Куда вы целились

Куда вы целились
Куда вы целились
Фото: Андрей Порубов
В
 июне «Курганмашзавод-Финанс» (SPVкомпания, привлекающая средства для Курганмашзавода) разместил первую серию облигаций на 2 млрд рублей с трехлетним сроком обращения. Одна из целей займа — финансирование инвестиционных проектов Курганмашзавода: создание производства трансмиссий, модернизация линий алюминиевого литья, расширение выпуска фронтальных погрузчиков, организация межрегионального центра обработки зубчатых деталей.

Тогда же, в июне, состоялось размещение второго облигационного займа «ИжАвто» на сумму 2 млрд рублей со сроком обращения четыре года. Основная часть привлеченных средств будет направлена на реализацию новых инвестиционных программ завода: расширение модельного ряда корейских автомобилей KIA и дальнейшее увеличение сборки иномарок.

Чуть ранее размещен дебютный выпуск облигаций Уральского оптикомеханического завода объемом 1 млрд рублей с трехлетним сроком обращения. С помощью займа предприятие рассчитывает пополнить оборотные средства, необходимость в которых вызвана ростом объемов исполняемых контрактов на 2007 — 2008 годы, в том числе экспортных.

Церемонии в сторону

Машиностроительные предприятия Урала значительно активизировали модернизацию производственных мощностей. Наиболее крупные для привлечения средств на эти цели используют инструменты публичного заимствования. Заводы с меньшими возможностями — берут банковские кредиты, приобретают оборудование в лизинг, стремятся попасть в различные федеральные и региональные программы финансирования. По данным министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, объем инвестиций в машиностроительные предприятия региона в 2007 году должен увеличиться на 18% до 1,855 млрд рублей. При этом доля заемных средств вырастет на 45% и перевалит в структуре инвестиций за 50%.

Главная причина грядущего бума техперевооружения в машиностроении — рост внутреннего спроса на машины и оборудование, а также увеличение числа экспортных заказов. Впрочем, модернизация и рост спроса — тенденции взаимообусловленные: разработки советских времен никому не нужны, потребность увеличивается только на современную продукцию мирового уровня. Так что, утром — модернизация,  вечером — увеличение продаж. Большинство руководителей машиностроительных предприятий уже приняли это непреложное рыночное правило как руководство к действию. Стенания по поводу отсутствия государственной поддержки и сокращения бюджетных заказов отодвинулись на второй план и превратились в некое необходимое, но малозначащее церемониальное действо.

— На государственном уровне никакого подхода к модернизации машиностроения не имеется. Такое впечатление, что экономический блок правительства РФ в полудреме, — размышляет директор департамента промышленности и ОПК Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал» Михаил Попов. — Ну нет у машиностроителей оборотных средств для закупки самого

прогрессивного оборудования! А сегодняшние условия по банковским кредитам и лизингу — настоящая удавка для предприятий. Почему на средства из стабилизационного фонда, которые сейчас находятся на счетах западных банков, не закупить современные станки и обрабатывающие центры? Машиностроители потом вернут эти деньги. Но сегодня они не в состоянии производить конкурентоспособную продукцию на мировом уровне, работая на морально и физически устаревшем оборудовании.

В то же время в качестве «островков благополучия» Михаил Попов перечисляет свердловские машиностроительные предприятия, успешно осуществившие модернизацию производства самостоятельно: это корпорация «Пумори-СИЗ», Региональный центр листообработки, ОКБ «Новатор».

Небанковский сектор

В отличие от ситуации 90х годов, машзаводы уже не имеют проблем с привлечением средств на техперевооружение, поскольку появилась главная гарантия возврата — заказы на новую продукцию. «На самом деле денег — море, — считает директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов. — Частично избавившись от непрофильных производств, оптимизировав производственные структуры, машиностроительные предприятия уже не испытывают столь серьезного недостатка в оборотных средствах по сравнению с тем, какой был пять лет назад. Правда, проценты по банковским кредитам и лизинговым схемам высоковаты».

Впрочем, большие банковские проценты оказывают отрезвляющее воздействие на заводской менеджмент, заставляя его тщательнее проводить маркетинговые исследования и выбирать только высокоприбыльные инвестиционные проекты. А это не так уж и плохо.

Но есть и менее затратный способ привлечения инвестиций — участие в уставном капитале предприятия внешних инвесторов. К сожалению, такой способ используется уральскими машзаводами крайне слабо.

— Вот тут финансово-промышленные группы наталкиваются на неразвитость нашего понимания собственности, — объясняет Андрей Бухмастов. — На Западе собственность машиностроительного концерна размазана на множество акционеров, поэтому крупным считается даже пятипроцентный пакет акций. Он позволяет активно участвовать в управлении компанией. А у нас хозяин стремится удерживать контрольный пакет, иначе его, как менеджера предприятия, могут выставить на улицу и оставить с носом. К сожалению, еще многие собственники сами являются топ-менеджерами своих предприятий, поэтому не принимают иных условий инвестирования, кроме использования заемных средств. Хотя есть возможность провести эмиссию своих акций, продать их инвестору и на эти деньги проводить модернизацию производства.

Еще один путь быстрой модернизации — поглощение небольших машиностроительных предприятий вертикально интегрирующимися крупными холдингами. Положительный пример — деятельность в УралоЗападносибирском регионе группы «Интегра» (одного из ведущих игроков России и СНГ на рынке нефтесервиса и производства нефтесервисного оборудования): в 2005 году она купила предприятие «Уралмаш — буровое оборудование» (УрБО, расположено в Екатеринбурге на производственных площадях Уралмашзавода), а в 2006 году — Тюменский судостроительный завод (сегодня превращен в подразделение УрБО и переориентируется на выпуск мобильных буровых установок). По итогам 2006 года выручка УрБО выросла в три раза, а портфель заказов на 2007 год увеличился более чем вдвое. Основной бизнес «Интегры» — бурильные работы, поэтому низкая рентабельность производства бурового оборудования для холдинга компенсируется гарантией нужного качества и сроков поставки со стороны собственного производителя.

Быстрая модернизация также проведена на Уральском турбинном заводе (Екатеринбург) благодаря его вхождению в группу «Ренова» и Уральском заводе железнодорожного машиностроения (Верхняя Пышма, Свердловская область) — в группу «Синара». «Когда машиностроительное предприятие попадает в интегрированную структуру, у него появляется доступ к инвестициям, поскольку в этих холдингах, как правило, есть свои кредитнофинансовые организации», — поясняет Андрей Бухмастов.

Но у машзаводов с каждым годом появляется все больше собственных возможностей для финансирования техперевооружения. Вместе с тем разрыв между растущей прибылью и инвестициями в производство все более увеличивается в пользу первой. Эту парадоксальную ситуацию объясняет генеральный директор Регионального центра листообработки Анатолий Сухов: «Как ни печально, у нас нет стимула инвестировать даже собственные средства. До 2001 года действовало следующее федеральное положение: если компания приобрела нового оборудования больше, чем сумма отчислений, то с нее не берется налог на имущество. Сейчас, к сожалению, этого нет».

Для предприятий обороннопромышленного комплекса, несмотря на бравурные заявления отдельных федеральных чиновников, коренной перелом в объемах гос-оборонзаказа не произошел. Так, в Челябинской области, по информации областного министра промышленности и природных ресурсов Евгения Тефтелева, за 2006 год гособоронзаказ увеличился не более чем на 8%, а доля гражданской продукции в общем объеме производства предприятий ОПК не изменилась и превышает 65%. Следовательно, всерьез рассчитывать на модернизацию производства на средства, вырученные за выполнение гособоронзаказов, пока не приходится.

Вместе с тем у машзаводов появляется все больше возможностей участвовать в различных федеральных и региональных программах разработки и внедрения в производство инновационной продукции. Так, пермское предприятие «Авиадвигатель» в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 — 2010 годы и на период до 2015 года» занимается созданием и сертификацией нового двигателя ПС90А2, который по показателям надежности должен достичь уровня лучших зарубежных аналогов (предполагается обеспечение соответствия требованиям Международной организации гражданской авиации по шумам и нормам по эмиссии вредных веществ). Из 1 млрд рублей, которые планируется инвестировать в Челябинский тракторный завод — Уралтрак, значительные средства должны поступить из федерального бюджета в качестве целевых инвестиций в развитие производства двигателей и проведение НИОКР. Региональный центр листообработки, первым в Свердловской области освоив лазерную резку металлов, сумел добиться включения в федеральную целевую программу подготовки кадров по лазерным технологиям, на базе этого предприятия планируется создание Лазерного инновационного технологического центра.

Раздумья 15 инженеров

Финансоовые показатели развития машиностроительного комплекса Свердловской областиЕсли с источниками финансирования техперевооружения ситуация постепенно проясняется и появляются новые возможности, то с основными направлениями инвестиций на многих предприятиях пока царит неопределенность. Она связана с высокими рисками неверной оценки рынка и принятия менеджментом ошибочных решений.

Эксперты считают, что одним из наиболее эффективных способов вложения средств для машзаводов является инвестирование в строительство собственных котельных и электрогенерирующих мощностей. Так, предприятие Уралбурмаш (Верхние Серги, Свердловская область, собственность Волгабурмаша) более 30 млн рублей вложило в строительство газопровода и еще 15 млн рублей — в строительство собственной газовой котельной мощностью 3,5 МВт. Теперь тепло обходится в два-три раза дешевле.

— В настоящее время практически все машиностроительные заводы — члены нашего Союза обеспечивают себя собственным теплом, — отмечает председатель Союза машиностроительных предприятий Свердловской области областной министр по управлению государственным имуществом Алексей Молотков. — Уралэлектромаш и некоторые другие предприятия в ближайшем будущем планируют обзавестись и собственными электрогенерирующими установками. К этому нас неизбежно подталкивает ситуация с реформированием РАО «ЕЭС России». Непрозрачность стратегии затеянных энергетиками структурных преобразований, постоянно меняющиеся правила игры не позволяют машиностроителям даже краткосрочно планировать производство и ценообразование.

Но в части перехода на свою электроэнергию есть сложности. «Машиностроительные предприятия не имеют круглосуточного производства, в отличие, скажем, от металлургов. Третьей смены, как правило, нет, девать лишнюю электроэнергию некуда, — рассказывает Андрей Бухмастов. — По идее, ночью ее надо отдавать кудато в сеть. Но энергетики, пользуясь монопольным положением, в сети к себе не пускают. Очевидно, этот вопрос нужно решать на законодательном уровне».

Другое важное направление инвестиций — новейшие технологии. В условиях развала на большинстве машиностроительных предприятий собственных инжиниринговых служб заводы активизировали сотрудничество с отраслевыми научными организациями. Например, до 2010 года в модернизацию Копейского машзавода (Челябинская область) планируется вложить свыше 2 млрд рублей. В частности, на эти средства завод совместно с Кемеровским НИИ угля и углехимии Сибирского отделения РАН разработал проект и приступил к изготовлению тяжелого проходческого комбайна. А Ирбитский мотоциклетный завод (Свердловская область) не смог найти на всем пространстве России и СНГ проектную организацию, способную предложить двигатель для мотоциклов стандарта евро3. Поэтому была закуплена готовая техдокументация у австрийцев.

В итоге сегодня свыше 95% продукции завода идет на экспорт, в том числе в страны Западной Европы.

Но наибольшего вложения средств требует обновление производственного оборудования. В этом риск принятия ошибочного решения также велик. Сегодня речь идет не просто о смене поколений станочного парка, а о полном изменении технологии производства. «Один современный многофункциональный обрабатывающий центр заменяет несколько десятков станков, — отмечает Андрей Бухмастов. — Но надо иметь в виду, что на станках работали токари 5 — 6 разрядов, а на обрабатывающем центре должен работать вообще человек с высшим образованием. Одно из наших предприятий купило такой обрабатывающий центр, вокруг него крутились 15 инженеров: технологи, механики, программисты, конструкторы. Полгода спустя они научились использовать его возможности не больше чем на 50%. Конструкторы даже не закладывают в своих проектах детали такой сложности, которые можно изготовить на этом центре, поскольку они не представляют, какие имеются возможности у современных технологий. То есть сначала должна произойти революция в головах конструкторов. Пока же мы приобретаем высокоэффективное оборудование для изготовления морально устаревших деталей». Выход эксперты видят в обучении специалистов и производственной кооперации предприятий (см. «По ускоренному варианту»).

В уральском машиностроении началась фаза активной модернизации. Но техперевооружение производства идет пока бессистемно, в режиме деятельности отдельных крупных предприятий и холдингов. Власти федерации и регионов в рамках мер по поддержке машиностроения могли бы взять на себя такую координирующую роль вместо выборочной финансовой помощи заводам (тем более что такая помощь, кроме финансирования НИОКР, противоречит условиям ВТО). Системный подход заключается в предоставлении машзаводам информации о полном перечне возможностей привлечения средств на модернизацию, в кооперации предприятий при проведении совместных маркетинговых исследований, создании учебных, инжиниринговых, обрабатывающих центров.

Крупнейшие инвестиционные проекты в машиностроении Урало-Западносибирского региона

Дополнительные материалы:

По ускоренному варианту

Создание высокотехнологичных центров сможет существенно ускорить и удешевить процесс техперевооружения в уральском машиностроении, уверен генеральный директор ЗАО «Региональный центр листообработки» (Екатеринбург) Анатолий Сухов

Анатолий Сухов

Анатолий Сухов

— Анатолий Георгиевич, охарактеризуйте уровень модернизации уральского машиностроения.

— Спрос на продукцию машиностроения растет. Производство в отрасли по различным направлениям увеличилось за последний год от 17 до 23%. Возникает потребность в его интенсификации — повышении эффективности и отдачи. В Свердловской области свыше 100 тысяч станков механообрабатывающего парка, из них более 90% ресурс либо вырабатывают, либо уже выработали. Поэтому необходимы и оборудование, и технологии, и сотрудники, способные работать в новых условиях.

— Каковы оптимальные пути техперевооружения?

— Чтобы машиностроительный холдинг обеспечить всеми переделами и модернизировать все входящие в него заводы, необходимо около 20 млрд рублей. Есть и менее затратный путь — создание специализированных технологических центров. В этом случае можно обойтись 4 — 5 млрд рублей. Нужно использовать опыт Германии, где такие технологические центры организованы по региональному признаку: центр обслуживает территорию радиусом 50 — 100 км.

В Свердловской области уже существует ряд подобных центров: в Екатеринбурге — наши центры листообработки (первый создан в 1996 году по постановлению областного правительства) и механообработки, центр по быстрой подготовке производства на основе корпорации «Пумори-СИЗ», центр термообработки на базе РЭЛТЕК; в Каменске-Уральском — центр по производству печатных плат на ПО «Октябрь».

Таким образом, разные переделы могут осуществляться в кратчайшие сроки специализированными компаниями, имеющими современное оборудование и профессиональный кадровый состав. Тем самым предприятию нет необходимости приобретать дорогостоящие станки, содержать весь штат персонала и заниматься непрофильной технологией, в которую нужно серьезно вкладывать. Достаточно обратиться к той компании, которая на рынке участвует профессионально. Так работают во всем мире.

— Технологические центры способны использовать оборудование более эффективно, чем предприятия?

— Безусловно, поскольку центры заинтересованы в максимально эффективной его загрузке, в отличие от предприятий, где оборудование используется только по мере необходимости выполнения основного производственного плана. Но дело не только в количественных показателях. Необходим квалифицированный подход, организация производства с применением высоких технологий. Ведь можно взять пятикоординатный станок и на нем работать, как на обычном трехкоординатном. Даже в нашем центре мы используем пока лишь 10 — 15% от максимальных возможностей полной пятикоординатной обработки, поскольку это детали редкие, высокосложные. Вместе с тем наши услуги все более востребованы. С нами сотрудничают представители любого бизнеса, начиная с крупного (корпорация «Энергомаш», УГМК и другие) и заканчивая индивидуальными предпринимателями и физическими лицами с заказами всего 1 тыс. рублей в месяц.

— По какому пути пойдет ваша компания?

— Прежде всего мы намерены развивать наш центр высокоточной механообработки. Это подразумевает суммарные инвестиции 7 млн евро (миллион уже освоен). Планируется создание комплекса из восьми единиц передового современного оборудования, который позволял бы вести финишную обработку и получать готовое изделие, например редукторы. Надеюсь, что к 2010 году мы выйдем на поставленные цели и будет создан центр, который сможет комплексно решать проблемы малого и среднего бизнеса.

Со следующего года мы начинаем развитие филиальной сети. Ставится задача сделать доступными современные технологии в индустриально развитых центрах Уральского региона — Перми, Нижнем Тагиле, Серове. Этот процесс идет при участии муниципальных органов власти и ведущих предприятий, то есть тех, на кого эти центры смогут опираться в своей деятельности.

Интервью взял Павел Кобер


Комментарии

Материалы по теме

Мото по-европейски

Переработку — крестьянам

Дружба крепкая не расплавится

Кластер с австрийской начинкой

Больше денег для УВЗ

Старая песня

 

comments powered by Disqus