Город золотой

Город золотой

На днях в Сургуте крупная екатеринбургская сеть «Монетка» открыла второй магазин. Пока это единственный пример выхода на рынок Сургута инорегиональных игроков продовольственного ритейла. Из заявленных в конце прошлого года планов известно лишь, что крупнейший игрок Сибири «Холидей классик» намерен для дальнейшего развития построить здесь до 2009 года распределительный центр. Что останавливает сетевые компании? В рамках исследования «Вторые города Большого Урала» мы оценили условия ведения их бизнеса в малых городах региона.

Золотые руки…

Рынок труда — стандартная болевая точка всех вторых городов. Проблему дефицита обычно решает привоз квалифицированных специалистов среднего и высшего звена из областных центров. В Сургуте ситуацию значительно осложняет высокий уровень оплаты труда. Кадры стоят очень дорого: по итогам 2006 года средняя заработная плата составила 29,6 тыс. рублей. По официальной статистике это почти в два раза больше, чем в Тюмени или Екатеринбурге.

Рынок коммерческой недвижимости отличается сравнительно высокими арендными ставками и низкой ценой. Помещения в Сургуте выгоднее приобретать в собственность: они гораздо быстрее окупят себя, чем в любом областном центре региона.

К примеру, индекс выкупа офисной недвижимости в Сургуте составляет 4,7 года. Сравните: в Челябинске — 6,9, Екатеринбурге и Тюмени — 7,5, в Перми — 8,7 года (см. индикаторы коммерческой недвижимости, «Э-У» № 30 от 20.08.07).

Но подходящие для покупки площади найти сложно. Крупноформатных объектов в городе нет. Строятся небольшие торговые центры. За последние полтора года введены в эксплуатацию «Премьер» (1,1 тыс. кв. метров), «Пассаж-4» (2,6 тыс. кв. метров), «Новый мир» (4,8 тыс. кв. метров). Ведется строительство торгово-развлекательного центра «Вершина»: подробности проекта пока не известны. Все объекты — в основном на первых этажах жилых домов.Средняя стоимость 1 кв м жилья на вторичном рынке

…И золотые горы

Очевидное преимущество Сургута для компаний, работающих на потребительских рынках, — высокие среднедушевые доходы населения: среднемесячный показатель в 2007 году составит, по оценкам, 26,3 тыс. рублей. В Сургуте один из наиболее многочисленных автомобильных парков — 369 авто на тысячу жителей. В автоцентрах города представлены практически все иностранные бренды. Активно развивается сегмент бытовой техники и электроники: в городе работают три из четырех крупнейших федеральных сетевиков — «Эльдорадо», «Мир» и «М.Видео».

По потребительским возможностям Сургут уступает только Магнитогорску, где больше численность населения, выше динамика роста заработной платы, оборотов розничной торговли, платных услуг, общественного питания. Среди муниципальных образований округа по среднедушевому потреблению товаров город занимает первое место, по услугам — второе после Ханты-Мансийска. На оборот товаров и услуг Сургута приходится примерно треть совокупного оборота ХМАО.

Аэропорт Сургут имеет статус международного, относится к узловым аэропортам регионального назначения. Обеспечивает хорошую транспортную доступность: 60 авиакомпаний ведут перевозки пассажиров и грузов по 75 направлениям.

Положительным сигналом служит рост инвестиционной активности предприятий города. За последние годы единственным значимым инвестпроектом было развитие перронного хозяйства аэропорта: в прошлом году объем вложений составил около 4,5 млн долларов. Сумма инвестиций в проекты, начало реализации которых запланировано на 2007 — 2008 годы, составит почти 2,5 млрд долларов (см. таблицу «Крупнейшие инвестиционные проекты ХМАО»).

Индекс привлекательности для ведения сетевого бизнесаТаким образом, в рейтинге вторых городов по привлекательности ведения сетевого бизнеса Сургут лидирует. Решающий фактор — потребительские возможности. Предприниматели также отмечают низкие административные барьеры. Хорошо развит финансовый сектор, инфраструктура гостеприимства.

Пока Сургут существенно проигрывает другим городам в ситуации на рынке труда и недвижимости: привлекательность для сетевого бизнеса снижают дороговизна рабочей силы и дефицит коммерческих площадей. Если проблему с нехваткой помещений решить относительно просто (причем быстрые вложения в этом сегменте принесут высокие дивиденды), то кадровый вопрос станет существенным препятствием для развития бизнеса. Пристальное внимание на город большинство сетевых компаний обратят через год-два, когда будут освоены более выгодные направления, а Сургут станет стратегической точкой региональной экспансии в Сибири.

Источники информации

Исследование «Вторые города Большого Урала» проведено аналитическим центром «Эксперт-Урал» с февраля по декабрь 2006 года (методика и результаты см. «Посторонним вход», «Э-У» № 47 от 18.12.06). Первые публикации проекта, посвященные отдельным городам, описывали ситуацию в Верхней Салде (см. «Третий звонок», «Э-У» № 19 от 21.05.07) и Березниках (см. «В одной связке», «Э-У» № 24 от 25.06.07).

В качестве источников информации по Сургуту использовались собственные маркетинговые исследования; информация, полученная в ходе экспертных интервью с участниками рынка; данные администрации города, территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, центра занятости населения города. Информацию по недвижимости предоставило агентство недвижимости «Риц» (Сургут); по салонам сотовой связи — «Евросеть», «ЦИФРОГРАД», «Связной», группа компаний «DIVIZION», «Эльдорадо» (все — Москва), «Агентство гуманитарных технологий» (Екатеринбург); по аудиторским и консалтинговым компаниям — компания «Реформа» (Сургут).

Таблица 1. Цены и арендные ставки на рынке жилья и коммерческой недвижимости

Показатель
Рынок жилья,
руб. за 1 кв. метр
Коммерческая недвижимость
Продажа,
тыс. руб. за 1 кв. метр
Аренда,
руб. за 1 кв. м/ мес.
Первичный рынок
Вторичный рынок
Торговая недвижимость
Офисы
Складские помещения
Торговая недвижимость
Офисы
Складские помещения
Средняя цена по городу 41,4 51,1 40-50 45-80 25-27 500 - 2000 1000-1200 140
Диапазон (минимальная-максимальная цена) 37 - 45 50- 52 -          
 

Таблица 2. Основные показатели социально-экономического развития Сургута

Фактор
Показатель
2004
2005
2006
Потребительские возможности Численность населения, тыс. чел. 291,7 290,6 289,9
Выпуск товаров и услуг (отгрузка), тыс. руб. на душу населения 1352,3 1875,1 2019,6
Оборот розничной торговли, тыс. руб. на душу населения 94,1 124,1 168,3
Оборот платных услуг, тыс. руб. на душу населения 29,6 35,9 45,0
Оборот общественного питания, тыс. руб. на душу населения 4,1 5,6 9,6
Численность парка автомобилей, ед. на тысячу жителей 324 334 369
Жилой фонд, кв. м на душу населения (обеспеченность жильем) 19,1 19,7 20,4
Ввод жилья, кв. м на тысячу жителей 712 615 575
Рынок труда Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. 23 974 26 545 29 641
Подготовлено квалифицированных специалистов ВУЗами, чел. 2326 2037 2562
Подготовлено квалифицированных специалистов средними специальными учебными заведениями, чел. 1220 1278 1251
Доля населения с высшим и средним профессиональным образованием, % - 41,7 -
Инфраструктура гостеприимства Количество гостиниц / мест в гостиницах - - 22 / 1259
Уровень загрузки (процент свободных мест), % - - 35-40%
Количество кафе и ресторанов на 100 тыс. жителей - - 30
Связь Количество интернет-кафе на 100 тыс. жителей - - 2,4
Количество точек крупных сетей салонов сотовой связи на 100 тыс. жителей - - 10,7
Финансовый сектор Количество банков / банкоматов - - 19 / 249
Стоимость деловой поездки Стоимость деловой поездки* - - 6 052
* На август 2007. Включает билет до областного центра, проживание в гостинице, возможность воспользоваться интернетом, питание, поездка на такси по городу

Таблица 3. Рейтинг Сургута среди вторых городов Большого Урала

Факторы
Ранги города по уровню условий ведения сетевого бизнеса
Справочно: Вес фактора при принятии решения о выходе,
%
1. Потребительские возможности 2 48,0
2. Деловая инфраструктура 14 35,3
Транспортная доступность 7 10,4
Инфраструктура гостеприимства (гостиницы, общественное питание 3 0,9
Рынок труда 15 9,3
Недвижимость (торговая, офисная, складская) 17 8,2
Связь (сотовая, Интернет) 13 3,8
Финансовый сектор (банки, страховые и лизинговые компании) 1 1,6
Возможности аутсорсинга (такси, клининг, кадровые агентства, аудиторско-консалтинговые и юридические компании) 3 1,1
3. Потенциал развития 8 5,0
4. Административное регулирование 2 5,5
5. Стоимость деловой поездки 15 1,0
Прочие    - 5,2

Дополнительные материалы

Cургут. Исследование в рамках проекта «Вторые» города Большого Урала

Комментарии

Материалы по теме

Ребрендинг Юревича

Наш ответ Доу Джонсу

Учиться не дышать

Новый толковый словарь

Точки на полях

Заведомо худшие условия

 

comments powered by Disqus