В очередь за мечтой

В очередь за мечтой

 Фото - Андрей Порубов
Фото - Андрей Порубов
… Ура! Решение принято, деньги на руках: берем новый Ford Focus II. Однако звонок в первый же автосалон поверг в шок: заявки на автомобиль в базовой комплектации с механической коробкой передач оформляются только на июнь 2007 года…

Подобная ситуация складывается и с другими представителями сегмента бюджетных авто — Hyundai Getz, Chevrolet Aveo, Honda Civic, Toyota Corolla. Ждать заказанную машину приходится в среднем полгода (см. таблицу  «Сроки ожидания самых дефицитных моделей иномарок в автосалонах Урала»). Приемлемая цена (от 9 до 15 тыс. долларов) и неплохие технические характеристики вывели эти модели в прошлом году в лидеры рейтинга потребительских предпочтений с наибольшей динамикой продаж. Темпы роста того же Ford на Урале в 2005 году составили 229%. Теперь предложение стало отставать от спроса, как следствие, кривая прироста пошла вниз: итог первого полугодия — 81% к соответствующему периоду прошлого года.

При этом совокупные продажи иномарок низшей и средней ценовой категории только увеличивались. По данным участников исследования рынка новых иномарок, проведенного АЦ «Эксперт Урал» в июле этого года, прирост в первом полугодии-2006 составил 85% против 52% за первое полугодие 2005-го. Динамику обеспечили другие модели того же ценового уровня: очереди в автосалонах на самые востребованные авто спровоцировали миграцию покупателей в сторону марок Renault, Kia, Citroen. Они — новые лидеры по темпам увеличения продаж: 194%, 186% и 113% соответственно (напомним, летом прошлого года началась сборка Kia Spectra на ижевском заводе «Иж-Авто» и Renault Logan на московском «Автофрамосе».) «В нашем салоне спрос на все модели устойчивый, и на большинство из них он поднимается. Наименьший срок ожидания приходится на модели Chevrolet Spark и Lacetti –– три месяца, а вот Chevrolet Aveo и Lanos придется ждать от пяти до семи месяцев. Клиенты предпочитают машины, которые есть в наличии, а не находятся в пути», — отмечает специалист по рекламе салона «Автобан» (Екатеринбург) Наталия Остроумова.

Откуда звон

Откуда звонТрадиционных факторов роста спроса два. Во-первых, поднимается уровень благосостояния граждан: доходы россиян за отчетный период увеличились на 10,5% по сравнению с первым полугодием 2005-го. «Платежеспособность населения, требования к комфорту и безопасности, а с ними — спрос на автомобили иностранного производства — повышаются. Предложение отвечает: на рынке появляются качественные и недорогие авто, в том числе российской сборки», — обозначает тенденцию менеджер по рекламе и связям с общественностью автоцентра «Лада-Березовский» (Березовский) Анна Хованова. Во-вторых, расширяется сотрудничество банков и автосалонов: спецпрограммы, льготные схемы, снижение процентов по кредиту и лизингу делают покупку авто более доступной.

В последнее время добавился еще один фактор — ситуация на рынке недвижимости. Темпы подъема цен на жилье, к примеру, в Екатеринбурге (по данным Уральской палаты недвижимости) составляют 9% в месяц, средняя стоимость 1 кв. метра достигла уже 41 тыс. рублей (см. «Как в сказке», «Э-У» № 29 от 14.08.06). При такой динамике накопленные средства быстро обесцениваются. Сбережения, которые планировалось пустить на приобретение квартиры, теперь направляются на покупку иномарки. Следствие — резкий скачок спроса.

Ни производители, ни дилеры к автобуму оказались не готовы. В очередной раз не хватило квот, установленных на Россию: они ограничены производственными возможностями заводов. С товарными потоками не справляется логистика: складская инфраструктура в Финляндии, через которую идут поставки всех иномарок в Россию, перегружена. Проект терминала для обслуживания ввозимых в Россию иномарок в Санкт-Петербурге планируется, его ввод позволит снизить стоимость хранения новых авто и сократить очереди, но это далекая перспектива.

Откуда звонКроме того, существует проблема транспортировки до дилерского центра: не хватает автовозов. По оценкам специалистов транспортных компаний, их количество в целом по России составляет 5 тыс. единиц, а требуется вдвое больше. Решив эту задачу, дилеры столкнутся с другим препятствием — низкой пропускной способностью автодорог. Некоторые компании рассматривают альтернативные способы доставки — морские и железнодорожные перевозки. «Вариант доставки иномарок по железной дороге не исключается. Но здесь та же беда, что и с автовозами: для транспортировки машин требуются специализированные вагоны, а их не так много. Поэтому доставить очередную партию авто широкой сети дилеров также проблематично», — делится начальник отдела продаж «Автоленд Север» (Екатеринбург) Вероника Заговалко.

Пока дилеры ищут пути выхода, на рынке появилась новая услуга. Чтобы ускорить покупку иномарки, люди готовы купить очередь на авто: заплатить за меньшее время ожидания.

Из-под полы

Найти объявление о продаже очереди несложно: форумы автомобильных сайтов пестрят переписками между продавцами и покупателями на этом рынке услуг. К примеру, очередь на Ford Focus II выпуска 2006 года можно купить за 500 — 650 долларов, место за Honda Civic, Mazda 3 и Nissan Tiana дороже, от тысячи.

Из приватной беседы со счастливым обладателем нового авто напрашивается вывод: по-видимому, продавцы очередей в большинстве случаев — менеджеры салонов. Схема проста: продаются «отказные машины». Прежний заказчик передумал покупать, а может, банк отказал в кредите. Сам салон ничего не теряет: при оформлении заявки на автомобиль вносится залог, который в случае отказа возвращается лишь частично. Но машина поступила и ее можно досрочно реализовать. Сами участники рынка информацию не подтверждают. «Я слышал о подобных случаях в Москве, но не в наших салонах. Возможно, существует определенная договоренность непосредственно между клиентами», — предполагает исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр Рулевский.

Динамика продаж иномарок по классам

До конца года дополнительных машин не предвидится. В условиях дефицита новая услуга будет востребована. «По итогам года рост продаж в среднем по России составит 50 — 60%. В 2007 году дефицит на иномарки сохранится, но будет не столь острым: объем квот увеличится, производители завершат формирование каналов поставки и продажи стабилизируются», — оценивает перспективу PR-менеджер автохолдинга «Машинный двор» (Пермь) Вадим Напарьин. «Продажи иномарок, особенно стоимостью до 15 тыс. долларов, будут только расти. Конкуренция внутри сегмента усилится», — подтверждает Наталия Остроумова.

Громких скандалов с продажей очередей на покупку авто на Урале еще не было. Но закрывать глаза на тенденцию не стоит. Даже слухи будут означать для дилера потерю репутации и доверия клиентов. Чтобы избежать проблемы, нужна грамотная работа с персоналом.

Дополнительные материалы:

Методы и информация

Исследование уральского рынка иномарок проведено АЦ «Эксперт Урал» в августе 2006 года. Опрошено более 130 автосалонов, 64 из них приняли участие в рейтинге.

В качестве основного показателя при составлении рейтинга использован объем продаж автосалона в натуральном выражении на территории Уральского региона. Вспомогательные показатели — структура продаж по моделям и классам автомобилей, а также динамика объемов продаж.

Полная статистическая информации предоставлена компаниями Ауди Россия, BMW Russland Trading, Даймлер Крайслер Автомобили РУС, РольфХолдинг, Ниссан Мотор Рус, Автофрамос, Пежо Рус Авто, Бюро Шкода Авто, Форд Мотор Компани, Вольво Кар Россия.

Дополнительные материалы

Обзор уральского рынка иномарок, 1 полугодие 2006

Комментарии

Материалы по теме

Почти японский китаец

Вернись к Sorento

Приехали

Автодилеры начали строить сети внутри региона

Приходите завтра

Даешь десять процентов

 

comments powered by Disqus