Будет хорошо, но очень дорого

Будет хорошо, но очень дорого

Фото: Андрей Порубов 
Фото: Андрей Порубов
B стандартной «советского типа» панельке зимой холодно. Чтобы стало теплей, нужно заменить окна: опять же советские (из дерева, в лушпайках белой масляной краски, с многочисленными щелями, из которых немилосердно дует) на современные, обеспечивающие герметичность. Ввиду нового холодного сезона заменой окон озаботился и я. Оставлять на послезавтра все, что можно сделать завтра, — национальная русская черта. Поэтому сезон у оконщиков хоть и начинается в апреле, пик спроса приходится на сентябрь — октябрь: последние месяцы, когда погода позволяет провести монтаж. Открываю первую попавшуюся газету бесплатных объявлений, которую регулярно засовывают нам в почтовый ящик, и поражаюсь: рекламные модули производителей окон (от половины страницы формата A3 до размера спичечной этикетки) занимают развороты: больше, чем предложения корпоративного обучения, биодобавок и компьютеров вместе взятые. Беглый просмотр показывает: рынок окон — явно рынок покупателя. Чтобы привлечь клиента, производители предлагают скидки (до 30%), рассрочку (без процентов), выезд специалиста для замеров (бесплатно) и еще 33 удовольствия. Сажусь за телефон и понимаю, что не все так просто: разброс цен небывалый для потребительского рынка. За стандартное окно (1,3 на 1,4 метра, двухкамерный стеклопакет, одна открывающаяся створка) просят от 8 до 16 тыс. рублей. Откуда такая разница?

В Екатеринбурге насчитывается около 300 компаний, занимающихся изготовлением и монтажом окон. Всех игроков можно подразделить на три категории. Первая — порядка полутора десятков крупных компаний (объем производства от 100 конструкций в смену): их совокупная доля достигает 50% рынка. Вторая категория — «крепкие середнячки» с объемом производства 50 — 60 конструкций в смену. Таких компаний на рынке Екатеринбурга 30 — 40, их совокупная рыночная доля около 20%. Остальное закрывают свыше двух сотен мелких фирм, производящих в день по нескольку окошек. Именно они создают видимость бешеной конкуренции.

Зона долгосрочного сотрудничества

Большинство крупных компаний работают с юридическими лицами: застройщиками, владельцами крупной недвижимости в состоянии капремонта, организациями и учреждениями. Рентабельность таких заказов теоретически составляет около 20%, на практике — от силы 15%. Руководитель коммерческой службы строительной компании «Рост» (специализируется на производстве светопрозрачных конструкций из алюминиевого профиля) Сергей Лобков объясняет разницу: «В процессе работы появляются дополнительные неучтенные расходы, часть из которых берет на себя производитель светопрозрачных конструкций. Поэтому реальная рентабельность всегда меньше».

С частными клиентами такие компании работают мало. Как сформулировали в одной из них, «за одним окошком мы не поедем». Если заказы у физических лиц и берут, то, как правило, на дорогостоящую экзотику — остекление большого коттеджа с зимним садом и атриумом, например. Хотя есть исключения: небольшой слой крупных игроков, ориентированный на работу исключительно с физическими лицами. Они открывают большое количество точек продаж в шаговой доступности, работают через дилеров.

Рынок окон локализован. Как правило, основную деятельность игроки ведут в «городе прописки». Исключение — северное направление, населенные пункты ХМАО и ЯНАО, куда екатеринбургские производители возят собственную продукцию. Но по мере расширения спроса в Екатеринбурге и возникновения собственных игроков на севере, объем внешних заказов сокращается.

Инорегиональные игроки на рынке Екатеринбурга тоже погоды не делают, с местными не конкурируют. Московские компании приходят, но вслед за московскими же застройщиками и на их объекты. Вообще окна выгоднее приобретать у местного производителя, даже если привозные обойдутся дешевле. Иначе не избежать курьезов. Так, один из крупных недавно построенных торговых центров в Екатеринбурге стеклила самарская компания. Местные игроки предполагают, что причиной такого решения были низкие цены иногороднего поставщика. Так вот, когда уже через несколько месяцев с эксплуатацией конструкций начались проблемы, дозваться специалистов из Самары застройщику не удалось. Многие местные производители получили предложения переделать сделанное. Мы пообщались с двумя, и оба предложения их отклонили. Технический директор фабрики окна «Декра» Галина Хасдан поясняет: «У всех производителей есть свои нюансы в технологии, свои дополнительные элементы и фурнитура. Нам проще сделать все с нуля, чем переделывать начатое не нами».

В целом в сегменте крупных заказчиков ситуация достаточно спокойна. Большую часть заказов такие компании получают в рамках долгосрочных отношений с партнерами. Первичных заказов (через механизм тендеров) меньше половины. В тендере, как правило, участвует до десяти коммерческих предложений. По оценке большинства игроков, конкуренция наличествует, но о ежедневной борьбе за выживание говорить рано: благодаря подъему жилищного и коммерческого строительства крупнейшие производители окон с именем обеспечивают себя заказами без сверхусилий.

Кипящий слой

Средние компании в основном работают с физическими лицами, но при этом не прекращают попыток зайти в сегмент крупных заказчиков — юридических лиц. Порой они идут на жесткий демпинг, выставляют на тендере цену ниже себестоимости. Сергей Лобков объясняет логику подобного шага: «Такие игроки часто испытывают недостаток оборотных средств. Они, как правило, не имеют собственных офисных и производственных помещений, должны ежемесячно платить аренду, поэтому соглашаются на драконовские условия выполнения заказа, чтобы получить хоть какието деньги».

Не исключено, что, подрядившись изготовить окна по цене ниже себестоимости, такие компании попытаются «сэкономить». В этом случае скупой застройщик вполне может «заплатить дважды». Однако даже лидеры рынка признают: если компания некрупная, еще не значит, что ее работа — халтура. Некоторые вполне успешные игроки намеренно не расширяют масштабы деятельности, пекутся больше о рентабельности и общей эффективности бизнеса.  

Оборудование для качественного промышленного производства стоит порядка 20 млн рублей. По оценке генерального директора Опытного завода оконных конструкций и руководителя департамента производителей окон Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Андрея Елькина, чтобы оно как минимум окупалось (с учетом накладных расходов и рентабельности производства окон для физических лиц в 7 — 10%), необходимо производить в день минимум 50 — 60 конструкций, и то при условии, что производство будет расположено за городом, где аренда дешевле.

Окно из гаража

Мелких производителей в Екатеринбурге — больше двух сотен, причем число постоянно увеличивается. Часть из них вообще живут один сезон: по весне открываются, осенью закрываются. Андрей Елькин объясняет: подержанное китайское или турецкое оборудование низкого качества можно купить очень дешево, примерно за 300 тыс. рублей, и, собирая «на коленке» по 10 — 15 окон в день, за сезон отбить затраты. Другое дело, что на подобном оборудовании качественное окно не изготовить.

Помимо дешевого оборудования есть еще несколько способов снизить стоимость окна. Во­первых, подавляющее большинство ценовой информации в рекламных объявлениях небольших оконных фирм не соответствует действительности.

«В 90% случаях, когда вы дойдете до фирмы ногами и станете заключать договор, сумма будет большей, чем та, что называли по телефону. Окажется, что в первоначальную сумму не включили стоимость подоконника, отливов или монтажа, вариантов много», — комментирует Галина Хасдан.

 Производство качественных окон — сложный технологический процесс, требующий дорогостоящего оборудования
Производство качественных окон — сложный технологический процесс, требующий дорогостоящего оборудования
Во­вторых, «экономить» можно на материалах. Директор предприятия, специализирующегося на оконном профиле, рассказывает: некоторые производители окон используют армирующий профиль толщиной не 1,5 мм, как это требуется по нормативам, а меньше, что обходится дешевле. Несведущий покупатель вряд ли увидит разницу. Но вся нагрузка сосредотачивается именно на этом армирующем профиле: такое окно «устанет» значительно быстрее, петли просто могут выломаться из каркаса под тяжестью оконной створки. 

Удешевить окно можно за счет производственного помещения и технологии сборки. По нормативам в помещении, где собираются окна, должен быть особый температурный режим, пониженная влажность, оно должно регулярно очищаться от пыли. Все это — затраты. А можно собирать окна на обычном столе в «естественных условиях» в какомнибудь ангаре. Такое окно не будет прозрачным (между стеклами попала пыль), а зимой начнет образовываться изморозь (попала вода).

Можно экономить и на монтаже: использовать низкоквалифицированный персонал, например выходцев из ближнего зарубежья. Никаких гарантийных обязательств мелкие фирмы на практике не несут. Зачастую, если через годдва после монтажа окно вышло из строя, фирму его поставившую, просто невозможно найти.

В итоге, «оптимизируя себестоимость» всеми этим способами, кустарные производители могут предлагать в рекламных объявлениях стандартные окна по 7 — 8 тыс. рублей. Но такое окно не может быть качественным. Андрей Елькин категоричен: «Если вам предлагают стандартное окно по цене меньше 10 — 12 тысяч, бегите от такой компании».

Цена цивилизации

Андрей Елькин прогнозирует замедление темпов роста рынка в ближайшем будущем (сейчас они, по пессимистичному сценарию, оцениваются в 25% в год, по оптимистичному, — вдвое выше). Это связано с тем, что в сегменте вторичного жилья наметилось насыщение: пластиковые окна — продукт, доступный не всем, и большая часть тех, кто хотел и мог их поставить, уже это сделали. В общем объеме рынка окон доля вторичной недвижимости будет сокращаться, первичной — расти. Первичная недвижимость — изначально территория крупных игроков, на вторичном рынке работы хватит только сильнейшим.

Второй фактор, подталкивающий рынок к укрупнению, — рост цен на исходные материалы. Так, по словам Андрея Елькина, профиль ежегодно дорожает примерно на 10% в год, стекло — на 6 — 10% каждые три месяца, поставщики фурнитуры ровно год назад одновременно подняли цены на 36%. Причем, как отмечает Елькин, и стекло, и профиль дефицитны (в том числе и потому, что все больший их объем потребляет Китай). Тенденция в ближайшем будущем сохранится, цены будут расти еще быстрее. Конкуренция на рынке производителей окон куда более острая, чем среди производителей комплектующих, которые зачастую загружены заказами на месяцы вперед. Соответственно оконщики не могут поднимать цены адекватно росту стоимости на комплектующие. Маржа их будет сокращаться, в этих условиях крупным игрокам выжить легче.

Еще одна актуальная тенденция — усиление специализации игроков. Технологическая цепочка изготовления окна выглядит в упрощенном виде так: производство профиля, производство стеклопакетов, заключение договора на изготовление и монтаж окон, проектирование, изготовление конструкций, монтаж. Выпуск профиля — почти повсеместно самостоятельный бизнес, причем другого уровня (по сравнению с производством окон, инвестиционная емкость его в несколько раз больше — от 100 млн рублей). В настоящее время обосабливается производство стеклопакетов. Многие игроки отмечают, что часть стеклопакетов закупают на стороне. Впоследствии они намерены либо полностью отдать это направление на аутсорсинг, либо оставить у себя небольшое производство самых ходовых позиций, чтобы подстраховаться на случай проблем с поставками. Сергей Лобков рассказал, что изза большого объема заказов их компания все активнее доверяет внешним бригадам (после их предварительной аттестации) монтаж. По его мнению, уже через дватри года специализацияи пойдет еще дальше: обособятся в отдельные бизнесы проектирование и продажа конструкций.

Специализация обусловлена несколькими причинами. Растут требования строителей к качеству конструкций. По требованию закона № 214 «О долевке» застройщики несут перед покупателями квартиры гарантийные обязательства в течение десяти лет. Соответственно, стремятся при заключении заказов получить гарантии того, что светопрозрачные конструкции будут исправно служить весь этот срок. Оконщикам приходится постоянно повышать качество продукции, а для этого в первую очередь требуется активное перевооружение. Купить новейшее оборудование проще для какогото участка работ, а не для всей производственной цепочки.

Еще одна причина — усложнение архитектурных форм. Галина Хасдан аргументирует: «Допустим, в проект здания заложены светопрозрачные элементы большого формата. Далеко не все производители имеют оборудование, чтобы изготовить стеклопакет 2 на 3 метра, а покупать соответствующую технологическую линию слишком затратно. Проще разместить заказ на том предприятии, где она уже есть».

Итак, по прогнозам большинства игроков, к 2010 году рынок светопрозрачных конструкций примет куда более цивилизованный вид. Игроков будет меньше, они укрупнятся и четко специализируются. Только оплачивать преобразования придется потребителю. Андрей Елькин, например, считает, что к 2010 году цена стандартного окна вырастет до 35 — 40 тыс. рублей. Впрочем, мрачные прогнозы разделяют не все. Галина Хасдан уверена, что цены будут расти на уровне или чуть выше инфляции, в том числе потому, что специализация игроков приведет к оптимизации издержек.

Комментарии

Материалы по теме

С башней все в порядке

Кто начнет строить Академический

Рост популяции КОТов

Явка не провалена

Чешский цемент из башкирского известняка

Зацементировать дефицит

 

comments powered by Disqus