В тумане

В тумане
В тумане

Иллюстрация: Андрей Колдашев

В
 лизинговую компанию приходит клиент и показывает график предварительных платежей, которые ему составили в другой компании. «Смотрите, там среднегодовое удорожание объекта лизинга составляло всего 9,8%, а у вас — 11,2%», — обращается он к сотрудникам. Менеджер компании не поленился и просчитал детально структуру платежей у конкурента. В результате выяснилось, что в расчет ставки не включены аванс и выкупная стоимость, а также единовременная комиссия в размере 3%. С учетом этих сумм реальное среднегодовое удорожание превысило 13%.

Это типичный случай из практики лизингового бизнеса. «Зачастую озвучиваемые в рекламных кампаниях ставки отражают удорожание имущества из расчета на год без учета обязательных по договору дополнительных платежей», — констатирует ведущий экономист лизинговой компании «Снорас Лизинг» (Екатеринбург) Екатерина Воронова. В результате лизингополучатели заключают договоры на приобретение оборудования или транспорта, не представляя истинных объемов затрат.

Почем фунт лизинга

Стоимость лизинговой сделки зависит от нескольких факторов: вида имущества, условий поставок, необходимости монтажа оборудования. В свою очередь структура лизинговых платежей складывается из возмещения стоимости оборудования (амортизации), процентов по привлеченным ресурсам для финансирования сделки (банковского или коммерческого кредита, облигационных займов, векселей), налога на добавленную стоимость и платы лизингодателю за предоставленную услугу — маржи.

В каждой сделке заложен риск неисполнения обязательств со стороны лизингополучателя, а поскольку лизинговая компания выступает непосредственным покупателем оборудования, она должна иметь возможность в случае чего реализовать предмет лизинга. Величина маржи в числе прочего зависит от вида и специфики оборудования. Если это распространенный и массовый вид техники, к примеру грузовой транспорт, маржа будет минимальной. При приобретении уникального дорогостоящего оборудования клиенту придется заплатить большую сумму. Впрочем, величина вознаграждения лизинговой компании не так велика, чтобы серьезно повлиять на размер совокупных лизинговых платежей. Нередко именно эта часть становится предметом компромисса: лизингодатель готов пойти на снижение маржи с проверенным и надежным клиентом. «Снижение стоимости наших услуг возможно, когда мы видим результат успешного долгосрочного сотрудничества», — акцентирует исполнительный директор компании «Уралтехнолизинг» (Екатеринбург) Сергей Удельнов.

По-настоящему весомая статья лизинговых платежей — проценты по банковскому кредиту, который берет лизинговая компания для покупки предмета лизинга. Опытный лизингодатель, как правило, сотрудничает с одними и теми же банками и получает тем самым более долгосрочные и дешевые ресурсы. Новичкам в этом отношении сложнее: для них нет преференций, а значит, стоимость сделки может быть выше.

Существенная статья расходов — страхование предмета лизинга. В данном случае все зависит от того, кто берет на себя эти затраты. Лизингополучатель в соответствии с законодательством может отнести их на себестоимость в полном объеме и этим уменьшить налогооблагаемую базу. Если оборудование страхует лизингодатель, страховка ложится в стоимость лизинговых платежей. В этой ситуации, по словам директора по развитию бизнеса компании Europlan (Москва) Александра Михайлова, нередко появляются скрытые затраты, заключающиеся в неких особых условиях страхования, которые откровенно навязываются клиенту. Поэтому вопрос нужно оговаривать еще на стадии заключения сделки.

Следующая составляющая цены сделки — величина аванса. Сегодня она колеблется в пределах 10 — 30% от первоначальной стоимости приобретаемого оборудования. Естественно, чем больше аванс, тем меньше размер последующих выплат, а значит, и общее удорожание предмета лизинга. Правда, Александр Михайлов советует с осторожностью относиться к сделкам лизинга с авансом более 50% от стоимости приобретаемой техники: налоговые органы нередко считают такую сделку фиктивной. 

Среди параметров, которому стоит уделять особое внимание, выделим график платежей. Лизингодатель может предложить вносить суммы равными и неравными частями. «В инвестиционных проектах выход на полную мощность производства требует времени, и графики неравномерных платежей менее предпочтительны», — отмечает Сергей Удельнов.

Некоторые компании идут навстречу клиенту и соглашаются скорректировать базовые условия. Ведущий экономист отдела лизинговых и факторинговых операций Уральского банка реконструкции и развития Ксения Мешкова утверждает, что такая практика распространена в компаниях, созданных при банках. «Оптимизировать платежи под сезонные денежные потоки клиента или скорректировать их график лизинговые компании соглашаются неохотно: порядок платежей согласован с банками, и их задержка может существенно ухудшить кредитную историю лизингового оператора. Лизингодатели, учрежденные банками, подобных проблем не испытывают: они работают за счет собственных ресурсов».

Конечно, помимо стоимости услуг, следует обращать внимание на такие факторы, как скорость рассмотрения и оформления лизинговой сделки, а также индивидуальный подход к клиенту. Иногда на цене отражается даже уровень взаимоотношений лизингодателя с поставщиками оборудования. «При наличии заключенного договора о сотрудничестве лизингодатель может получить существенные скидки, что ведет к снижению будущей стоимости лизинга», — отмечает Екатерина Воронова.

Опытным путем

Чтобы сравнить существующие на рынке предложения лизинга, лучше анализировать конкретные графики платежей нескольких компаний. Оставлять в расчетах нужно базовые составляющие, их и сравнивать. Мы попробовали провести такие расчеты в качестве эксперимента. Параметры сделки задали следующие: компания решает приобрести в лизинг новый легковой автомобиль стоимостью 895,6 тыс. рублей. Размер авансового платежа составляет 20% от стоимости, срок договора — два года. Платежи рассчитаны по убывающей на протяжении всего срока лизинга. Предмет сделки учтен на балансе лизингодателя, а значит, налог на имущество включен в платежи.

Данные для расчета предоставили 12 компаний Урало-Западносибирского региона. В результате при равных исходных условиях разброс удорожания автомобиля к концу срока договора лизинга составил от 6,15 до 12,62% за год. Это значит, что методики расчетов лизинговых компаний различны. Ставка по страхованию, регистрационные сборы при постановке автомобиля на учет в ГИБДД, транспортный налог и другие расходы, сопровождающие сделку, также способны существенно изменить картину.

Рынок лизинговых услуг Урало-Западносибирского региона растет динамично. По данным аналитического центра «Эксперт-Урал», на конец 2006 года насчитывалось 12,9 тысячи текущих и заключенных сделок (по 31 компании, принявшей участие в рейтинге, см. «Без возврата», «Э-У» № 11 от 19.03.07), что в 1,8 раза больше, чем год назад. Основная масса клиентов — предприятия малого и среднего бизнеса. С ходу разобраться в системе расчета стоимости услуг лизинга им непросто. Можно вникнуть во все тонкости расчетов, но не увидеть действительных преимуществ сделки. Специалисты лизинговых компаний советуют не только сравнивать предложения нескольких операторов, но и выявлять их соответствие именно вашему бизнесу, а для этого задавать как можно больше уточняющих вопросов.

Бывают случаи, когда предварительно озвученная стоимость предмета лизинга увеличивается в разы. В итоге предприятия, не рассчитавшие финансовые возможности, оказываются не в состоянии выполнить обязательства. Поэтому график лизинговых платежей должен быть максимально открыт для клиента. Попытки предоставить информацию в урезанном виде должны настораживать лизингополучателя. Иначе косвенных потерь, к которым относится доверие к финансовым институтам, не избежать.

В подготовке материала принимала участие Ирина Перечнева

Дополнительные  материалы:

Сравнительный анализ удорожания предмета лизинга

Лизингодатель
Место положение центрального офиса
Удорожание предмета лизинга,
% в год

Оренбурггазпромлизинг

Оренбург

12,62

Лизинг-М

Магнитогорск

11,00

Снорас Лизинг

Екатеринбург

10,44

Уралпромлизинг

Челябинск

9,75

Уралтехнолизинг

Екатеринбург

9,72

РГ Лизинг (Уральский филиал)

Москва

9,60

Уральский банк реконструкции и развития

Екатеринбург

9,32

РФЦ Лизинг

Магнитогорск

8,96

НОМОС-Лизинг (филиал в Екатеринбурге)

Санкт-Петербург

8,85

Интерлизинг

Санкт-Петербург

8,01

Europlan

Москва

7,54

ДельтаЛизинг (представительство в Екатеринбурге)

Владивосток

6,15


Комментарии

Материалы по теме

Без возврата

Сделайте мне лицо

Рубль — здесь, рубль — там

Аналитический центр «Эксперт-Урал» начал сбор данных для ежегодного рейтинга лизинговых компаний

 

comments powered by Disqus