Заверните

Заверните

Урал потенциально привлекателен для создания производств полимерной пленки. Успех проектов будет зависеть от удовлетворения растущих запросов потребителей и налаживания эффективных взаимоотношений с поставщиками сырья

Продолжаем серию публикаций, посвященную перспективным рынкам для обрабатывающей промышленности. Предварительные итоги исследования опубликованы в конце 2013 года (см. здесь ). В 2014-м мы намерены рассказать о 12 наиболее интересных нишах. Первые четыре материала посвящены прорывным технологиям - 3D-печати (см. здесь ), углеродным нанотрубкам (см. здесь ), фотонике (см. здесь ) и сенсорам (см. здесь ). Но ставить знак равенства между понятиями «перспективный» и «инновационный» некорректно. На Урале можно создать успешные предприятия и на условно «традиционных» рынках со сформированным спросом. Им мы и посвятим следующие восемь обзоров.

Напомним критерии, которыми мы руководствовались при отборе перспективных «традиционных» рынков. Первый - наличие внутри макрорегиона спроса, удовлетворяемого за счет внешних поставок (минимум - 50 млн долларов). Нам важно было выяснить как текущие потребности, так и потенциал сбыта. Здесь же мы оценивали наличие логистических узлов и долю «транспортного плеча» в цене ввозимых товаров (чем она больше, тем выгоднее производить продукцию на месте). Второй - потенциал для создания производств более высоких или наоборот предыдущих переделов (сырья, комплектующих), а также возможность сбыта побочной продукции, получаемой в результате выпуска основной. Третий - перспективы выхода на внешние рынки (возможность поставок в другие регионы РФ, в страны СНГ и дальнее зарубежье).

И еще несколько предваряющих методологических замечаний. При отборе рынков мы отсекли те, где создание производства требует запредельных затрат (таких как строительство нефтеперерабатывающих заводов, атомных электростанций или целлюлозно-бумажных комбинатов). Наш ориентир - крепкий средний бизнес. Одновременно мы оценивали инфраструктуру для организации предприятий: индустриальные парки, кластерные инициативы, потенциал ОЭЗ «Титановая долина».

Информационной базой исследования послужили статистика импорта, грузовых перевозок по железной дороге, внешней торговли Казахстана, мировой торговли (от World Bank), тендеров, проводимых на онлайн-площадках, а также отраслевые обзоры и глубинные интервью с экспертами.

Импорт гибкости

Обзоры «традиционных» перспективных рынков начнем с полимерной пленки (ПП). Объем российского рынка в 2012 году оценивался в 1,35 млн тонн. Примерно 70% приходилось на полиэтиленовые, по 11% - на полипропиленовые и поливинилхлоридные (ПВХ) пленки. Главные потребители - пищевая промышленность, транспорт, строительство, торговля, сельское хозяйство. 85% продукции уходит на гибкую упаковку.

По данным SmithersRapra, в 2012-м потребление пленки на планете достигло 54,4 млн тонн, доля России - 2,5%. При этом если в развитых странах рынок в среднесрочной перспективе будет прирастать на 3 - 4% ежегодно, то в развивающихся - на 8 - 10%. Опережающую динамику в нашей стране легко объяснить: мы серьезно отстаем от ведущих стран в потреблении упаковки в целом. Так, в США в пересчете на душу населения ежегодно упаковывается 340 кг пищевых продуктов, а в России - всего 205.

Уральский рынок ПП - примерно 540 - 600 млн долларов. По железной дороге сюда из других регионов страны поставляется продукции на 73,8 млн долларов. 88% приходится на Приморский край, Санкт-Петербург и Нижегородскую область. Первый - ворота для поставок из Китая, второй - из Германии и Финляндии. Хотя ж/д перевозки не показательны: в России только 4 - 5% пленки идет вагонами, основной объем - автотранспортом.

Посмотрим на «чистый» импорт. По данным Федеральной таможенной службы в 2012-м его объем в Уральский регион составил 62,2 млн долларов (30% приняла Свердловская область, 27% - Пермский край, 21,5% - Челябинская область). Поставщики: 40% - Китай, по 11% - Франция и Великобритания, по 7% - Турция и Словакия. Основные импортеры, использующие продукцию для собственных нужд, - челябинская компания «Композит» (18%; производит натяжные потолки) и свердловская «Уралпластик-Н» (10%; выпускает упаковку).

Учитывая данные по импорту и долю, которую занимают в стране уральские предприятия-потребители, оценим общий ввоз ПП на Урал в 590 млн долларов. Вывоз с территории Урала - примерно 100 млн долларов. Из них 38,8 миллиона «делает» Башкирия; 20 миллионов - Челябинская; 18,7 миллиона - Свердловская область. Продукция в основном идет в Сибирь и на Дальний Восток. Импорт добавляет еще 15 млн долларов, направление для 95% продукции - Украина.

Многослойное будущее

По данным СПАРК-Интерфакс, на Урале 57 компаний, основным видом деятельности которых является производство пластмассовых изделий для упаковки товаров. Но объем выпуска ПП в макрорегионе просчитать крайне сложно: большинство производителей используют ее для собственных нужд (показательный пример - Уфаоргсинтез). На наш взгляд, перспективность размещения производства ПП на территории региона объясняется пятью факторами. Первый - наличие крупных предприятий нефтехимической отрасли, выпускающих первичные полимеры (это башкирская группа - «Газпром нефтехим Салават», Уфаоргсинтез, Башкирская содовая компания и Полиэф, а кроме того, «Тобольск-Полимер» мощностью 500 тыс. тонн полипропилена в год). Второй: как показывает мировая практика, в этой отрасли производители сырья и конечной продукции предпочитают располагаться компактно. Третий - на Урал приходится около 15% российского производства первичных полимеров и только 6% - пленки. Примерно половина сырья вывозится в другие регионы или страны для следующих переделов. Четвертый фактор - географическое положение региона и его транспортная доступность. Пятый - наличие крупных потребителей, таких как Екатеринбургский жировой комбинат; мясокомбинаты Сургутский, Екатеринбургский, «Черкашин и Ко»; Боровская, Рефтинская, Челябинская птицефабрики.

Наиболее очевидными местами расположения пленочных производств нам представляются Башкирия и Тюменская область. Поскольку вклад перевозки сырья в себестоимость полимерной продукции не столь ощутим, предприятие может быть создано, например, и в пограничных с этими территориями районах Свердловской области.

Анализ проектов в этой сфере показывает: для строительства среднего завода мощностью в 35 - 45 тыс. тонн ПП в год необходимо инвестировать около 80 млн долларов. Это позволит создать 150 - 250 рабочих мест, ежегодный объем выручки такого предприятия - около 50 млн долларов. Так, предприятие мощностью 38 тыс. тонн ПП в год в Томске обошлось Сибуру примерно в 75 млн долларов.

По мнению экспертов компании Inventra, наиболее перспективно сегодня ПВХ-направление, здесь очень велик потенциал импортозамещения:

- Из-за кризиса часть российских предприятий прекратила выпуск ПВХ-пленки, и на рынке стал превалировать импорт, - констатирует директор департамента аналитики компании Inventra Лола Огрель. - В 2012-м отечественное производство сократилось на 23% по отношению к 2007-му, составив 35 тыс. тонн (ведущие производители - дзержинское производственное объединение «Пластик» и питерская «Клекнер Пентапласт Рус»). Доля импорта в потреблении ПВХ-пленок в последние годы росла и в 2012-м превысила 78%. Ввоз в основном идет из Китая (48%), Германии (11%) и Южной Кореи (8%). Стоимость продукции из КНР - примерно 2,11 доллара за кило, немецкой - 4,63 доллара.

На наш взгляд, на перспективу рынка стоит взглянуть в несколько ином разрезе. Требования к потребительским свойствам ПП (прозрачность, барьерные свойства, экологичность, морозостойкость, прочность при небольшой толщине и т.д.) с каждым годом возрастают. Соответственно, ставку нужно делать на инновационные пленки - из нескольких слоев разных полимеров, с нанокомпозитами, с использованием оксобиоразлагаемых материалов и т.д. Этот тезис подтверждает начальник управления маркетинга Объединенной нефтехимической компании (в нее входит Уфаоргсинтез) Павел Батютенко:

- В 2013 году выпуск товарной пленки на заводе в Уфе сократился из-за низкой рентабельности. В 2014-м мы намерены минимизировать ее поставки на внешний рынок и использовать эту продукцию для производства упаковочных мешков. Вместе с тем мощности Уфаоргсинтеза по современным видам ПП выросли. Модернизирована линия по выпуску рукава FCC: мы установили два дополнительных экструдера, что позволило производить трехслойную пленку с улучшенными потребительскими свойствами.

В некоторых сегментах «традиционных» ПП, по данным экспертов Inventra, сегодня наблюдается профицит мощностей. При этом необходимость организации инновационного производства обусловлена еще и тем, что отрасль в основном представлена малопроизводительными и морально устаревшими машинами (они закупались в 90-е, когда рынок был остродефицитен, а запросы потребителей - минимальны). Линии мирового уровня - 3% всех мощностей, они производят примерно 20% пленки.

Однако переход к использованию прорывных технологий не так прост. «Развитие инновационных упаковочных сегментов сдерживается отсутствием соответствующего марочного ассортимента полиолефинов и других полимеров у российских производителей», - замечает Павел Батютенко. В результате производители пленок вынуждены импортировать сырье, сталкиваясь с высокими ввозными пошлинами. При этом, как заявлено на прошлогодней международной конференции, организованной компанией Inventra, 1% экономии на сырье при крупнотоннажном производстве пленки дает увеличение прибыли на 20%.

Но устранение дефицита первичных полимеров не дает стопроцентной гарантии успеха. Дело в том, что пленочники уже который год не могут найти общий язык с отечественными поставщиками сырья. Коммерческий директор компании «Интерпак» (Копейск, Челябинская область) Олег Сыроватский:

- Стоимость российского сырья постоянно растет, за последний год она увеличилась более чем на 25%. Прогнозировать поведение поставщиков в принципе невозможно. Они могут менять цены несколько раз в месяц, ничем не обосновывая действия. Потребители же пленки предпочитают заключать договоры с фиксированными параметрами на год.

Еще одна серьезная проблема, на которой акцентируют внимание производители, - регулярные срывы сроков поставок сырья.

На Урале инновационными пленками пока полноценно занимается, пожалуй, только «Уралпластик-Н» (Арамиль, Свердловская область, СП Роснано и Уралпластика). Собственная технология позволяет внедрять нанодисперсные гранулы внутрь пленки и менять ее барьерные и физико-механические свойства (подробнее см. здесь ). Кстати, бывший генеральный директор «Уралпластика-Н» Алексей Гончаров также сетовал на отсутствие отечественного сырья: «В России качественное сырье - имеется в виду первичная основа, та, что перед наночастью, - вообще не производится. Приходится завозить».

В таких условиях логичным кажется создание предприятий полного цикла - от выпуска первичных полимеров до упаковки. Однако опыт экспертов, с которыми нам удалось пообщаться, показывает: производство гранул и пленок - слишком разные по масштабу виды деятельности. Поэтому интегрировать их в одну цепочку переделов - задача не из легких, да и для среднего бизнеса слишком затратная.

Комментарии

Материалы по теме

Пластический этюд

В Тюменской области будет построен завод по производству упаковочной тары из полипропилена

Полимер с вами

Сибур построит новый завод в Тобольске

ОАО «Метафракс» (Пермский край) инвестирует в новое производство полиамида 6,5 млн евро

 

comments powered by Disqus