Та молодая шпана

Та молодая шпана Потребитель банковских услуг стал более молодым, грамотным и требовательным. В новой фазе развития розничного бизнеса банкам придется учитывать эти факторы. В числе ближайших задач - массовое переобучение персонала и переход на современные технологии.

АЦ «Эксперт-Урал» представляет итоги исследования «Новые стратегии банковской розницы: региональный аспект». Основные цели, которые мы ставили перед собой, - определение текущего состояние рынка финансовых услуг для частных лиц, выявление тенденций развития и лидеров в различных сегментах банковской розницы. Несколько лет назад подобное исследование было ежегодным (2004, 2005 годы), но в силу планомерного и последовательного развития рынка быстро стало малоинтересным.

А потом пришел кризис. Кредитование населения оказалось одним из наиболее уязвимых сегментов банковского бизнеса. Спад экономической активности застал банковские продукты для частных лиц на пике развития (динамика сектора достигала 50% в год). Многие участники рынка оказались тогда не готовы сразу перестроить стратегии. Даже когда масштаб кризиса стал очевиден, некоторые продолжали кредитовать клиентов, не веря в плохое будущее. Ошибки управления серьезно отразились на финансовом положении многих банков, а в некоторых случаях привели к их краху.

Самым тяжелым оказался 2009 год: по расчетам аналитического центра «Эксперт-Урал», портфель кредитов населению среди уральских банков снизился тогда на 21%, в целом по стране - на 14%. Осторожное оживление началось только во втором квартале 2010-го. По итогам года уральские банки показали прирост кредитования граждан в 38% к 2009-му (среднероссийский показатель - 18%).

Чтобы понять, как восстанавливался рынок кредитования и всей банковской розницы в целом, АЦ «Эксперт-Урал» провел собственные расчеты на основе данных Банка России в разрезе отдельных продуктов и их продаж на разных территориях. Кроме того, чтобы оценить возможные перспективы рынка, мы предложили участникам рынка принять участие в специальном исследовании на основании анкетирования: оно помогло бы им учесть ошибки и построить новые стратегии. Результаты этого исследования мы и предлагаем вашему вниманию.

Нагрузили

Для начала рассмотрим результаты расчетов, полученных на основании официальной статистики ЦБ РФ. Они позволяют оценить масштабы рынка по разным продуктам и географии. Возьмем весьма показательный критерий: кредитную нагрузку населения и величину вкладов на одного экономически активного жителя. Период рассмотрения - с благополучной середины 2008 года и до начала 2011 года, когда экономика де-факто вышла из кризиса. Несмотря на экономический спад, оба этих показателя в кризис выросли, правда, в разной степени. Кредитная нагрузка увеличилась всего на 2 - 14% (в зависимости от субъекта федерации), а величина вкладов - на 35 - 57%. Это следствие сберегательных настроений граждан и одновременного снижения кредитной активности. Попросту говоря, люди сильно экономили. Уровень «экономии» разнится в зависимости от территории, вернее, от доходов ее жителей. Самый высокий показатель кредитной нагрузки на начало 2011 года - в Тюменской области (105 тыс. рублей), однако и величина вкладов там самая большая: 137 тыс. рублей на одного экономически активного человека. В объяснениях этот факт не нуждается: Тюменская область традиционно считается территорией с высоким уровнем доходов граждан. Меньше всего в этот период откладывали жители аграрной Курганской области - всего 37 тыс. рублей, здесь же зафиксирована и наименьшая кредитная нагрузка - 39 тыс. рублей.

Кредитная нагрузка и величина вкладов, приходящиеся на одного экономически активного жителя региона в начале 2011 года

В целом за рассматриваемый период объем выданных кредитов по Уралу и Западной Сибири вырос на 6%, а объем вкладов - на 44%. В абсолютных цифрах рынок вернулся к докризисному уровню. Если на конец 2009 года совокупный кредитный портфель банков, работающих в регионе, составлял 645 млрд рублей, то в 2010 году - 728 млрд рублей (прирост за год 13%).

Темпы прироста портфеля кредитов в 2010 году в разрезе областей 

В географическом разрезе наибольший прирост портфеля кредитов наблюдался в Тюменской (19,4%), Свердловской (18%) и Оренбургской (15,2%) областях. В среднем по Уралу - 14,9%.

Совокупный прирост вкладов за 2010 год - 30,4%. В абсолютных величинах по объемам вкладов физических лиц за 2010 году лидировали Тюменская (294 млрд рублей) и Свердловская области (272 млрд рублей). Наибольший прирост, свыше 30%, в Свердловской (37,6%), Курганской (33,4%), Оренбургской (31,1%) и Челябинской (30,6%) областях.

Карты в руки

Портфель вкладов физических лиц по десяти субъектам УралаПопробуем рассчитать темпы восстановления кредитования и привлечения вкладов по отдельным банкам. Лидером среди участников исследования по портфелю выданных кредитов на начало 2011 года на территории региона стал Уральский банк Сбербанка России (свыше 103 млрд рублей), на втором месте - ВТБ 24 (68 млрд рублей), на третьем - Западно-Уральский банк Сбербанка России (49 млрд рублей), четвертый - Ханты-Мансийский банк (27 млрд рублей). И если у первой четверки банков разбег между портфелями отличается в разы, то далее разница крайне редко превышает 2 млрд рублей Среди банков-лидеров по относительному приросту портфеля кредитов - Банк «Нейва», Социнвестбанк, «Кольцо Урала».

Таблица 1. Портфель кредитов, выданных частным лицам В Урало-Западносибирском регионе

По объему привлеченных частных вкладов первенство также у Уральского банка Сбербанка России (201 млрд рублей), далее с существенным отставанием следует Западно-Уральский банк Сбербанка России (73 млрд рублей), на третьей позиции - Уральский банк реконструкции и развития (37 млрд рублей), четвертый - Ханты-Мансийский банк (33 млрд рублей). По темпам прироста вкладов лидируют АК БАРС Банк, Свердловский региональный филиал Россельхозбанка и ВТБ 24.

Таблица 2. Остаток на счетах по срочным вкладам

К основным показателям, отражающим изменение розничной составляющей банков, относится состояние банкоматной сети и количество эмитированных пластиковых карт. Практически все банки, предоставившие данные в ходе анкетного опроса, даже в кризис наращивали и эмиссию карт, и число банкоматов. Только подразделения Сбербанка России выпустили более миллиона карт. Отрицательный прирост по количеству выпущенных карт в 2010 году наблюдался лишь у ИнвестКапиталБанка (из-за уменьшения выпуска карт в Челябинской области и Республике Башкортостан).

Таблица 3. Развитие банкоматной сети

Самыми распространенными платежными системами на Урале были Visa (76% выпущенных карт в 2010 году) и MasterCard (около 19%), все реже использовались Union Card и другие отечественные банковские системы. По категориям преобладали карты Electron/Maestro/Instant issue (от 60 до 95%), выпущенные под зарплатные проекты.

Таблица 4.  Количество эмитированных пластиковых карт

Молодые и требовательные

Мы попросили участников исследования дать экспертные оценки качественных параметров восстановления рынка, обозначить факторы риска и вызовы. Обобщим полученные результаты.

Как показал кризис, доверие населения к банкам в России существенно выросло. Однако люди стали осторожнее и по-прежнему не готовы играть «вдолгую». Это проявляется как в снижении сроков, на которые они готовы отдавать свои сбережения банкам, так и в желаемых периодах кредитования. Клиенты готовы оперировать ресурсами в сроки год-два, не более. Это обстоятельство потребует перенастройки подходов к формированию банковской линейки.

Кроме того, надо учитывать, что приток вкладов в период экономического спада во многом был спровоцирован осторожностью в отношении высокорисковых способов размещения средств в инструменты фондового рынка - акции, облигации, ПИФы. Сегодня финансовый аппетит возвращается, а значит, банкам придется привлекать деньги в условиях более жесткой конкуренции, в том числе и ценовой.

Таблица 5. Отдельные показатели сегмента потребительских кредитов (без жилищных) в разрезе банков и регионов

Есть еще позитив, например, омоложение банковской клиентуры. Если несколько лет назад банки были вынуждены затачивать большую часть своих депозитных продуктов «под бабушек», а сейчас откладывать сбережения готовы и люди среднего возраста, и молодежь. Клиент стал более грамотен и более требователен. И это обстоятельство существенным образом меняет формат общения с ним. Раньше требования распространялись в основном на уровень «вежливости персонала», сейчас аудитория хочет видеть соответствующую квалификацию банковского служащего, и ее очень раздражает неумение персонала банков грамотно отвечать на вопросы, незнание продукта, неспособность быстро провести операцию. Отсюда вытекает следующий вызов, стоящий перед розничными банками, - необходимость создания массовых программ обучения персонала.

Последний тренд, о котором говорят все участники исследования - вытеснение из продуктовой линейки целевых потребительских кредитов и их замена пластиковыми картами. Тенденцией следующего этапа банковской розницы станет взрывной рост мобильного интернета и банкинга.

Комментарии
 

comments powered by Disqus