигмалион» (шесть магазинов), «Лайт — Млечный путь» (пять), торговая сеть «Атлант» развивает две сети — «Букет» и «Атлант­косметик» (всего 11 магазинов). Кроме того, с 2005 года на рынке города активно действуют крупные федеральные сети: «Л’Этуаль» открыла в Екатеринбурге десять магазинов, «Ив Роше» — пять, «Иль де Боте», «Рив Гош» и «Арбат Престиж» — по два. «В Екатеринбурге нет перспективы для развития. Рынок давно поделен во всех сегментах, — уверен Иван Кузовлев. — Мы пришли к выводу, что двух магазинов формата парфюмерного супермаркета городу вполне достаточно. В них нет очередей, а это главный признак того, что спрос удовлетворен».

В условиях растущей конкуренции логично расширение екатеринбургских сетей в соседние, менее насыщенные регионы. Причем все крупные города УралоЗападносибирского региона интересны для них в равной степени: там слабее, чем в столице Урала, представлены федеральные сети и за редким исключением отсутствуют собственные крупные сетевые игроки. «Мы искали площади в Уфе, Перми, Тюмени, но свободные подходящие помещения оказались только в Челябинске. Поэтому с него мы и начали. Хотя подчеркну: география будущего развития не ограничится только Уральским регионом», — объясняет Иван Кузовлев.

Челябинский парфюмерно­косметический рынок, по оценке екатеринбургских игроков, отстает в развитии от рынка столицы Урала на два­три года. «Мы пытались развивать бизнес в Челябинске. Но местный покупатель в 2005 году не был готов к приобретению товаров в магазинах, предпочитал рынки, — рассказывает менеджер по закупкам ТС “Атлант” Денис Маркелов. — В Екатеринбурге тоже был такой период. Потом люди обратили внимание на магазины. Это дало мощный толчок для развития». По данным управления по торговле и услугам администрации Челябинска, на 1 января 2007 года в городе насчитывалось около 50 специализированных магазинов парфюмерии и косметики. При этом большинство из них — мелкие местные несетевые игроки, работающие в среднем и низком ценовых сегментах. Из федеральных игроков в Челябинске представлены «Ив Роше», «Иль де Боте» и «Л’Этуаль». Однако слабее, чем в Екатеринбурге: два, три и четыре магазина соответственно.

Практически все челябинские парфюмерные ритейлеры работают на площадях от 100 до 200 кв. метров. Поэтому выбранный формат супермаркета позволит «Золотому яблоку» занять пустующую до сих пор нишу, потребность в которой в городе, по мнению местных игроков, наблюдается давно. Директор одного из крупнейших (площадь 330 кв. метров) челябинских магазинов парфюмерии и косметики «Теорема красоты» Светлана Буховенко: «“Золотое яблоко” превосходит наш магазин по площади втрое, за счет этого там действительно может быть представлено больше торговых марок, чем у нас. Кроме того, опрос наших клиентов показал: им приятно совершать покупки в большом просторном торговом зале».

Вынужденное единение

Развитие местной сети до регионального и, возможно, федерального масштаба, усиление конкуренции с приходом федеральных игроков и дефицит торговых площадей в центре крупных городов — все эти факторы подогревают уральский рынок парфюмерии и косметики. «Конкуренция будет только ужесточаться. При этом крупные сети с развитой логистикой и возможностью закупок товаров большими партиями получат значительное преимущество. В этом свете действия региональных игроков, направленные на расширение сетей, выглядят вполне логичными», — считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» (Москва) Тать­яна Бобровская.

«Поведение местных игроков и их способность работать в условиях прихода федеральных сетей определяется запасом финансовой устойчивости и накопленным набором конкурентных преимуществ (узнаваемостью бренда, пулом лояльных потребителей и так далее). Определяющим, как правило, становится размер компании и величина ассортимента, который он может предложить, — объясняет аналитик “АнтантаКапитал” (Москва) Андрей Верхоланцев. — Из практики: местные игроки, как правило, проигрывают по величине товарных позиций федеральным ритейлерам. Это связано с высокими издержками на поддержание большого ассортимента. Поэтому федеральные сети, предлагая больший выбор, отвлекают часть посетителей на себя». Планируя расширение бизнеса в других регионах, парфюмерным ритейлерам необходимо учитывать еще несколько факторов: ситуацию на рынках торговой недвижимости, покупательную способность населения, насыщенность рынка и его общий уровень.

Кроме территориального развития бизнеса, удержаться на плаву парфюмерным ритейлерам позволят объединение и интеграция бизнесов. «Эти процессы во многом зависят не только от игроков, но и от поставщиков парфюмерно­косметической продукции, — уточняет Денис Маркелов. — Им выгодно, чтобы рынки крупных городов были поделены между несколькими игроками». Вероятно, в ближайшее время мы увидим: в массе местных игроков кристаллизуются несколько крупных межрегиональных структур.

Таблица 1. Сравнительные преимущества и недостатки крупных парфюмерно-косметических сетей (агрегированные отзывы потребителей в прессе и на интернет-форумах)
Магазин Достоинства Недостатки
Иль де Боте 1. высокий уровень сервиса 1. количество магазинов невелико
2. профессионализм консультантов 2. высокие цены
3. тесты на весь ассортимент  
4. специализация на ассортименте марок класса люкс  
5. наличие эксклюзивных марок и оперативное появление новинок  
Л’Этуаль 1. высокий уровень сервиса 1. высокие цены
2. профессионализм консультантов 2. тесты (пробники) предложены не на весь ассортимент
3. большое количество магазинов  
4. ассортимент преимущественно состоит из брендов класса люкс, но встречается и продукция масс-маркет  
Арбат-Престиж 1. большие магазины 1. парфюм уровня люкс или отсутствует, или поступает с перебоями
2. удобные места расположения магазинов 2. нередко отсутствуют тесты
3 доступные цены 3. профессионализм консультантов невысок
4. широкий ассортимент 4. встречается товар с истекающим или даже истекшим сроком годности
  5. запутанная дисконтная система
 
Источник: «Внешний аудит рынка парфюмерии и косметики», МГУ
Комментарии

Материалы по теме

Второе пришествие

36,6 шага от центра

Золотой дождь

Правила масштабирования

Рукой подать

72,1% ТС «Незабудка» продадут совладельцы компании

 

comments powered by Disqus