Заморозки на трассе

Заморозки на трассе

Текущий зимний сезон для внутреннего туризма оказался не из легких: посещаемость объектов снизилась, доходы падают. Ситуацию могут изменить креативный подход туроператоров к формированию экономичных и насыщенных новым содержанием туров, а также гибкая ценовая политика собственников курортов.

Еще в прошлом году планы развития объектов внутреннего туризма выглядели грандиозно и исчислялись сотнями миллионов рублей: планировалось строительство и открытие к зиме 2008/09 дополнительных трасс и подъемников, гостиниц и досуговых центров, кое­где - целых горнолыжных деревень. Собственники некоторых курортов готовились ввести новые услуги. Однако уже в конце осени многие проекты расширения горнолыжных центров оказались свернуты или приостановлены. Так, в Сысертском районе Свердловской области из­за проблем с финансированием заморожено возведение горнолыжного комплекса на горе Бессоновой, открытие которого планировалось на декабрь 2008 года. На горе Белой, в развитие горнолыжного центра на которой уже вложено около 500 тыс. рублей, остановлено возведение второй очереди. До сих пор львиная доля в финансировании этого объекта приходилась на областной бюджет, в этом году будет выделено лишь 86 млн рублей на проведение проектных работ. Собственники ряда крупных комплексов Башкирии, Свердловской, Челябинской областей отказываются не только от анонсированного ввода новых трасс, но даже от освещения уже функционирующих.

Однако на развитие и формирование тенденций текущего зимнего сезона во внутрирегиональном туризме повлияли не только финансовые проблемы. Более существенно сказалось снижение посещаемости горнолыжных курортов, баз отдыха, санаториев жителями и гостями Урала. В то же время пока сохраняется спрос на некоторые экскурсионные программы и уникальные туры, разработанные местными операторами.

Скатиться вниз

В общей сложности спрос на туристические услуги внутри региона в этом зимнем сезоне сократился примерно в два раза: «Интерес к отдыху упал с того момента, как только вся страна заговорила о кризисе. Анализ предновогодних продаж показывает, что снижение составило от 30 до 80%, а по корпоративным клиентам - примерно 95%. Какими будут продажи до конца сезона, прогнозировать сложно. Сегодня их глубина практически нулевая. И если летом­2008 они были примерно на 60 - 80% выше относительно предыдущего года, то с октября­2009 вернулись на уровень трех-­четырехлетней давности», -- оценивает ситуацию в отрасли генеральный директор туристической компании «Аркаим Трэвел» (Екатеринбург) Диана Галимова. 

В первую очередь ощутили на себе спад туристической активности именно горнолыжные курорты. Проблемы этого сегмента в начале сезона усугубило еще и отсутствие снега, не помогли даже системы искусственного оснежения. Сезон, традиционно начинавшийся в середине ноября, открыли только к новому году. В итоге за первые два с половиной месяца работы здесь отдохнуло в два, а на некоторых - в три раза меньше уральцев, чем в прошлом году. Кроме того, как отмечают менеджеры курортов, в этом году наблюдается снижение доходов от сопутствующих продаж: «Выручка в барах в новогодние дни не росла так стремительно, как прошлые годы. Потреблялись в основном легкие напитки: пиво, глинтвейн, шампанское. А вот в прошлом сезоне лучше шли дорогие коньяки, виски и коктейли», - отмечает директор горнолыжного комплекса «Солнечная долина» (Челябинская область) Олег Сиротин. В итоге многие горнолыжные курорты по итогам первой половины текущего зимнего сезона понесли убытки. В проигрыше остались не только собственники горнолыжных центров, но и турагенты, которые в надежде на повторение прошлогоднего спроса осенью закупали путевки и бронировали номера, чтобы обеспечить, в случае обращения, постоянных клиентов: им пришлось отказываться от путевок и платить штрафы. Некоторые, чтобы не потерять деньги, продавали туры фактически по себестоимости, тем самым сводя к нулю рентабельность собственного бизнеса.

Таблица 1. Горнолыжные курорты Урала

Название Перепад высот Количество трасс Общая длина трасс Количество подъемников
Башкирия
Абзаково (60 км от Магнитогорска в сторону Белорецка) 320 13 18 6
Зирган-Тау (15 км от города Салават) 230 3 1,9 1
Металлург (40 км от Магнитогорска) 450 7 4,9 6
Челябинская область
Аджигардак ( один километр от города Аша) 350 10 12,5 7
Вишневая (вблизи поселка Вишневогорск) 200 4 3 2
Егоза (район города Кыштам) 300 3 4,6 1
Завьялиха (12 километров от города Трехгорный) 450 9 16,5 4
Миньяр (вблизи города Миньяр) 250 4 5 2
Солнечная долина (100 км от Челябинска, поселок Сыростан) 250 6 4 7
Свердловская область
Белая (30 км от Нижнего Тагила) 246 5 6,4 4
Волчиха (5 км от города Ревда) 200 4 4 5
Ежовая (8 км от Кировграда) 300 5 5,3 7
Стожок (в районе поселка Таватуй) 160 3 2 2
Оренбургская область        
Кувандык (100 км от Орска) 265 5 2,5 6
Пермский край
Губаха (город Губаха) 310 8 5 4
Ашатли (200 км от Перми) 102 5 3 1
Такман (5 км от города Чусовой) 200 6 8 4
Полазна (45 км от Перми) 135 8 6 4
Удмуртия
Нечкино (Сарапульский район) 115 9 1,1 1
         
Источник: Данные Уральского туристического сервера на начало сезона, декабрь 2008 года (http://snow.utravel.ru/ural/)

В «оздоровительном» сегменте рынка, на базах отдыха и в санаториях, ситуация в начале сезона была немного лучше: до середины января падения спроса здесь не наблюдалось. Курорты Свердловской, Челябинской, Тюменской областей, Башкирии были заполнены фактически на 100%. Традиционно они пользовались спросом как у физических лиц, так и у корпоративных клиентов. Учитывая опыт прошлых лет, люди позаботились об отдыхе заранее и начали выкупать путевки еще осенью. «В новогодние дни была 100­процентная заполняемость. Большую часть номеров предприятия забронировали еще в сентябре - октябре. Остальное докупали в ноябре. К декабрю мест уже не было. Но больше всего мы боялись окончания праздников. Теперь простаиваем. В будни наполняемость - около 10%, в выходные - не больше 30%», - отмечает руководитель одной из тюменских баз отдыха.

Избежать проблем в предпраздничные и новогодние дни уральским здравницам помогли в том числе и годовые контракты, заключаемые с бюджетными и частными структурами. Однако в 2009 году это вряд ли поможет: предприятия урезали расходы на социальные программы, поэтому многие базы и санатории до сих пор не подписали ни одного долгосрочного контракта. Как изменился в новых условиях спрос на отдых в местных санаторно-­курортных учреждениях, окончательно станет понятно только к концу февраля - марту, когда появится статистика их заполняемости в посленовогодний период. Тогда и можно будет давать первые прогнозы на грядущее лето.

Ситуацию в сегменте внутреннего туризма оценивает Диана Галимова:

- В октябре мы наблюдали повышение спроса на активные туры по Башкирии: конно­санные, снегоходные. Хороший уровень продаж этих туров сохранился и на период новогодних праздников. В то же время почти до нулевой отметки упал спрос на корпоративные заказы, заметно снизился - на экскурсионные туры и поездки для школьников. Думаю, что про корпоративных клиентов можно забыть лет на пять, а экскурсионные программы при грамотном маркетинге сможем продавать к летнему сезону.

- В зимний сезон мы традиционно обслуживаем 300 - 400 человек. И в этом году статистика кардинально не изменилась. Хотя поменялся спрос на определенные программы и направления. Мы еще в прошлом году отметили растущий интерес уральцев и гостей региона к снегоходным маршрутам и конно­санным программам, а также -- спад спроса на туры, связанные с поездкой на горнолыжные курорты. Соответственно, до начала сезона скорректировали предложения: увеличили количество заездов по первым группам туров и уменьшили - по вторым. В результате все снегоходные и конно­санные группы у нас были укомплектованы почти на 100%, и мы смогли удержать общий уровень оборота в этом зимнем сезоне, - рассказывает директор некоммерческого партнерства «Экологическое объединение Тенгри» (Башкирия, оператор внутреннего туризма) Александр Гончаров.

Очень деньги нужны

Несмотря на падение спроса, собственники туробъектов не только не снижают цены на услуги, но, наоборот, повышают их. Так, отдых на горнолыжных курортах этой зимой обойдется в среднем на 10 - 30% дороже, чем в прошлом году. Это вызывает негодование у посетителей и уж точно не способствует увеличению числа клиентов. Типичное высказывание на интернет-­форумах: «Не усидеть дома, когда на тебя лыжи или борд смотрят! Хотя Ежовая ценами, конечно, в этом году не обрадовала. Прошлогодние как­то более укладывались в бюджет. На Белой, я думаю, будет больше народу теперь. А на Ежовой, соответственно, очереди поменьше, значит, за большие деньги люди получат там больше удовольствия. Что бы я выбрал: 550 рублей и очередь - километр, или 800 - и более­менее свободный доступ к подъемнику? Если одному, то, конечно, 800, а если семью везти (3 - 4 человека), тогда на Белую ехать. Хотя и туда два дня подряд тоже не поездишь».

Санатории и базы отдыха, и без того традиционно в разы повышающие стоимость проживания в период новогодних праздников, в этом году решили продолжить эскалацию и после Нового года.

- Для меня удивительно, до какой степени неэластично и неконструктивно многие владельцы отечественных санаториев и курортов подходят к политике ценообразования на 2009 год, - отмечает генеральный директор турфирмы «Мир» (Екатеринбург) Сергей Бузько. - Это касается не только уральских объектов, но и, например, черноморских. В связи с тем, что финансовый кризис пронизал все сферы экономики, мы ожидали снижения или хотя бы стабилизации цен и более мягкого подхода собственников объектов туризма к своим
контрагентам: туроператорам, организациям и учреждениям, приобретающим путевки и заключающим долгосрочные контракты. Но цены растут. Видимо, по принципу: раз из­за кризиса люди отказываются от поездок в Турцию, Испанию, то наверняка поедут к нам, значит, надо собрать как можно больше с них денег. Мне кажется, те, кто рассуждает таким образом, жестоко поплатятся за подобную политику: безумная гонка на повышение выльется в очень большие убытки для собственников, которые не отдают себе отчет в том, что происходит с реальными денежными возможностями россиян.

При высоких ценах уровень обслуживания на большинстве местных курортов по­прежнему оставляет желать лучшего. Тур­
операторы до сих пор сетуют на отсутствие сети хоть сколько­нибудь качественных отелей на экскурсионных и конно­санных маршрутах.

- Развивая экологический туризм, мы столкнулись с серьезной проблемой: на Урале отсутствуют сети мини­отелей, гостевых домов. Не создав места размещения, невозможно реализовывать поставленные государством и властями региона задачи по развитию туризма. Сами туроператоры этим заниматься вряд ли будут. Иначе получится, что компания, создавая один продукт, должна браться за все: и маршрут прокладывать, и технику закупать, и гостиницы строить и обслуживать, и питание организовывать. У нас ведь даже в районе Абзаково до сих пор есть отели, в которых не налажена система завтраков, обедов и ужинов. Это огромная проблема неразвитости внутреннего туристического рынка, - подчеркивает Александр Гончаров.

- Многие экскурсионные города в глубинке не готовы пока принимать массовых туристов, нет хороших гостиниц, объекты в плачевном состоянии. Боюсь, кризис еще больше обострит эту проблему, - добавляет Диана Галимова.

Ценой и пряником

Очевидно: спрос на групповые программы со стороны корпоративных клиентов и учебных учреждений вряд ли скоро восстановится - когда предприятия на грани выживания, социальные программы урезаются в первую очередь. Поэтому туроператоры, агенты и собственники объектов должны тщательно изучить интересы и возможности частных клиентов, чтобы поддерживать спрос с их стороны.

Участники и эксперты рынка выделяют несколько способов удержания интереса к продуктам внутреннего туризма. Во­первых, это прозрачное и адекватное сегодняшним доходам целевых групп курортов формирование цен на услуги. Во­вторых, тщательная разработка программ лояльности и скидок, а также совместных акций. Так, один из горнолыжных курортов Свердловской области совместно с местными рестораторами в этом сезоне разработал специальную программу: купон, полученный за обед, можно обменять на подъем на гору, спуск на «бублике», проезд на автобусе до горнолыжного центра или прокат снаряжения.

Туроператоры и турагенты могут сохранить интерес к своим продуктам путем увеличения предложения по турам одного-­трех дней, экономичным и насыщенным одновременно. Такие наиболее востребованы в этом сезоне. «На время зимних школьных каникул мы формировали несколько туров по Уралу, но только один продали полностью: трехдневный тур Миасс - Златоуст - Зюраткуль, красивейший маршрут с хорошей экскурсионной программой. Такая динамика продаж говорит о том, что жителями региона сегодня востребованы туры по Уралу большей протяженностью, чем один день, и с новым внутренним содержанием», - отмечает Диана Галимова.

- Несмотря на то, что после новогодних праздников рынок замер, мы все­таки видим, что при стоимости турпакета от 500 до тысячи рублей у уральцев сохраняется интерес к экскурсионным программам, событийному туризму, активному отдыху. Так, во второй половине января в Кунгурской ледяной пещере была организована необычная, вызвавшая интерес программа, включавшая экскурсию по центральной тропе, освящение воды в гротах Дружбы народов и погружение в подземный водоем, - рассказывает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Пермская туристическая гильдия» Антонина Борисова.

Очевидно, что даже при самых оптимистичных прогнозах итоги этого зимнего туристического сезона на внутреннем рынке окажутся не такими позитивными, как год-­два назад. Темпы роста рынка снизятся, рентабельность объектов упадет, о программах развития на время придется забыть. Однако даже в условиях кризиса жители и гости региона будут нуждаться в отдыхе, количество людей, традиционно активно отдыхающих, вряд ли существенно снизится. Поэтому участникам внутреннего туристического рынка для того, чтобы сократить вероятность потерь и максимально снизить риски банкротства, важно понять меняющиеся тренды спроса и формировать предложение исходя из этого.

Комментарии

Материалы по теме

Релакс-бизнес

Туристов — вагон

Екатеринбург конгрессный

Туризм с финансовой гарантией

Одна заветная

«Трансглобал» не разошелся с «Миром»

 

comments powered by Disqus