Всем миром

Всем миром

 Виктор Басаргин
Виктор Басаргин
Объективные экономические потребности Урала и Западной Сибири объединили в проекте «Урал промышленный — Урал Полярный» усилия администрации президента, федеральных и региональных органов власти, промышленников. Это дает заместителю полпреда президента в УрФО Виктору Басаргину основания предсказывать скорый переход к его практической реализации.

В унисон с Москвой

— Виктор Федорович, в согласовании проекта участвует большое количество министерств и ведомств, не говоря уже о региональных администрациях. Насколько слаженно их взаимодействие?

— Эту согласованность обеспечиваем мы. Сводим интересы территорий и ресурсы федеральных ведомств — Минприроды и Агентства по недропользованию, Минтранса и Агентства по железным дорогам, «Российских железных дорог». В этом проекте они совпадают. Так, наши предложения строительства железнодорожных путей по маршрутам Полуночное — Обская, Обская — Бованенково, Салехард — Надым, Коротчаево — Игарка вошли в Транспортную стратегию РФ, стратегии СвЖД и ЮУЖД. Разработанный в УрФО законопроект, предусматривающий создание многоуровневой системы дорожных фондов и закрепление источников финансирования дорожного строительства, поддержан Федеральным дорожным агентством и уже запрошен федеральным правительством. Поэтому оценка, которую нашим усилиям поставил окружной Совет, позитивна, — выше чем «удовлетворительно».

— Почему интересы участников совпали только сейчас, ведь проект освоения Полярного и Приполярного Урала обсуждался еще в советский период?

— Идея построения дороги с Урала к Полярному кругу возникала еще в ломоносовские времена. А интересы совпали потому, что задача обеспечения металлургической отрасли Среднего и Южного Урала сырьевой базой стала неотложной, появилась необходимость диверсификации экономики северных округов. А федеральные ведомства получили возможность не только высказывать благие пожелания, но и финансировать детальное изучение проекта.

— Но на майском совещании в Челябинске, когда полпред и губернаторы представляли президенту проект «Урал промышленный — Урал Полярный», бросился в глаза скепсис министра природных ресурсов Юрия Трутнева и замминистра экономического развития Андрея Шаронова. Первый указал на скудость рудной базы, второй — на слабую проработанность проекта.

— Лично я крайнего скептицизма со стороны Трутнева не почувствовал. Он говорил о разведанных запасах, а наше обоснование опиралось на запасы плюс ресурсы. Когда Трутнев касался ресурсов, он исходил из оценок, сделанных государственной комиссией по запасам. Мы же помимо этого применяли еще и авторские оценки: какой-либо институт провел на определенном участке геологоразведку, сделал оценку по принятым методикам и нормативам, но в государственном комитете по запасам ее не провел. То есть государственного подтверждения оценка не получила. Такое расхождение вызывает определенные риски. Поэтому в числе приоритетов — дальнейшее осуществление геологоразведки, сведение данных изыскательских организаций (их около 30, причем некоторые уже прекратили деятельность) и проведение через государственные органы до конца 2006 года переоценки запасов. Тогда все участники проекта будут оперировать одними и теми же цифрами, которые лягут в основу его ТЭО.

Трутнев всегда утверждал, что поддерживает проект. И все действия министерства природных ресурсов и федерального агентства по недропользованию это подтверждают. При министерстве создана комиссия по Северному Уралу с включением аппарата полпреда президента, администраций субъектов. В программе воспроизводства минерально-сырьевой базы на 2006 год эта тема выделена в особый раздел по геологоразведочным работам. Отдельный раздел будет в аналогичной программе на среднесрочную перспективу — до 2010 года. Сумма, которая дополнительно пойдет в следующем году из федерального бюджета на изучение недр Полярного и Приполярного Урала, — 1 млрд рублей: 700 миллионов на углеводороды и 300 на твердые полезные ископаемые.

Шаронов говорил о том, что проект будет претендовать на средства федерального инвестиционного фонда на общих основаниях. Необходимым критериям он соответствует: инфраструктурный, межрегиональный, объемы финансирования — не менее 5 млрд рублей. До октября 2006 года на основе данных геологоразведки мы разработаем ТЭО, до конца 2006-го внесем проект на рассмотрение в Минэкономразвития, чтобы участвовать в конкурсе на федеральные средства. Если все будет хорошо, в середине 2007 года приступим к реализации.

— В вашем докладе на окружном совете 10 августа не было упомянуто министерство регионального развития. А оно между тем разрабатывает Стратегию социально-экономического развития регионов РФ, которая вскоре будет защищаться на правительстве. Не значит ли это, что вы упустили один из влиятельных лоббистских каналов?

— Нет. Один из членов Совета УрФО — Сергей Мирошников, директор департамента федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления Минрегиона. У него есть все документы по этому проекту. Кроме того, уже на самых ранних стадиях подготовки проекта полпред президента Петр Латышев ознакомил с ним министра регионального развития Владимира Яковлева. Проект включен в программы министерства. Мы работаем в унисон.

Синхронизируясь с губернаторами

— Насколько я знаю, губернаторы тюменского региона Сергей Собянин, Юрий Неелов, Александр Филипенко создали в рамках проекта каждый свою рабочую группу. Как в этом свете вы оцениваете уровень координации действий региональных администраций?

— Все губернаторы выступают консолидированно. Конечно, у каждого свое мнение о приоритетах. Но мы постарались учесть все особенности. Проект включает строительство дорог по Восточному склону Уральских гор со стороны Салехарда, в сторону Уральского хребта от Ханты-Мансийска, то есть создание мощной транспортной инфраструктуры на границе ЯНАО и Республики Коми, ХМАО и Свердловской области, а также создание железной дороги от Надыма до Салехарда (закончено ее ТЭО), автодороги от Тюмени через Урай на Салехард. Все три «северных» губернатора договорились о совместном финансировании проекта. В следующем году ЯНАО выделит на геологоразведочные работы 100 млн рублей, ХМАО — около 250. Критерий приоритетности в развитии транспортной инфраструктуры — высокая степень разведанности месторождений, причем тех полезных ископаемых, которые обеспечат значительный грузооборот: железных и медных руд, фосфоритов, хромитов, бурого угля. Учитывается задача использования в развитии энергетики ямальского низконапорного газа.

— Кроме окружного Совета, губернаторы участвуют в работе еще одного лоббистского института — Госсовета, где они непосредственно общаются с главой государства. Согласовывают ли они с полпредством инициативы, с которыми выходят на Госсовет?

— Личная инициатива не ограничивается. Но вопросы, которые поднимаются главами регионов на встречах с президентом, председателем правительства, руководителями министерств и ведомств, — из круга тех, что обсуждаются нами совместно. То же можно сказать о действиях аппарата полпреда президента.

— То есть политика полпредства как подразделения администрации президента и губернаторов согласована? Вы двигаетесь в одном направлении?

— Да. Мы-то, однажды выбрав его, никогда и не отклонялись.

— Как повлияет на темпы и качество реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» передача из центра главам регионов 129 полномочий?

— Все участники проекта, к какому уровню власти они бы ни относились, — единомышленники. Благодаря достигнутым между ними взаимопониманию и взаимодействию сегодня главное — не то, у кого находятся полномочия, а как они реализуются каждым из участников проекта.

В диалоге с инвесторами

— Каковы прогнозы по стоимости проекта «Урал промышленный — Урал Полярный», грузопотокам, окупаемости?

— Строительство транспортной инфраструктуры по Восточному склону Уральских гор обойдется в 60 — 90 млрд рублей. Окупаемость в зависимости от грузооборота — около 10 лет. Главное, обеспечить не менее 5 млн тонн грузов в год. По нашим расчетам, объем грузопотоков составит 8 — 12 млн тонн. Самая оптимистичная оценка — более 23 млн тонн.

— Источники финансирования?

— Самое большое, что может выделить федеральный инвестиционный фонд, — процентов 30. Региональные бюджеты не так богаты, хотя какую-то часть они, безусловно, профинансируют. Так что основная составляющая — это средства инвесторов. Поэтому нами и взят за основу многолучевой принцип строительства дорог — чтобы обеспечить скорейший доступ инвесторов к месторождениям, максимально приблизить сроки окупаемости вложений.

— На каких условиях инвесторы готовы всерьез рассматривать проект «Урал промышленный — Урал Полярный»?

— Первое, что их заботит, — возможность получения сквозной лицензии на геологоразведку и добычу. Чтобы не вышло так, что недропользователь открыл месторождение, а назавтра оказался всего лишь одним из участников конкурса на его освоение. Наши прогнозы по этому вопросу благоприятны. Второе — получение перечня лицензионных участков, где будет проводиться геологоразведка, и ее результатов. Инвесторы должны без прикрас видеть всю геологическую картину: чем мы располагаем, каковы прогнозы по месторождениям. А главное, чтоб наши обещания, например, капитализировать привлеченные ресурсы, компенсировать затраты на выработку энергии, были выполнимы в долгосрочном режиме.

— Как видится оперативное управление проектом? Кто его будет осуществлять — управляющая компания или какой-нибудь государственный орган?

— Это должна быть рыночная структура. К концу этого года предстоит создать управляющую компанию. Учредителями скорее всего выступят региональные администрации и инвесторы.

— На майском совещании с президентом председатель совета директоров Магнитогорского металлургического комбината Виктор Рашников пообещал инвестировать в проект до 1 млрд долларов: в тот период Магнитка драматически переживала сырьевую блокаду. Какие еще промышленные группы вызвались участвовать в проекте?

— Уральская горно-металлургическая компания. Возможно, подключится кто-то из предприятий угольной отрасли, энергетики, Газпром. Ведутся переговоры с «Российскими железными дорогами»: они могут участвовать в проекте непосредственно или через представителя.

Комментарии
 

comments powered by Disqus