Гражданская стройка

В Екатеринбурге прошла общественная конференция по проблемам градостроительства и развитию среды обитания, собравшая около двухсот граждан города. Для России - это прецедент: подобных мероприятий, организованных силами населения, до сих пор не случалось. По словам организаторов, главная причина поражения общественности в вопросах градостроительства - отсутствие системной работы, кампанейщина. Заявленная цель мероприятия - анализ и упорядочение методов воздействия.

Предпосылки для проведения конференции были: в 2010 году активные екатеринбуржцы собрали митинг против постройки храма в центре города, несколько раз удалось остановить точечную застройку. Последние примеры гражданской активности - разработка альтернативных вариантов дорожных развязок (один из них даже разбирался на градостроительном совете) и борьба против вырубки деревьев на месте строительства ритейл-парка (см. «Защитник леса Максим Петлин», «Э-У» № 9 от 07.03.11). Кроме того, инициативная группа горожан весной организовала круглый стол, на котором обсуждалась возможность организации некоего общественного органа, который мог бы анализировать решения мэрии и предлагать конструктивные варианты развития городской среды.

Программа конференции была поделена на три секции - «Транспорт», «Градостроительство» и «Памятники истории культуры». Несмотря на любительский статус мероприятия, в нем приняли участие известные эксперты, в том числе заведующий кафедрой градостроения Уральской архитектурно-художественной академии Сергей Санок, начальник отдела транспортного обеспечения Свердловского областного ГУ «Управление автомобильных дорог» Алексей Цариков, профессор Международной академии архитектуры Александр Ложкин (Новосибирск).

Иллюзий нет: ощутимых практических результатов конференция не дала. Она интересна разве что с точки зрения распространения альтернативных (не обязательно свежих и оригинальных) идей. Таких на мероприятии было две. О первой рассказал Алексей Цариков: он убежден, что спасение системы общественного транспорта - трамваи:

- Среди моментов, которые могут повысить эффективность трамвайного движения, - увеличение расстояния между остановками (что позволит вагонам развивать более высокую скорость) и обособление трамвайных линий. Затраты на последний пункт - 150 млн рублей.

Вторая идея логично следовала из первой - компактность города. По словам Александра Ложкина, этот фактор становится одним из ключевых в условиях несовершенства транспортной системы. У Екатеринбурга есть опасность «расползания», особенно если к нему будут присоединены города-спутники. «Это решение опасное. Город должен быть компактным. Есть масса примеров того, что города просто исчезали, не выдержав расширения собственных границ. Достаточно вспомнить американский Детройт», - напомнил Ложкин.

По мнению собравшихся, катализатором и участником реформ могут и должны быть сами горожане: они имеют право написать запрос в мэрию и прокуратуру и возможность потратить несколько часов личного времени на установку оград для трамвайных путей.


Комментарии

Материалы по теме

Учиться не дышать

Народ не принял УрФУ

Татьяна из Osttirol

Доминантный даунтаун

Закатать миллиарды

Автобус на час

 

comments powered by Disqus