Шоковые амбиции

Шоковые амбиции

Шоковые амбицииПредприятие «Русская зима» создано специально для реализации проекта. Собственник — ЗАО АПК «Русская зима», структура и учредители не раскрываются. В течение двух лет ЗАО намерено вложить порядка 800 млн рублей (более 50% — банковские кредиты, выплата процентов по которым полностью компенсируется из областного бюджета, поскольку «Русская зима» включена в нацпроект «Развитие АПК»). Мощность производства составит до 4 тонн готового продукта в час (500 тыс. тонн в год). По подсчетам руководителей компании, проект должен окупиться за пять лет.

Для воплощения замысла в течение года будут полностью реконструированы площади разорившегося мясоперерабатывающего завода под Асбестом. Здесь по голландским технологиям появятся тепличный комплекс на 30 гектаров и два овощехранилища по 16 тыс. тонн, автобаза и технические мастерские, лаборатория контроля качества продукции, административный и жилой комплексы. Обрабатываться продукты будут методом шоковой заморозки на оборудовании, специально изготовленном датской компанией Cabinplant (такое же использует лидер российского рынка польский холдинг Hortex). Окончание строительных работ и запуск производства намечен на конец декабря 2007-го — первый квартал 2008 года.

Производиться на предприятии будут овощные смеси и монопродукты, готовые замороженные блюда. Сырье на 90% обеспечат отечественные сельхозпроизводители (уже есть договоренность о поставках с хозяйствами Белоярского района Свердловской области), а 10% овощей (зеленый горошек, фасоль и др.) будут собственного производства. «Использование продукции местных производителей, с одной стороны, обеспечит уральские хозяйства заказами. С другой — даст нам весомое конкурентное преимущество перед западными и отечественными игроками, — говорит заместитель директора по развитию АПК “Русская зима” Валерий Меркулов. — Дело в том, что весь ассортимент замороженных овощей, за исключением лесных ягод и грибов, сейчас производится за рубежом, а в России только расфасовывается под отечественными брендами. При этом длительная перевозка сырья приводит к размораживанию и потере качества: продукт начинает “дышать”, покрываться льдом и теряет полезные свойства. Мы сократим цепочку между производителем и потребителем».

Реализовать продукцию компания намерена на рынках УрФО, в том числе Екатеринбурга и Свердловской области. В долгосрочных планах — выход в другие субъекты Урало-Сибирского региона и Сибири. «Мы намеренно выбрали для реализации проекта Асбестовский район: через него проходят автотрассы на север, северо-восток и юг страны. Это позволит нам в кратчайшие сроки транспортировать продукцию в Челябинск, Тюмень, Башкирию. Постепенно мы планируем охватить рынок от Перми до Хабаровска», — рассказывает Валерий Меркулов.

Деньги на льду

Структура потребления замороженных плодово-ягодных продуктов в целом по РоссииРоссийский рынок глубокой заморозки, по данным компании Symbol-Marketing, последние пять лет растет очень динамично, до 30% в год. По словам Лилии Гамазковой, специалиста компании «Межрегиональные маркетинговые центры» (Москва), сегмент замороженных продуктов в структуре продовольственного рынка России составляет 16 — 17%. Для сравнения: в США — 72%. Причем замороженные овощи — наиболее динамично развивающийся сегмент, говорит представитель компании «Dr. Oetker» Сергей Сокол: «В Москве и Санкт-Петербурге их продажи постепенно перекрывают продажи свежих овощей и фруктов. В Екатеринбурге порядка 25 — 30% холодильного пространства в магазинах сегодня занято морожеными овощами и морепродуктами. Однако в большей степени, конечно, представлены зарубежные производители». Они составляют от 75 до 90% российского рынка заморозки. Наиболее крупные поставщики — Польша (до 70% всей европейской заморозки), Венгрия, Бельгия.

Российские игроки рынка глубокой заморозки овощей, ягод и грибов делятся на две категории: работающие с собственной продукцией и с европейскими поставщиками. Производство овощей для заморозки развивают Томская продовольственная компания (Томск), НПО «Росток» (марка «Росток», Москва), «Пятый сезон» (марка «Замороженная свежесть», Рязанская область), ООО «ЭлАйсТорг» (марка «Эликом», Московская область), хладокомбинат «Западный» (марка «4 сезона», Московская область). Производством и заморозкой лесных ягод и грибов занимаются «Ледово» (марка «Снежана»), «Скан-Нева», «Ладога-Фудс», «Норфрюз» и Томская продовольственная компания. Европейские овощи представлены под российскими марками «Зимовье» (ЗАО «Скайс», Москва), «Снежная радуга» (ООО «Фета», Новосибирск).

В Урало-Западносибирском регионе заморозка развита слабо. На производстве, заготовке, переработке и реализации дикорастущих грибов и ягод специализируется тюменская группа компаний «Дикорос-Тюмень» (марка «Щедрый лес»): объем выпуска в 2006 году — 40 тонн грибов и около 120 тонн ягод. В Свердловской области работает только структура «УГМК-Агро» — ООО «Улыбка лета». Ее мощность — порядка 2 тыс. тонн замороженных овощей в год, однако большая их часть поставляется в школы и больницы. Введение продукции в розницу — в перспективе.

Наполеоновские планы

АПК «Русская зима» намерен занять до 50% рынка глубокой заморозки сначала Свердловской области, а затем и Урало-Западносибирского региона. Конкурировать с европейскими поставщиками он намерен главным образом за счет качества овощей и себестоимости продукции ниже среднерыночной за счет больших объемов производства.

Главный локальный конкурент — «УГМК-Агро» — видит в появлении крупного местного производителя только позитив: «Создание таких профильных предприятий позволит отечественным компаниям постепенно потеснить иностранцев. Заявленные объемы, безусловно, выведут “Русскую зиму” в число крупнейших производителей и поставщиков», — говорит заместитель директора по маркетингу «УГМК-Агро» Константин Человечков.

Помешать реализации амбициозных планов может ряд объективных причин. Представитель крупной московской компании, занимающейся заморозкой овощей, замечает:

— Пять лет рынок бурно развивался, на него выходило большое количество игроков, создавших значительный объем предложения. Теперь можно ожидать некоторого снижения темпов роста. Усиление конкуренции привело к тому, что европейские производители готовятся к созданию собственных заводов на территории России (польская компания Hortex, например, намерена строить такой на юге). Российские национальные бренды агрессивно осваивают новые регионы. Так что, когда «Русская зима» запустит производство, мелких игроков на рынке не останется, конкурировать ей придется с крупными, имеющими развитую сеть дистрибуции и получившими признание у потребителей.

Сергей Сокол уверен: «Так как “Русская зима” участвует в нацпроекте, очевидно, ее интересы будут лоббироваться во всех уровнях власти. В чем-то при запуске и раскрутке бизнеса ей поможет административный ресурс. Но для того, чтобы занять значительную долю рынка, необходима четкая маркетинговая стратегия. Чтобы завоевать розничного потребителя, компании придется всерьез задуматься о выкладке в магазинах и рекламе — на рынке сегодня много марок, имеющих постоянных потребителей».

Дополнительные материалы: 

Полезная технология

Технология шоковой заморозки построена на форсировании режимов охлаждения, подмораживания и домораживания продуктов. Его обеспечивают снижение температуры в камере до -35 °С и ускоренное движение хладоносителя. При быстром замораживании образуются мелкие кристаллы льда, которые равномерно распределены по всей толще продукта. Шоковая заморозка позволяет сохранить структуру тканей, экологическую чистоту и биохимию за счет того, что продукт не подвергается термической и химической обработке.

Источник: Ассоциация российских производителей мороженого и замороженных продуктов

Комментарии

Материалы по теме

Подешевеет — налетят

Пиво нового пивобезалкогольного завода «Очаково» в Тюмени будет востребовано

Молоко убежало

Котлеты отдельно

Административный рычаг не сработал против рыночного

Свое сырье в Башкирии

 

comments powered by Disqus