Пластический этюд

Пластический этюд

Производство полимерных труб - одна из перспективных ниш для инвестирования средств. В среднесрочной перспективе она будет расти быстрее экономики. Залогом служит изношенность коммунальной инфраструктуры

Продолжаем серию статей, посвященную перспективным рынкам для обрабатывающей промышленности. Предварительные итоги исследования опубликованы в конце 2013-го (см.здесь). В планах на этот год - подробно рассмотреть наиболее интересные ниши. Логика - от условно инновационных рынков к условно традиционным. За полгода вышло пять материалов: сегменты - 3D-печать, углеродные нанотрубки, фотоника, сенсоры и полимерная пленка (см. статьи «Напечатай мне 3D-барашка» , «Графитовый свиток», «Да будет свет» , «Высокое чувство» , «Заверните» . В этом же материале сформулированы принципы отбора перспективных традиционных рынков). Тема предлагаемой публикации - полимерные трубы, которые в основном используются в системах газоснабжении, отопления, холодного и горячего водоснабжения, внутренней и наружной канализации.

Ценные породы пластмассы

Даже беглого взгляда на показатели российского рынка полимерных труб хватит, чтобы понять - он растет несмотря ни на что. За десять лет (с 2003-го по 2013-й) потребление этой продукции увеличилось в 4,4 раза до 550 тыс. тонн. В 2012-м, когда большинство секторов экономики тормозили, сбыт труб динамично рос. Показатель полиэтиленового (ПЭ) сегмента, по данным портала Plastinfo, - 7,3% к 2011-му (хотя эксперты группы «Полипластик» настаивают на 20%), полипропиленового (ПП) - 29,4%, поливинилхоридного (ПВХ) - 20,4%.

В 2013-м, когда промпроизводство топталось на месте, потребление, например, ПЭ-труб (примерно 65% рынка) увеличилось на 16% до 385 тыс. тонн, а ПВХ - на 20,8%. Такими данными поделился директор департамента трубопроводных систем «Полипластика» Кирилл Трусов. Его прог­ноз на текущий год - максимум 10%.

Несмотря на такие успехи, в общем потреблении труб по-прежнему доминирует сталь - 62%, на ПЭ-сегмент приходится 24%, ПП - 6%, ПВХ - 3% (мы опять же пользуемся данными «Полипластика», актуальными на середину 2013-го).

С практической точки зрения такой дисбаланс необъясним (все выкладки делаем на основе опыта компании «Полимертепло», входящей в «Полипластик»). Во-первых, жизненный цикл полимеров примерно в пять раз длиннее, чем у металла (50 лет против десяти). Во-вторых, у полимерной продукции теплопотери не превышают 2 - 3%, в металлических сетях - 35 - 45%. В-третьих, на прокладку 200 - 300 метров трубопровода из полимеров уходит всего несколько часов (для него достаточно траншеи глубиной 80 см, его можно прокладывать по сколь угодно сложным маршрутам, при этом не нужны ни бетонные каналы, ни неподвижные опоры, ни изоляция стыков, ни сварочные работы).

Но загадочность рассеивается, когда речь заходит о цене. Она у полимерных труб выше, чем у металлических, в 2,5 - 3 раза. Поскольку основными заказчиками продукции являются предприятия ЖКХ и стройотрасли, стоимость становится характеристикой определяющей. В «Полимертепле» заявляют, что за счет сравнительно легкого монтажа разница практически нивелируется. Но, по всей видимости, этот фактор вторичен.
 
Вновь углубимся в сегменты, чтобы посмотреть на них в разрезе импорт/экспорт. По словам директора департамента аналитики компании Inventra (входит в группу Creon) Лолы Огрель, в 2013-м 80% потребляемых в России ПВХ-труб производилось внутри страны (54 тыс. тонн). Вывозят наши заводы 15 - 18% продукции (основной экспортер - «Хемкор»). В ПП-секторе ситуация обратная: доля импорта здесь составляет примерно 52% (в России выпускается 54 тыс. тонн, ввозится - еще 58,4 тыс. тонн). Основной поставщик - турецкая Kalde Klima. Российский экспорт - всего 1,5 тыс. тонн.

Что вытекает из трубы

По подсчетам АЦ «Эксперт-Урал», объем уральского рынка полимерных труб (с учетом внутрироссийского ввоза, импорта, собственного производства и вывоза готовой продукции из региона) составляет примерно 500 - 550 млн долларов. Причем ввоз по итогам 2012-го оценивается в 450 млн долларов.

Объем собственного выпуска полимерных труб на Урале посчитать крайне сложно. Ситуация примерно та же, что и с полимерной пленкой: у Росстата есть данные только по категории «Производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей». Мы проанализировали информацию компаний, работающих в указанной сфере, и полагаем, что около 35% из них занимаются производством труб. Аппроксимируя полученное соотношение, можно сказать, что выпуск этой продукции на Урале по итогам 2012 года составил примерно 80 - 85 млн долларов. Эта оценка довольно груба еще и потому, что не учитывает компании, основным видом деятельности которых является, например торговля или производство синтетических смол и т.п. (они тоже могут заниматься трубами). После анализа отраслевых обзоров и маркетинговых исследований мы можем сказать, что наиболее заметные на российском фоне игроки - СибГазАппарат (Тюменская область, входит в «Полипластик», в апреле здесь запущена новая линия по производству ПЭ-труб диаметром 225 - 400 мм) и ТрубопроводСпецСтрой (Пермский край, в тройке крупнейших оте­­чественных производителей стеклопластиковых труб).

Потенциальный годовой спрос на полимерные трубы со стороны уральских предприятий ЖКХ, по нашей оценке, - около 1,2 млрд рублей. Поясним, как получилась эта цифра. Мы проанализировали, какой объем продукции нужен для строительства и ремонта зданий. По данным Академии конъюнктуры промышленных рынков, при возведении 1 кв. метра жилого здания необходимо 0,25 кг полимерных труб. В 2013-м введено 11,3 млн кв. метров, в 2014-м, судя по планам, может быть введено 12 - 12,5 млн квадратов, в 2015-м - 13 - 13,5 миллиона. То есть максимальный потенциал рынка полимерных труб в ближайшие годы (при условии, что будет использоваться только пластиковая продукция) в сегменте строительства нового жилья составляет в среднем 6,5 тыс. тонн или 30 млн долларов.

В нежилых зданиях на 1 кв. метр уходит 0,05 кг полимерных труб. В 2013-м на Урале сдано около 4,75 млн кв. метров таких помещений. Примем во внимание прог­ноз Минэкономразвития по ежегодному приросту строительного рынка до 2016-го в 2,9%. В итоге получим, что в 2014 - 2015-м максимальное потребление полимерных труб составит около 500 тонн или 2,5 млн долларов.

При ремонте жилого фонда необходимо в среднем 0,12 кг полимерных труб на кв. метр. В 2013-м на территории Большого Урала жилищный фонд составляет примерно 440 млн квадратов, из него 8,8% нуждалось в капитальном ремонте. Соответственно для ремонта всего требуемого объема жилищного фонда необходимо 4,6 тыс. тонн полимерных труб. Это 23 млн долларов.

Таким образом, для сектора строительства в 2014 - 2015 годах может потребоваться более 11,5 тыс. тонн полимерных труб (около 57 млн долларов, 2 млрд рублей). К этому стоит прибавить замену уличной коммунальной инфраструктуры, которая в среднем по стране изношена на 60 - 70%. Расчеты на основе статистических данных показали, что в Уральском регионе (без учета ХМАО и ЯНАО) требуется заменить около 24,6 тыс. км сетей канализации, водоснабжения и теплоснабжения. Расчет тоннажа требуемых труб, к сожалению, не представляется возможным, поскольку вес зависит от диаметра трубы, толщины стенок и плотности материала.

Беда в том, что пока около 80% потребностей уральских предприятий ЖКХ обеспечивается металлическими трубами (мы основывались на базе тендеров). Причина та же - их относительная дешевизна и отсутствие длинного финансирования муниципалитетов и бюджетов верхних уровней (коммерческие банки, по словам топ-менеджмента «Полимертепла», не хотят кредитовать теплосетевые организации на значительные суммы, потому компания под небольшой процент дает им два с половиной года отсрочки на то, чтобы расплатиться).

Несколько слов об инвестиционном потенциале. Анализ показал: наибольшее количество заказов и внешних поставок полимерных труб осуществляется в два субъекта - Свердловскую область и Югру. Обе территории соседствуют с Тюменской областью - потенциальным поставщиком полимерного сырья (мы говорим о производстве полипропилена на «Тобольск-Полимере», а ПП-сегмент сегодня наиболее импортозависим). Кроме того, в этих регионах высока доля строительства, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в структуре ВРП, а следовательно, должен быть спрос на сетевую инфраструктуру. Средний Урал занимает более выгодное геополитическое положение, он является развитым логистическим центром. Кроме того, здесь нет крупных игроков.

Отметим, что именно ПП-сегмент мы на данный момент считаем наиболее перспективным для региона. Помимо сырьевого фактора роль играет его большая импортозависимость и относительно низкая конкуренция: в ПЭ-секторе, по словам Кирилла Трусова, объем закупленных мощностей в три раза превышает выпуск, в ПВХ-сегменте только один «Полипластик» при благоприятной конъюнктуре может к 2020 году нарастить выпуск до 60 тыс. тонн в год.

Обзор открытых данных о текущих или реализованных в последнее время инвестпроектах в сфере организации производства полимерных труб позволил оценить их ключевые параметры. Так, для строительства среднего завода мощностью 10 тыс. тонн в год необходимо привлечь около 18 - 20 млн долларов.

В пользу размещения дополнительного производства на Урале говорит еще и то, что эффективное транспортное плечо для такой продукции - 500 - 600 км (чем больше диаметр трубы, тем оно меньше).

Низкий сорт

Поговорим о вызовах. Вновь заострим внимание на ПП-трубах. По словам Лолы Огрель, сегодня в России только 15% этой продукции изготавливается из трубного импортного рандомсополимера (производители - Borealis, Sabic, Hyosong Corporation и других), остальное - из несертифицированного сырья.

- Отсутствие отечественного сертифицированного сырья и высокие цены на импортный полипропилен тормозят выпуск российских ПП-труб, - уверена Лола Огрель. - Ситуация, когда ввозные пошлины на полипропилен выше ввозных пошлин на продукты его переработки, не может способствовать развитию производства трубной продукции.

На второй вызов, опять же связанный с качеством продукции, указывает Кирилл Трусов: «Средняя стоимость низкокачественного оборудования для производства полимерных труб - около 90 тыс. долларов. Три четверти ввозимых в Россию линий не способно производить качественную продукцию». Следствие - демпинг, слабые позиции порядочных производителей в тендерах и уход с рынка малых и средних игроков.

Третий вызов - низкий спрос на относительно инновационную продукцию. Например, объем российского рынка труб из сшитого полиэтилена (отличается повышенной термо-, коррозионной и химической стойкостью), по оценке компании «Альтерпласт», не превышает 5 тыс. тонн. Доля отечественных компаний - 10%. Причина - инертность и недоверчивость строительной отрасли и сферы ЖКХ. Потребителям нужно доказать, что полимерные трубы (и особенно инновационные решения) соответствуют заявленным характеристикам по прочности и срокам службы.

Четвертый вызов - сокращение федеральных программ модернизации ЖКХ и недофинансирование отрасли. На конференции «Полимерные трубы и фитинги 2014» (организована компанией Inventra) первый заместитель директора «Домодедовского водоканала» Александр Козлов сетовал: «В настоящее время утечки на сетях достигают 40%, и это прямые убытки. В то же время рост тарифов находится на уровне инфляции, и поэтому вряд ли будут дополнительные источники финансирования для капитального ремонта и восстановления сетей».

Несмотря на все перечисленные вызовы, по нашей оценке, рынок полимерных труб продолжит расти (по крайней мере, он точно будет обгонять экономику в целом). Высокая степень износа сетей не даст ему просесть. Дополнительным драйвером может послужить изменение нормативной базы в связи с подготовкой проектов межгосударственных строительных норм и правил (будут действовать на территории России, Белоруссии и Казахстана). Но представителям полимерной отрасли придется приложить немало усилий для лоббирования своих интересов.

 

Партнер номера:

ТМК 

 

Комментарии

Материалы по теме

Заверните

Фонд развития трубпрома предлагает аннулировать импортные пошлины на полиэтилен высокой прочности

Полимер с вами

Сибур построит новый завод в Тобольске

«Уфаоргсинтез» ввел в эксплуатацию установку по производству азота

Труба в Европу

 

comments powered by Disqus