Объявлен сбор

Объявлен сбор

 Назим Эфендиев

Назим Эфендиев
Фото: Андрей Порубов

C 1930х годов, когда был создан Уралмашзавод, Урал считался родиной тяжелого машиностроения. Но сегодня в наш регион со своим оборудованием и услугами модернизации активно приходят не только крупнейшие иностранные концерны, но и компании из других российских областей. Так, в мае этого года представительство в Екатеринбурге открыл «КировСтанкомаш» (Санкт-Петербург), в ближайших планах этой компании организация на Урале промплощадки.

Уралмашзавод пока в кризисе. С середины 90х годов на его площадях возникло около 40 самостоятельных юридических лиц. Сегодня четыре наиболее крупных производственных актива в Екатеринбурге вошли в недавно созданную машиностроительную корпорацию «Уралмаш». Ее генеральный директор Назим Эфендиев предупреждает: объединение компании в рамках всей екатеринбургской площадки бывшего Уралмашзавода не произойдет. Новый Уралмаш будет иметь четкую специализацию, главным образом на производстве металлургического оборудования. И в этом сегменте он должен выступать на равных с ведущими мировыми производителями.

В поисках железных мозгов

— Назим Тофикович, почему не планируете приобретение остальных уралмашевских активов?

— Нам бы разобраться с имеющимися. В октябре этого года планируем сформулировать стратегию развития машиностроительной корпорации до 2015 года. Мы должны осознать, в какую сторону развиваться. Очень важно решить, что будем производить. И еще важнее — что не будем, от чего отказаться. При этом мы преследуем несколько целей. Прежде всего — повысить эффективность управления бизнесом, включая планирование и бюджетирование. Как следствие, повысить общую капитализацию составляющих Уралмаш активов. Потому что в разрозненном состоянии они не обладают реальной стоимостью. Стоимость каждого актива будет расти исходя из эффективности его работы.

Производство валков на УралмашСпецсталиУже сегодня могу сказать: основная миссия, которую мы будем декларировать, — создание инжиниринговой компании мирового уровня с собственной эффективной и конкурентоспособной производственной базой. Мы не отделяем инжиниринг от производства. Уралмаш не собирается быть изготовителем дешевого железа по инжинирингу других (западных или российских) компаний. Мы намерены стать инжиниринговой компанией либо самостоятельно, либо на условиях равноправного партнерства.

Для этого нужно внедрять систему бережливого производства, заниматься отладкой производственных линий, повышать их эффективность. Потому что сегодня эффективность крайне низкая. Мы проигрываем в себестоимости не только китайским, но и украинским производителям железа, а также целому ряду больших и средних машиностроительных предприятий России. Тут непочатый край работы.

— Какова сегодня доля субподрядных работ на Уралмаше?

— На екатеринбургской площадке оборудование по западным разработкам не производится, мировые инжиниринговые компании фактически ничего не заказывают. На ОрметоЮУМЗ по инжинирингу SMS Demag AG для меткомбината «Уральская сталь» изготовлена комбинированная машина непрерывной разливки. Два месяца назад приезжали немецкие специалисты и приняли ее. Значит, можно работать в этом направлении.

— Как Уралмаш намерен добиваться полноправного партнерства с ведущими мировыми компаниями?

Структура активов машиностроительной корпорации Уралмаш— Полноправное партнерство получается тогда, когда собираются сильные партнеры. Ни для кого не секрет, что мы сегодня — партнер слабый. Соответственно, все мои контакты за последние месяцы с крупнейшими западными инжиниринговыми компаниями (SMS Demag AG, Siemens — Voest Alpine, Danielli) в основном сводятся к тому, что для нас выделяется роль субпоставщика тяжелого, но не высокотехнологичного железа. Это мы не приемлем. Я пытаюсь убедить наших партнеров в необходимости кооперации на более высоком уровне. Если не получится, пойдем по пути покупки малых и средних западных инжиниринговых фирм, имеющих узкую специализацию (например, в области автоматизации) и необходимых нам для создания полноценной инжиниринговой компании. Для этого понадобится больше времени, сил и средств. Но другого выхода у нас нет.

Основой нашей будущей инжиниринговой компании под названием «Уралмашинжиниринг» должна стать компания «Уралмашметаллургическое оборудование». Последние четыре месяца я вел переговоры с «Северсталью» о возврате этой компании.

— Значит, вы всетаки намерены приобретать новые активы на производственной площадке Уралмашзавода?

— С «Северсталью» подписан предварительный протокол о покупке, но пока сделка не прошла все согласования и официально не завершена. Это буквально вопрос нескольких недель. Также в «Уралмашинжиниринг» войдет конструкторское подразделение ОрметоЮУМЗ, остатки конструкторского подразделения на самом Уралмаше, ряд других компаний или специалистов, которых мы привлечем. Это будет база для развития.

Инжиниринг — это основа. Можно сколько угодно заниматься снижением себестоимости продукции, повышением эффективности производства, но без собственных «мозгов» ничего не получится. Вторая наша задача — возрождение сильной технологической службы на Уралмаше, серьезно подорванной за последние годы.

— Кто выступает главным инвестором в совершаемых и планируемых сделках?

— Акционеры в лице Газпромбанка и компании «Металлоинвест». За счет их средств мы и намерены финансировать приобретения. Во всяком случае, не за счет прибыли предприятия: ее пока нет.

Как не опоздать

— Будет ли специализация у екатеринбургской и орской площадок?

— Однозначно да. Так сложилось исторически. И в советские времена эти заводы не пересекались по выпускаемой продукции друг с другом. Например, ОрметоЮУМЗ будет специализироваться на сортовых машинах непрерывного литья заготовок, а екатеринбургский завод — на слябовых машинах. В то же время ОрметоЮУМЗ никогда не начнет делать прокатное оборудование: на нем специализируется екатеринбургский Уралмашзавод.

 Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов
Будет синергия с точки зрения совместного производства валков. Здесь задача — не вытеснять друг друга, а увеличивать объемы и в Екатеринбурге, и в Орске: рынок необъятен и с каждым годом растет как в России, так и за рубежом. Программа наращивания производства валков с объемом инвестиций свыше 300 млн рублей уже принята. Она предусматривает организацию на екатеринбургской площадке участка термообработки, в том числе модернизацию 25тонной электропечи и трех основных станков, которые участвуют в механообработке валков. Наша задача — к 2012 году увеличить суммарные объемы производства валков с сегодняшних 20 до 35 — 37 тыс. тонн в год: в советское время Уралмашзавод делал до 50 тыс. тонн. Специализация между предприятиями будет только по массе валка: в Екатеринбурге максимальная отливка — 100 тонн, возможности Орска — до 70 тонн.

— Как объединение машиностроительных компаний в единую корпорацию отразилось на потребителях?

— Создание крупной компании вызывает у наших партнеров положительную реакцию. Они рассматривают его как чуть ли не последний шанс России сохранить собственного производителя метоборудования. Сегодня практически вся отечественная металлургия переживает пик инвестиционной активности. А Уралмаш опоздал, прошел «мимо кассы». ОрметоЮУМЗ этот пик чутьчуть застал, поскольку SMS Demag AG загрузил его на 25% в рамках проекта по модернизации «Уральской стали». Сегодня магнитогорские, липецкие, нижнетагильские металлурги тратят миллиарды долларов ежегодно на новое оборудование — его поставляют SMS Demag AG, Siemens — Voest Alpine, Danielli и даже Новокраматорский машзавод из Украины. Последний вскочил на подножку уходящего инвестиционного бума: заключил контракт на реконструкцию стана горячей прокатки на Магнитогорском меткомбинате стоимостью 280 млн евро. А бум идет не только в России, но и в Китае, Индии, Латинской Америке. Производственные мощности этих компаний и их субподрядчиков загружены на дватри года вперед. У нас есть реальный шанс поучаствовать в этом процессе, если мы раскрутим свои возможности.

— По каким видам оборудования Уралмаш уже готов конкурировать с ведущими мировыми производителями?

— По ряду позиций мы чувствуем себя достаточно уверенно. Например, обладаем хорошей технологией в части процессов окомкования. Наши машины окомкования для горнорудной промышленности, которые стоят на Михайловском ГОКе, по техническим характеристикам и экономичности превосходят зарубежные. То же относится и к дробильноразмольному оборудованию: уралмашевские мельницы и дробилки при всей их внешней простоте надежны в эксплуатации. На мой взгляд, имеются неплохие разработки в области непрерывной разливки стали. Но за последний год на Уралмаше по МНЛЗ произошел провал: мы позволили вытеснить себя с этого рынка. Хотя «мозги», повторю, есть, и надо было просто бороться. Магнитогорские металлурги, например, очень хорошо отзываются о МНЛЗ уралмашевского производства: машина проектной мощностью 2,4 млн тонн дает продукции 3 млн тонн и при этом не ломается. Рабочие говорят, что у них нет с ней проблем.

Мы хорошо себя ощущаем и на рынке тяжелых кранов (грузоподъемностью от 200 до 500 тонн) для металлургии: у нас есть технология. Прошлые провалы — чисто организационного плана. Сегодня сил хватает на производство максимум шести кранов в год. Надо просто вкладывать деньги, набирать людей, обучать их. Нужно стремиться к тому, чтобы делать по 20 кранов. Тем более что потребности в них есть.

Осязаемый результат

— Когда завершится процесс создания машиностроительной корпорации «Уралмаш»?

— Руководящий состав уже работает. Сейчас создается совет директоров. Идет технический процесс передачи акций всех компаний, вошедших в корпорацию, на баланс Уралмаша. Корпорация будет окончательно сформирована до конца года.

— Каково ваше профессиональное кредо?

— Я — индустриалист. Очень люблю и ценю работу на производстве, связанную с формированием некоей материальной ценности. Желательно той, которую можно увидеть и пощупать. Скептически отношусь к видам бизнеса, связанным, например, с операциями на фондовых рынках. Для меня это неосязаемо, хотя, возможно, и выгоднее. Никогда не захватывало. Я всегда стремился к тому, чтобы мой труд можно было измерить в конкретной, нужной продукции. Так, когда работал на «Уральской стали», измерял его в объемах производства и продажи листовой стали. Когда на моих глазах из новотроицкой стали строилось московское третье транспортное кольцо, было очень приятно.

Дополнительные материалы:

Назим Эфендиев родился 16 декабря 1963 года в Баку. В 1985 году окончил Военный институт иностранных языков по специальности военный переводчик. С 1985 по 1992 год прошел службу в рядах Вооруженных сил. В 1996м окончил Академию народного хозяйства по программе МВА. В этом же году обучался по специальной программе международного менеджмента в школе бизнеса Кингстоунского университета (Великобритания). С 1996 года работал в компании «Сибирский алюминий» заместителем коммерческого директора Саянского алюминиевого завода, с 1997го — директором Торгового дома Самарского металлургического завода, в 2000 году возглавил прокатный дивизион компании «Русский алюминий». С 2001го — директор по сбыту в компаниях НОСТА и «Уральская сталь». В 2004м назначен генеральным директором «Уральской стали», в 2006м — первым заместителем — исполнительным директором управляющей компании «Металлоинвест». В 2007 году стал генеральным директором машиностроительной корпорации «Уралмаш».

Машиностроительная корпорация «Уралмаш»

Зарегистрирована в июле 2007 года. Акционеры на паритетных началах — группа «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) и УК «Металлоинвест». В корпорацию вошли активы, расположенные на производственных площадках Екатеринбурга и Орска: со стороны ОМЗ — ОАО «Уральский завод тяжелого машиностроения», ООО «УралмашСпецсталь», ООО «ОМЗДробильноразмольное оборудование» и ООО «ОМЗКран»; со стороны «Металлоинвеста» — ОАО «Машиностроительный концерн Ормето­ЮУМЗ».

В результате консолидации активов планируется создать крупную машиностроительную корпорацию, способную занять лидирующие позиции на рынке металлургического оборудования СНГ.

Комментарии

Материалы по теме

Мото по-европейски

Переработку — крестьянам

Дружба крепкая не расплавится

Кластер с австрийской начинкой

Больше денег для УВЗ

Старая песня

 

comments powered by Disqus