Поглядывая на сторону

Поглядывая на сторону

Поглядывая на сторону

Фото: Андрей Порубов

Урал переживает бум на рынке строительной техники. В каждом из уральских мегаполисов по нескольку десятков организаций предлагают как заключение договоров на аренду машин и оборудования для работ, так и строительный подряд и перевозку груза. В первую очередь услуги находят спрос у небольших строительных организаций (с числом сотрудников до 500 человек).

Куда ушагал экскаватор

— Для небольших строительных компаний, как наша, нерентабельно создавать свои управления механизации, — рассказывает директор СМУ № 25 Уралмашстрой (Екатеринбург) Евгений Кореев. — Собственная у нас только малая механизация, остальную технику арендуем. Аренда получается дешевле, чем содержание ремонтной и обслуживающей базы.

Строители этого масштаба сегодня, как правило, используют 20 — 30% своей техники, даже грузовики и самосвалы стараются заказывать на стороне. «Содержать парк в сто машин сложно, — считает директор компании “Транском” (услуги по перевозке строительных грузов, Челябинск) Владимир Коршиков. — Для этого должна быть мастерская по ремонту, линии технического обслуживания, оборудованный гараж, мойка, покрасочная, шиномонтажное отделение, стенды для проверки и регулировки машин. Такая большая структура не позволила бы нам быть на плаву».

Преимущества аренды объясняет руководитель транспортного отдела предприятия «Автоуслуга» (Пермь, предоставление стройтехники в аренду) Оксана Мосунова:

— Иметь свою технику многие строительные организации не хотят, чтобы не увеличивать расходы на эксплуатацию машин. Есть еще и сезонный фактор: если летом вся техника может быть загружена на своих объектах, то зимой она простаивает и приносит строителям убытки. Кроме того, машины стареют, их нужно регулярно обновлять. На это у стройорганизаций обычно нет денег.

Коммерческий директор УК «Строймеханизация» (Челябинск, услуги аренды строительной техники) Юрий Лейвиков добавляет:

— В чем плюсы аренды для строителей? Не нужно иметь ремонтную мастерскую, запасные части, вести учет работы по техническому сервису, содержать дополнительный штат ремонтников и, соответственно, административно-управленческий персонал собственных управлений механизации. Не возникает потребности в площадях и помещениях для хранения машин, отсутствуют платежи по налогам на имущество и денежные долговые обязательства, связанные с приобретением техники и выплаты процентов за пользование кредитами. Капитал высвобождается для более выгодного, чем вложение в дорогостоящее оборудование, использования. Аренда техники позволяет предприятию увеличивать производственные мощности в пиковые периоды, открывает доступ к высокопроизводительным технологиям. Эти преимущества осознали уже многие строительные компании. Могу отметить, что за последние год-полтора наметилась явная тенденция роста услуг аренды техники.

Механизация в строительстве сегодня требует больших капитальных вложений. Техника, работающая с советских времен, изношена до предела. Омоложение парка за счет амортизационных отчислений невозможно. Образование же в строительных компаниях фондов на развитие производства напрямую ведет к росту цен на строительную продукцию. Между тем использование техники с высокой степенью износа становится одной из главных причин аварий. Так, по данным Межрегионального территориального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Уральскому федеральному округу, в 2005 году на поднадзорных предприятиях при эксплуатации подъемных сооружений смертельные травмы получили пять человек, в 2006-м — еще три.

Предприятия, специализирующиеся на аренде, помимо техники теперь способны предложить строительным компаниям комплекс дополнительных и сопутствующих услуг. Рассказывает Владислав Багин, маркетолог-аналитик УК «Строймеханизация»:

— Строительная компания вправе опробовать машину или определиться с моделью и сменным рабочим оборудованием до принятия решения об аренде. Арендодатель может предложить сторонним организациям капитальный ремонт техники на собственных ремонтных базах, услуги разработки и согласования проектов производства работ, а также консультационные услуги в области технических решений привлечения строительных машин и механизмов.

Аренду в качестве наиболее эффективного пути обновления используемой техники в последнее время стали рассматривать даже крупные строительные организации. Например, в 2004 году компания «Монолит» (Челябинск) обзавелась собственным подразделением механизации из-за низкого на тот момент качества и ассортимента услуг аренды машин и механизмов, а теперь стратегия пересматривается. «По нашим расчетам, содержание собственной службы механизации при ежемесячных объемах работ от 10 — 15 млн рублей целесообразно. Но с появлением строительных объектов в других регионах мы рассматриваем возможность привлечения услуг организаций, предоставляющих технику в аренду: доставка к удаленным объектам, например, башенного крана, может привести к значительному удорожанию работ, — рассказывает заместитель генерального директора СК “Монолит” Александр Верзаков. — Особенно востребована для застройщиков услуга предоставления техники с квалифицированным персоналом, машина сама по себе — лишь часть необходимого ресурса».

Постепенно увеличивает долю арендуемой техники и другой уральский строительный гигант — «Атомстройкомплекс» (Екатеринбург). «Сегодня строительную технику в аренду предоставляет много небольших частных организаций. Цены там ниже, чем у нас, с ними конкурировать бесполезно, — рассказывает директор управления механизации НП Управление строительства “Атомстройкомплекс” Виктор Мельников. — На рынке избыток самосвалов, тягачей, автокранов, поэтому цены на их аренду очень низкие. “Атомстройкомплекс” пользуется услугами арендодателей — это примерно 10% всей используемой в нашем НП техники».

Содержание управлений механизации в крупных строительных компаниях становится все менее рентабельным. Но пустить их в свободное рыночное плавание строители не могут. «Около 95% всей нашей техники используется в рамках предприятий “Атомстройкомплекса”, — отмечает Виктор Мельников. — Если сегодня наше управление просто взять и выбросить на рынок с этим количеством людей и механизмов, я не думаю, чтобы мы выжили, не имея гарантированных заказов от “Атомстройкомплекса”: надо как-то существовать и зимой. Мы можем работать только совместно с НП».

От аренды до аутсорсинга

Благодаря увеличению объемов строительных работ в последние год-два рентабельность бизнеса аренды машин и оборудования выросла в несколько раз, поэтому компании-арендодатели и грузоперевозчики получили возможность быстрого обновления техники. «Если есть полная загрузка, любая строительная техника, даже самая дорогая, окупается», — замечает Виктор Мельников.

— У меня много крупных строительных организаций по всей Челябинской области, — рассказывает Владимир Коршиков. — Сейчас можно брать в лизинг новые машины, потому что есть работа на них, есть заказы. Ставка по лизинговым платежам составляет 12 — 14%, но хотелось бы поменьше. Многие конкуренты приобретают импортные автомобили MAN, мы же работаем в основном на МАЗах и КамАЗах. Покупаем грузовики, тягачи, самосвалы. За последний год обновили парк примерно на 70%.

— В последнее время спрос на арендуемую технику возрос, поскольку старые автотранспортные предприятия и управления механизации у строительных компаний развалились, — пояснила Оксана Мосунова. — Строители заинтересованы во всех видах техники. Я вижу, как растут многие малые организации, предоставляющие в аренду машины и оборудование. За пару лет они увеличили количество своей техники в два-три раза.

Увеличение спроса позволяет арендодателям не только обновлять технику, но и переходить на более сложный уровень работы:

— Нами приобретены автомобильные и гусеничные краны особо большой грузоподъемности, автопоезда для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов. Сегодня предприятие не только предоставляет механизмы в аренду, но и собственными силами может произвести демонтаж любых сложных сооружений, конструкций, перевезти их в другие регионы и заново смонтировать. Эксплуатация, обслуживание и ремонт дорогостоящих механизмов со сложной системой гидравлики и электроники могут быть доверены только высококвалифицированным специалистам, — говорит директор по экономике компании «Востокмонтажмеханизация» (Челябинск) Александр Манаев.

Высокий спрос привлекает на Урал и столичных игроков. Например, в Екатеринбурге успешно начала деятельность московская компания Rentakran, предоставляющая в аренду строительную технику.

Высотные перспективы

Активно обновляя с помощью кредитных и лизинговых схем парк машин, арендодатели, естественно, стремятся быстрее окупить затраты. Здесь их намерения расходятся с интересами строительных организаций. «Из-за высокого спроса ставки на аренду техники держатся высокие. Арендодатель желает амортизировать стоимость оборудования за один-два года, включив амортизацию в стоимость аренды. При сроке амортизации, по крайней мере, в пять-семь лет услуги аренды станут намного доступнее для мелких и средних строительных организаций. А таких — подавляющее большинство», — уверен Александр Верзаков. Следствием завышенных арендных ставок становятся хронические задержки платежей со стороны строительных организаций. «У нас одна главная проблема: строители задерживают оплату аренды техники и наших услуг», — сообщила Оксана Мосунова.

В этих условиях строители стараются иметь в собственности хотя бы ту технику, которая задействована на объектах постоянно. Так, управление механизации «Атомстройкомплекса» в текущем году приобрело шесть высотных кранов Liebherr: теперь их у компании 11. На следующий год планируется закупить не меньше. Для снижения затрат на содержание техники необходимо прежде всего увеличивать время ее использования. Башенные краны Liebherr работают практически бесшумно, поэтому их можно эксплуатировать в три смены даже в черте города. Неоспоримое преимущество немецких кранов в том, что они не нуждаются в подкрановых путях, поскольку у них длинная, до 60 метров, стрела. Такой кран устанавливается на фундамент на середине или в торце здания и при достижении высоты более 50 метров крепится к нему. Он охватывает всю строительную площадку, поэтому нужды во втором или третьем кране просто не возникает.

— Немецкие башенные краны по цене уже практически сравнялись с нашими. От другой отечественной техники мы тоже потихоньку отказываемся, стараемся приобретать европейскую и китайскую. Если покупаем российские машины, их приходится доводить до ума два месяца, а через год они уже требуют капитального ремонта, — сетует Виктор Мельников.

Помимо высокой платы строители при взаимоотношениях с арендодателями сталкиваются с еще одной серьезной проблемой. Сейчас строительную технику предоставляют в аренду очень многие организации, как крупные, так и мелкие. При выборе есть риск столкнуться с недобросовестным партнером, из-за чего может сорваться график строительных работ. «Если техника ломается, мы возвращаем ее арендодателю. Кто-то ее может отремонтировать быстро, а кто-то это делает месяцами, поскольку имеет плохую ремонтную базу. Поэтому стараемся работать только с крупными. Но у них не всегда есть в наличии новая высокопроизводительная техника, приходится брать что есть», — делится опытом Евгений Кореев.

Высокий спрос строителей на арендуемую технику начал складываться несколько лет назад. Тогда у арендодателей появилась возможность по выгодным схемам приобретать в кредит и лизинг высокопроизводительные машины и оборудование, а строители осознали все преимущества аренды строительной техники. Но полноценный рынок на Урале еще не сформирован. Скорее всего, в ближайшие годы его объемы увеличатся в несколько раз. А после насыщения предложения следует ожидать слияний и поглощений предприятий-арендодателей и углубления их специализации. Управления механизации в структуре крупных строительных компаний сохранятся, но парк их техники будет значительно сокращен за счет списаний старых машин. Строители будут стараться приобретать в собственность только высокопроизводительные машины и оборудование, постоянно задействованные на работах.

Комментарии

Материалы по теме

С башней все в порядке

Кто начнет строить Академический

Рост популяции КОТов

Явка не провалена

Чешский цемент из башкирского известняка

Зацементировать дефицит

 

comments powered by Disqus