Блог командного духа

Блог командного духа

 Армен Петросян
Армен Петросян
Три года назад я с трудом взял в банке первый большой кредит. Тогда мне казалось, что если дадут столько денег, сколько я попрошу, да еще под выгодный процент, я совершу прорыв, выведу компанию на новые рубежи. Прошло время. Банки наперебой предлагают свои услуги, прельщают уступками и персональными условиями, но деньги перестали казаться мне важным фактором успеха в бизнесе. Теперь, общаясь с предпринимателями, я стараюсь выведать секрет командного духа, если он присутствует в компании.

Уловить черты духа непросто, еще сложнее другим объяснить, что это такое. Почему сотни оркестров исполняют одни и те же произведения, по одним и тем же нотам, с тем же количеством инструментов, но некоторые пользуются всемирной славой, а другие выступают в полупустых залах провинциальных филармоний? Что такого делают выдающиеся дирижеры, читая ноты и управляя оркестром? Что происходит между музыкантами именитых коллективов и слушателями? Что заставляет людей в зале плакать от избытка чувств? Этими вопросами я задаюсь, хотя интерес мой лежит в плоскости, далекой от теории музыки. Я хочу знать, как создать в компании атмосферу, которая бы объединяла членов команды, связывала нас с партнерами и клиентами.

Во множестве знакомых мне компаний предприниматель видит в коллективе не оркестр, а взвод солдат на плацу. Командир, в отличие от дирижера, читает не с партитуры, а с устава строевой службы. Согласитесь, разница есть. В армии приказы не обсуждаются, а оркестру надо пояснить, почему вы выбрали для исполнения именно это произведение. Так вы продаете свои идеи, обмениваете их на согласие музыкантов оркестра профессионально исполнять свои партии. Продавая чтото нематериальное, вы всегда продаете себя. Вам платят деньгами или вниманием за возможность взаимодействовать с вами ради достижения определенных результатов.  

Сам я начал с того, что сделал свои намерения прозрачными для сотрудников и подчиненных с помощью собственного блога. Знаю, что его ежедневно посещают работники моей компании. Многих, кто обращается ко мне за консультациями по поводу создания собственных интернетресурсов, настораживает подобная открытость. Этот страх преодолим. Вы получаете гораздо больше, чем просто площадку для самовыражения. Вы получаете инструмент, многократно усиливающий значение слов, произносимых вами на совещаниях или переговорах. Люди могут их сопоставить с вашими взглядами на жизнь, интересами и наклонностями. Авторитета, в основе которого лежит должность или право собственности на компанию, сегодня уже недостаточно. Подчиненные остро чувствуют, когда функции руководителя являются продолжением его личности, а когда — лишь формальным выполнением предписанного.

Начинать надо с себя. Бессмысленно рассуждать о командном духе там, где неясны позиция, убеждения и миссия самого предпринимателя. Следующий этап — выяснение устремлений ваших работников. Каждый год все члены моей команды пишут мне письма по электронной почте, в которых излагают видение собственного развития на три года вперед. В октябре я буду знать, каким видит себя каждый в 2010 году. После на общем собрании я расскажу, какой видится к этому времени наша компания мне. Зачем это надо? Не только для того, чтобы мы лучше понимали друг друга. Командный дух в моем представлении — это переплетение жизненных целей и намерений всех членов команды. Переплетая свои видения будущего, мы делаем компанию сильнее. Без этого коллектив — всего лишь вереница отрезковработников, которые соединяются в точке перехода ответственности или на пересечении функциональных обязанностей. Командный дух сплетает коллектив в прочную веревку, способную вытянуть большие дела.

Что еще нужно для того, чтобы в компании появился командный дух? Одного «обмена информацией о намерениях» недостаточно. Необходимо постоянно согласовывать позицию каждого с представлениями других и с миссией компании. Я с трудом верю, что комуто удается делать это на совещаниях. Даже небольшой коллектив, до пятидесяти человек, вряд ли получится собирать вместе болееменее регулярно.

А ведь нужно еще дать возможность высказаться всем… 

Мне на помощь вновь пришел интернет. Год назад мы запустили внутренний блог компании. Вероятно, когданибудь корпоративные газеты уступят место онлайновым изданиям, а те со временем превратятся в блоги. У меня это произошло уже сегодня. Блог позволяет мне в любое время общаться с каждым в отдельности и со всеми вместе одновременно. Блог помог создать обстановку, к которой мы не сразу привыкли. Поначалу некоторым сотрудникам казалось, что они говорят в пустоту. Теперь каждый уверен, что будет услышан всей командой. Блог помогает понимать друг друга, координировать планы, делиться мечтами. Если меня спросят, где обитает командный дух нашей компании, я, не задумываясь, назову блог.

Семью, друзей скрепляют общие воспоминания, переживания и желание шагать по жизни вместе. Для компаний, чьи коллективы неизбежно меняются, гораздо более значимо единое представление всех сотрудников о будущем, причастность к общему важному делу. Командный дух создает среду, которая делает работу комфортной и эффективной. На работе мы не просто отрабатываем зарплату, мы прежде всего живем. И если при этом нас окружают люди со схожими устремлениями — это здорово.

Когда ресурсы становятся доступными, цена перестает быть главным конкурентным преимуществом, побеждать на рынке начинают те, кто сильнее духом, — компании, объединяющие людей чемто большим, чем стремление вместе зарабатывать на жизнь. Главным становится убежденность, мотивированность персонала, которая позволяет творчески использовать его потенциал для создания бренда товара и компании. Вступая в контакт с потребителями товаров и услуг компании, командный дух превращается в бренд. Будущее за брендами. Но это уже другая история.

Помните роман Патрика Зюскинда? Уподобьтесь парфюмеру, принюхиваясь к ароматам того или иного бизнеса: ищите дух.

Комментарии

Материалы по теме

Одни пряники

Формула любви

Тренер для капиталистов

Нетривиальные истории

С оглядкой на КПСС

Рациональное мышление — на свалку

 

comments powered by Disqus