Стартовые нюансы

Стартовые нюансы Алексей БагаряковЕкатеринбург на голову опережает конкурентов в развитии выставочной инфраструктуры, но впереди самое сложное — научиться ею пользоваться

Екатеринбург только выходит на глобальный выставочный рынок, и поэтому все его достижения и трудности обращают на себя особое внимание. В таких условиях руководству города и области важно четко представлять стратегию развития и уметь исправлять ошибки. Получается ли, мы узнали в беседе с первым заместителем главы администрации губернатора Свердловской области Алексеем Багаряковым.

— В чем заключаются основные преимущества Екатеринбурга в части развития выставочного бизнеса перед другими крупными городами?

— Во-первых, за пределами МКАД у нас лучшая инфраструктура для того, чтобы проводить выставки. Я говорю о МВЦ «Екатеринбург-Экспо»: не каждый регион сегодня готов вложить деньги в такой проект. Во-вторых, мы уже проводим крупную выставку, привлекающую к себе внимание и на федеральном, и на международном уровне, — Иннопром. Если в 2010 году на ней было зафиксировано чуть больше 20 тыс. посещений, то в 2012-м — 60 тысяч. В этот раз существенно вырастет количество иностранных делегаций, уже заявились представители 72 государств. Во многих странах наблюдается спад экономики, компании вынуждены искать новые рынки сбыта. Третье преимущество — политическая поддержка. И экс-губернатор Александр Мишарин, благодаря которому был построен выставочный центр, и нынешний руководитель области Евгений Куйвашев считают выставочную деятельность одним из перспективных направлений роста. Такое же понимание есть у федеральной власти. 
 
— Но количество выставок в Екатеринбурге в 2012 году по сравнению с 2011-м не выросло, а сократилось.

— Давайте с разных сторон на этот вопрос смотреть. Компания «Уральский выставочный центр», управляющая «Екатеринбург-Экспо», в 2012 году показала выручку в 60 млн рублей. На 2013-й запланирован двукратный рост. Загрузка центра повышается: исходя из календарного плана на текущий год, условно не заняты мероприятиями не более семи-десяти дней в месяц. Да, выставка, единовременно занимающая весь «Екатеринбург-Экспо», пока одна — Иннопром. Но проводится много мероприятий регионального масштаба. Есть возможность разместить каждое из них в отдельном павильоне, и в одни и те же даты провести несколько выставок. Пусть в 2012 году их количество не выросло, но они становятся более емкими.  

— Почему у нас пока не получается привлечь еще одну крупную выставку, сравнимую с Иннопромом?


— Главный сдерживающий фактор — незаконченный выставочный центр. В этом году будет достроена половина входной группы, в следующем — вторая половина. Еще останется участок под конгресс-центр и гостиницу: это перспектива 2017 — 2018 годов. Мы провели огромное количество переговоров с крупными выставочными операторами, с компаниями, управляющими выставочными центрами. Большинству нужен законченный комплекс. Пока это наше слабое место. Но если бы мы вообще ничего не начали строить, это бы сделал какой-нибудь другой субъект. Мы встречались с немецкой компанией Deutsche Messe AG. Еще два года назад переговоры с ней заканчивали ничем, а в этом году мы ожидаем подписания рамочного соглашения. Выставочная деятельность в Европе стагнирует, игроки ищут новые рынки. Но у всех одно требование — закончить комплекс.

— «Екатеринбург-Экспо» уже сейчас крупнейший выставочный центр в регионах. Работоспособный, пусть и недостроенный. Неужели дело только в этом?

— Нет. Еще одно препятствие — это вложения, которых требует любое крупное мероприятие. Пример — мы общались с РЖД на тему переноса выставки «Транспортная неделя» из Жуковского (Московская область) к нам. Для этого нужно построить до «Екатеринбург-Экспо» трехкилометровую железнодорожную ветку с тупиком. Представляете объем затрат ради семи дней в году? Еще один вопрос — качественное планирование. Операторы и экспоненты продумывают свою деятельность на годы вперед. Екатеринбург еще не успел в полной мере влиться в этот процесс.

— В СМИ активно обсуждается тема высоких затрат на МВЦ и их окупаемости. Как вы считаете, рассуждения корректны?  

— Мы однобоко судим об окупаемости подобных проектов. С 2014 года «Екатеринбург-Экспо» выйдет на самоокупаемость операционной деятельности. Он не будет ни копейки просить на содержание, но придется обслуживать миллиардный кредит, что самостоятельно центр делать не сможет. У нас нет на этот счет никаких иллюзий. Надо понимать, что эффект от выставок синергетический. Мы выделяем на Иннопром 100 млн рублей, в чистом виде они в бюджет не вернутся. От заключенных контрактов, от потраченных участниками и посетителями денег, от повышения узнаваемости города — вернутся.

— В разное время звучала идея создания в Екатеринбурге выставочного центра международного масштаба. Это реально?


— Мы сильно рассчитываем на участие в «Экспо-2020». Оно станет новым этапом в развитии Екатеринбурга и Свердловской области. Безусловно, форум не поможет создать насыщенную выставочную программу, но станет толчком для этого. Город, принимавший «Экспо», будет гораздо интереснее для международных операторов.

— Вам не кажется, что многое сейчас зависит от людей, курирующих выставочную деятельность? Тот же Иннопром можно делать лучше.

— Согласен. Но мы работаем по федеральному закону № 94, в этом году выделили 150 млн рублей. Все, кто посчитал нужным, приняли участие. «Формика» в итоге опустилась до 100 млн рублей и выиграла. Дешевле этой суммы сделать выставку нереально. В прошлом году у нас было много вопросов к компании: по питанию, организации движения транспорта, логистике внутри павильонов и т.д. Посмотрим, как Иннопром пройдет в этот раз. Часть вопросов мы постарались решить сами — на четверть увеличили количество парковочных мест, сделали выезд на Тюменский тракт.

В Свердловской области сейчас проводится два крупнейших в стране мероприятия — Иннопром и Russian Expo Arms. Да, над ними нужно работать. Но кто еще кроме Московской области добился такого результата?

Партнер проекта Корпорация развития Среднего Урала
Комментарии

Материалы по теме

День независимости

Поделись субвенцией своей

Равнение на вторые

Посторонним вход

Перекресток семи дорог

 

comments powered by Disqus