Работать эффективнее

Работать эффективнее В условиях стагнации регионы должны активнее привлекать инвесторов, считает заместитель председателя комитета Тюменской областной Думы по экономической политике и природопользованию, член фракции ЛДПР Глеб Трубин

- Глеб Александрович, недавно прошли публичные обсуждения главного финансового документа Тюменской области. Известно, что к дискуссии об итогах исполнения регионального бюджета за 2013 год приглашали жителей, общественные организации. Можно ли этот инструмент назвать эффективным?

- ЛДПР не раз высказывалась, что слушания по бюджету в существующем виде - пародия на взаимодействие с обществом. Поясню почему: закон о бюджете размещается на сайте областной Думы, туда же приходят вопросы о его исполнении, но как этот процесс модерируется, до конца даже депутатам непонятно. Какие вопросы приходят? Кто их пишет? Мы неоднократно настаивали, чтобы такие принципиальные темы для области обсуждались с людьми «вживую». Условия для этого есть: областная Дума располагает большим залом для заседаний. Можно собраться и на другой площадке. Важно, чтобы жители приходили и общались напрямую - глаза в глаза. Должна быть обратная связь - задали вопрос и тут же получили ответ от чиновника. А то какой-то вопрос пришел кому-то на электронную почту. Обработали его или нет? На мой взгляд, надо менять формат такого важного вопроса, как обсуждение областного бюджета. Глеб Трубин

- Можно посмотреть, как организованы слушания в других субъектах РФ. Или этот процесс везде одинаково построен?

- Где-то лучше, где-то хуже. Далеко незачем ходить. В пример приведу Тюмень. Здесь городской бюджет обсуждается очень активно: представителям мэрии на встречах с населением приходится подробно объяснять, сколько денег потрачено на капитальный ремонт, почему есть проблемы с водоснабжением и т.д. Нужно так же сделать на уровне области. Это было бы очень правильно. Без живой дискуссии институт публичных слушаний не будет эффективным.

- На одном из последних заседаний Думы проект закона об исполнении бюджета за 2013 год стал наиболее дискуссионным из вопросов повестки. Какие его статьи вызвали парламентские прения?

- На самом деле вопросов к бюджету достаточно. Вы знаете, что прошлый год был объявлен Годом охраны окружающей среды. Президент РФ Владимир Путин на всех площадках говорил о важности этой темы, что России необходима так называемая зеленая революция в промышленности. А что в итоге? Исполнение регионального бюджета за 2013 год по экологии неудовлетворительное. Мне кажется странным, что область не выполнила заявленные программы. Есть вопросы к межбюджетным отношениям. Средства до тюменских муниципалитетов мы доводим не очень оперативно, они не успевают их осваивать и часть денег возвращают обратно. Эффективность межбюджетных отношений нужно кратно повышать.

- В прошлом году бюджет исполнен только на 91%, доход составил 113 млрд рублей при расходах в 145 миллиардов. С 2014 года Тюменская область перестала получать компенсацию выпадающих доходов от налога на добычу полезных ископаемых. Ежегодно региональный бюджет благодаря НДПИ пополнялся на 60 млрд рублей. Где найти новые доходные источники?

- 60 миллиардов просто так не найдешь. Рецепт понятен - надо привлекать инвесторов. Но здесь есть один нюанс - мы их привлекаем, даем налоговые льготы, они ими пользуются, но налоги платят не в местные бюджеты, а в Москву или Санкт-Петербург. Крупные компании должны платить налоги у нас, ведь именно мы стараемся создать для них комфортные условия. Еще раз подчеркну, что назрела необходимость пересмотра межбюджетных отношений между федеральным центром и регионами.

- Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в апреле, находясь в Тюмени, предложила перенести головные офисы государственных корпораций в регионы.

- Это хорошая идея, она неоднократно поднималась разными политическими лидерами. У регионов большая закредитованность, им необходимы дополнительные стимулы для развития. Россия сильна регионами! Чем сильнее будут, например, Тюменская и Новосибирская области, Красноярский край, тем успешнее и конкурентоспособнее будет страна на мировом рынке. Я за любое налоговое и финансовое усиление регионов, в том числе за регистрацию крупных компаний на их территории.

- Как вы оцениваете инвестиционную активность в муниципальных образованиях? Местные управленцы могут быть очень эффективными, но бизнес вряд ли пойдет в территории, где нет инфраструктуры и человеческих ресурсов.

- Я хоть и состою в оппозиционной партии, но согласен с тем, что по этому поводу говорил губернатор Владимир Якушев в своем послании Законодательному Собранию Тюменской области. В Тюмени ситуация более или менее складывается, а в других муниципальных образованиях есть проблемы с привлечением инвестиций. Например, должным образом не налажен механизм предоставления земельных участков в аренду. Должен быть определенный порядок, система шагов, чтобы инвестор понимал, что ему нужно сделать, чтобы получить участок. В некоторых МО даже объяснить не могут, кому земля принадлежит. Так мы выпадающие доходы будем очень долго восстанавливать. Муниципальным служащим нужно занять более активную позицию, стать эффективнее. Как действовать всем понятно, но меняется ситуация крайне медленно.

- Майские указы президента России значительно увеличивают социальную нагрузку на бюджеты. Доля социальных расходов растет. Как безболезненно вывести часть затрат, лежащих на власти, на рынок?

- Я уже говорил про высокую закредитованность субъектов РФ. По сути, за исключением четырех регионов, остальные являются банкротами. Посмотрите на ХМАО-Югру - богатейший регион, но долговая нагрузка там очень высокая. Конечно, майские указы выполняются, но какой ценой. Кредиты нужно отдавать и отдавать с процентами. Это острейший вопрос для всей страны. Обсуждаются различные варианты по передаче части социальных функций на рынок, но пока это очень дискуссионный вопрос. И конечно, очень важно поднимать ответственность чиновников.

- Вам как представителю оппозиционной партии не приходится испытывать давление фракции большинства в областной Думе, я имею в виду ваших коллег из «Единой России»?

- Нет. В Тюменской областной Думе налажен конструктивный диалог между депутатскими группами. Важно мнение всех законодателей. Поправки ЛДПР к законопроектам часто учитываются. Мы очень активно вносили корректировки к законопроекту о бюджете например. Другое дело, что фракция ЛДПР немногочисленна и приходится работать активнее.

 

Комментарии

Материалы по теме

Соединяя звенья

Кто в доме хозяин

Чиркунова переназначат

Новый толковый словарь

Теперь как у всех

Нестрашный черт

 

comments powered by Disqus