Расхождение интересов

Расхождение интересов Лидеры уральского ВПК по итогам 2009 года разделились на два лагеря: поставщики комплексов для авиации и морского вооружения испытывают существенный рост спроса на продукцию, а производители бронетехники стараются удержаться хотя бы на прежнем уровне.

Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) опубликовал ренкинг по выручке топ-20 российских предприятий ВПК. Из уральских в список вошли четыре: Уралвагонзавод (УВЗ, 5-е место), Мотовилихинские заводы (МЗ, 13-е), Курганский машиностроительный завод (КМЗ, 18-я позиция) и Уральский оптико-механический завод (УОМЗ, 20-я). ЦАСТ впервые принял решение о включении в ренкинг двух новых крупных корпораций - Объединенной авиастроительной (ОАК) и Объединенной двигателестроительной (ОДК): уровень достигнутой в рамках холдингов интеграции можно считать достаточным, чтобы рассматривать их в качестве единых субъектов предпринимательства. Но в результате из ренкинга автоматически выбыло такое крупное предприятие ОПК Урала, как Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО). Напомним, что в 2009 году после длительных переговоров между правительством РФ и частными акционерами УМПО было окончательно присоединено к ОДК. Кроме того, в ренкинг не вошло ОКБ «Новатор», крупный производитель продукции военного назначения (по обороту сопоставимый с МЗ): его результат учтен в совокупной выручке концерна «Алмаз-Антей».

Таблица. Крупнейшие российские предприятия ОПК по общей выручке за 2009 год

Итоги года подтвердили прогнозы «Э-У», сделанные на основе предварительных данных об экспортных контрактах уральских предприятий ОПК (см. «Пять лет спокойной жизни», № 13 от 05.04.10). Положительная динамика роста военных заказов отмечается только на предприятиях, задействованных в производстве продукции для морских и воздушных сил, главным образом за счет роста поставок истребительной авиации на новые рынки, а также в российскую армию. Обороты производителей вооружения и техники для сухопутных войск остались практически прежними и даже снизились, в то время как доля экспорта и военного производства у предприятий сектора увеличилась. Действующие контракты на модернизацию и поставку машин позволяют им поддерживать производство. Но если производители бронетехники не выйдут на новые экспортные контракты к 2011 году, ситуация ухудшится.

Окрыленные

Лишь два предприятия среди уральских лидеров смогли существенно увеличить выпуск продукции и показали рост общей выручки: УМПО - на 34%, ОКБ «Новатор» - на 50%. При этом УМПО в 2009 году удалось выйти из убытков, нарастив прибыль на 5,3 млрд рублей. Небольшой рост производства показал и УОМЗ.

Секрет успеха предприятий авиационного сектора - увеличение экспортных поставок истребителей Су, в производстве которых участвуют УОМЗ и УМПО. Основной объем доходов первого формируют поставки прицельных систем и оптико-локальных станций: либо через АХК «Сухой» и НПК «Иркут», либо напрямую в Китай и Индию. Главный продукт второго - двигатели АЛ-31, поставляемые корпорации «Иркут» для истребителей семейства Су для Индии и Малайзии (за 2008 - 2009 годы отправлено шесть машин Су-30МКИ, на каждой - по два двигателя стоимостью свыше 3 млн долларов каждый, причем в течение жизненного цикла двигатель проходит несколько капремонтов). Существенную долю в выручке УМПО дает и лицензионная сборка двигателей в Индии.

Добавил прибыли гособоронзаказ. В 2009 году УМПО должно было изготовить шесть новых двигателей АЛ-31Ф для истребителей Су-27/30 и отремонтировать еще 60 двигателей разных типов, из которых не менее 20 - АЛ-31.

Нет сомнений в том, что в ближайшие годы для этих уральских оборонщиков рост финансовых показателей сохранится. Главным событием начала 2010 года стало заключение корпорациями «Иркут» и «Сухой» новых крупных экспортных и внутренних военных контрактов. Так, до 2015 года в ВВС России необходимо отправить 48 истребителей Су-35С. Это значит, что УМПО изготовит для новых самолетов 96 «изделий 117С» - модернизированных АЛ-31Ф. Кроме того, до конца 2010 года «Иркут» законтрактовал поставку в Индию 32 истребителей Су-32МКИ, а «Сухой» - 20 Су-30МК2 для Вьетнама и три Су-27 для Индонезии.

Обеспечено заказами на ближайшие несколько лет и ОКБ «Новатор». Во-первых, осенью 2009 года Рособоронэкспорт и ВМС Индии заключили контракт на модернизацию систем вооружения с установкой ракетных комплексов Club-S на четырех дизельных подводных лодках ДЭПЛ 877-ЭКМ. Не исключено также, что ОКБ участвует в проекте строительства на «Адмиралтейских верфях» двух подлодок для Алжира: одну сделали в 2009 году, вторая должна быть отправлена в текущем году. Но главный шанс для предприятия - контракт на 4 млрд рублей, заключенный «Адмиралтейскими верфями» на поставку шести подлодок проекта 636 для Вьетнама.

Приземленные

Производство бронетехники по масштабам существенно уступает авиа- и судостроению. УВЗ, отраслевой холдинг, объединяющий танковое производство в России, по размеру военной выручки в 2009 году занял только пятое место (25,4 млрд рублей), Мотовилихинские заводы - 17-е (4,1 млрд рублей), а КМЗ вовсе не вошел в двадцатку крупнейших. Кроме того, выручка производителей вооружения и техники для сухопутных войск по итогам года заметно сократилась, несмотря на увеличение в ней доли военного производства: обороты УВЗ упали на 3%, МЗ - на 24%, а Курганмашзавода - на 28%.

Пережить 2009 год и падение финансовых показателей УВЗ удалось в первую очередь за счет экспортных контрактов: поставок в Индию и Туркмению 110 танков Т-90С на сумму 625 млн долларов. Это обеспечило примерно половину выручки завода. Также по линии гособоронзаказа в Вооруженные силы РФ должно быть отправлено 63 танка Т-90А и около 40 танков Т-72Б, модернизированных до уровня Т-72БА. Кроме того, для нужд ВС планировалось закупить, по разным данным, от 304 до 357 боевых бронированных машин УВЗ.

У производителей легкой бронетехники и артиллерии ситуация сходная. Экспортные оборонные контракты стали для них спасательным кругом, так как спрос на гражданскую продукцию заметно упал (для Мотовилихинских заводов это дорожно-строительная техника и металлургическое производство, для КМЗ - тракторы и вездеходы). По итогам 2009 года доля оборонной продукции в их выручке выросла с 30% до 50 - 60%.

Значительную долю выручки от продажи военной продукции Мотовилихинским заводам в 2009 году принесли контракты на поставку 300-миллиметровых систем залпового огня «Смерч» для Индии и Туркмении на общую сумму около 100 - 140 млн долларов. Скромнее был гос­оборонзаказ: десять самоходных артиллерийских установок 2С23 «Нона-СВК» для российских ВДВ.

Незначительно увеличил гособоронзаказ в 2009 году и Курганмашзавод. В прошлом году ВДВ получили от него 150 боевых машин десанта БМД-2 (видимо, модернизированных БМД-1) и БМД-4 (соответственно БМД-3). В то же время завод существенно (почти в 7,5 раза) увеличил экспорт спецтехники. Как отмечают на предприятии, рентабельность продаж предприятия в 2009 году удалось сохранить исключительно за счет поставок спецтехники за рубеж, так как цены по гособоронзаказу в соответствии с условиями контрактов формировались преимущественно путем индексации цен предыдущих периодов.

В текущем году производители бронетехники могут рассчитывать на сохранение выручки от продажи военной продукции и даже на ее рост. Так, Курганмашзавод, который, казалось, потерял возможность загрузки производства спецтехники в связи с неудачной попыткой заключить контракт с Грецией на поставку 420 БМП-3, теперь делает ставку на рынок Ближнего Востока и гособоронзаказ. Важным итогом 2009 года для него стало подписание нескольких крупных экспортных контрактов на поставку 250 БМП-3 различных модификаций в Венесуэлу, Кувейт, Индонезию и Ливию, а также некоторое количество БТР-80А в Йемен. В совокупности с дополнительными объемами гособоронзаказа на 2010 год новые контракты должны обеспечить полную загрузку производства в текущем году и в значительной степени - в следующем. По неофициальным данным, общая сумма контрактов втрое превышает стоимость прошлогоднего заказа.

Уралвагонзавод в свою очередь продолжит выполнение контракта с Индией: нужно допоставить сотню Т-90С, еще 92 танка Т-72 модернизировать до уровня М1М для Венесуэлы. Мотовилихинские заводы до 2011 года должны закрыть опционный контракт на поставку 24 ракетных систем залпового огня «Смерч» в Индию, заключенный еще в апреле 2007 года на 300 млн долларов. Правда, информация о том, сколько техники Мотовилиха уже поставила в рамках этого контракта, нет. Соответственно делать прогноз о том, какую выручку завод получит от него, сложно.

Уже с 2011 года военная загрузка этих предприятий может сильно снизиться, так как к этому времени все основные экспорт­ные контракты будут выполнены. Например, для УВЗ останется только модернизация устаревших танков Т-72 для Алжира, которая ведется на мощностях этой страны. У Мотовилихи, по неподтвержденной информации, есть также несколько контрактов на поставку «Смерчей» в Венесуэлу. Но конкретные цифры и сроки не озвучены. Неопределенная ситуация и для КМЗ. На заводе утверждают, что уже подготовлены проекты нескольких крупных экспортных контрактов, реализация которых планируется на 2011 - 2013 годы. По словам заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Вячеслава Дзиркална, речь идет о проведении глубокой модернизации большой партии БМП-3, поставленных ранее в ОАЭ. Но переговоры не завершены.

Рассчитывать на рост гособоронзаказа производителям бронетехники не приходится. Так, в 2010 году ГОЗ на закупку новой техники вырастет всего на 3 млрд рублей (до 375 млрд рублей). И то если найдутся деньги в бюджете (дефицит прогнозируется на уровне 5 - 6%). Кроме того, как заявил на одном из последних совещаний премьер-министр РФ Владимир Путин, «Россия намерена закупать только новую современную передовую технику, а не системы, которые были разработаны 20 или 30 лет назад. Поэтому часть техники будет приобретена не у собственных производителей, а на внешних рынках». Так, по оценке ЦАСТ, только в ближайшие два года возможно заключение Мин­обороны России контрактов на закупку на Западе систем вооружений минимум на 4 млрд евро. В планах - закупка либо лицензионное изготовление четырех французских универсальных десантных кораблей типа Mistral (судостроительное объединение DCNS), до 3 тыс. итальянских легких бронированных машин Iveco LMV, а также израильских беспилотных летательных аппаратов (разработка Israel Aerospace Industries).

Комментарии

Материалы по теме

Учиться не дышать

Увеличивая скорость

Заведомо худшие условия

Странная война

Бронированный рекорд

Иномарка по-русски

 

comments powered by Disqus