Дополнительный 068-й

Дополнительный 068-й Новая модель организации пассажирских перевозок, которую, используя дыры в законодательстве, внедрил бывший начальник департамента дорог и транспорта Перми Алексей Ковыев, обрастает судебными исками. Однако пока ее незаконность не доказана.

В конце мая - начале июня в Перми появилось два новых автобусных маршрута сообщением Парковый - Садовый: № 068 и № М7. Интрига в том, что запущены они без прохождения конкурсной процедуры и какого-либо согласования с надзорными органами (см. «В объезд власти», «Э-У» № 22 от 07.06.10). Так работать им удается уже больше трех недель. Перевозчики уверены: если маршруты не ликвидируют, их примеру последуют другие компании.

Практика - критерий истины

- Когда я начал работать в департаменте, сфера пассажирских автоперевозок была абсолютно нерыночной, маршруты распределялись непрозрачно, по заявкам, - рассказывает бывший чиновник, а теперь транспортник Алексей Ковыев. - Потом мы добились введения конкурсов, компании стали конкурировать между собой по новизне автопарка, плате в бюджет и другим параметрам. Это можно считать подготовительным этапом к саморегулированию. Сейчас я испытываю новую модель, когда пассажиры и перевозчики работают напрямую, за муниципалитетом остаются функции контроля. Только создание рынка может существенно улучшить работу общественного транспорта: покупать новые автобусы нужно не по указанию власти, а для увеличения пассажиропотока.

Схема, запущенная Алексеем Ковыевым, выглядит так. Он создал общественную организацию «Мой маршрут», которая заключает договоры фрахта с перевозчиками. Пользуются автобусами только пассажиры, имеющие членский билет: вступить в организацию можно на остановочных пунктах, в самом транспорте или интернете. Стоимость проезда в автобусах № М7 фиксированная (10 рублей), в № 068 зависит от количества остановок (от 6 до 12 рублей). В других пермских автобусах - 12 рублей. Маршрут № 068 появился первым и, по словам Алексея Ковыева, уже преодолел порог рентабельности: в неделю им пользуется в среднем 50 тыс. человек. В денежных расчетах общественная организация не участвует: проезд оплачивается через кондукторов транспортных компаний, льготников возят бесплатно (перевозчикам, работающим по согласованию с администрацией, эти затраты компенсируются).

Хочешь - заставим

Как и следовало ожидать, деятельность «Моего маршрута» власти восприняли крайне отрицательно. Учитывая, что № 068 и № М7 не значатся в маршрутной сети города, администрация Перми обратилась в прокуратуру и управление государственного автодорожного надзора (УГАДН) с просьбой проверить легитимность их работы. В УГАДН нам сообщили, что уже направили иски в суд: здесь считают, что маршруты являются регулярными, а организованы по договорам найма, и это противоречит федеральному уставу автомобильного транспорта и правилам перевозки пассажиров. Алексей Ковыев обвинения отвергает: «Опираясь на эти же документы, можно отметить, что регулярными рейсами может пользоваться любой человек, а у нас ездят только члены общественной организации».

Выразили недовольство «общественники»: учредитель Союза за гражданское влияние Денис Галицкий направил жалобу в министерство юстиции. Он считает, что деятельность организации противоречит Гражданскому кодексу РФ: создавать общественные организации с целью удовлетворения материальных нужд нельзя. Однако и это пока не доказано: «Мой маршрут» в финансовые отношения не вступает.

Также, по словам бывшего чиновника Коваева, проверки проведены управлением по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке. Претензий у ведомства не нашлось.

Давление оказывают руками ГИБДД: за два дня выписано восемь штрафов по 100 рублей. Примеры нарушений, озвученные Алексеем Ковыевым: отсутствие брызговика, неработающая кнопка вызова водителя, боковой порез на колесе, трещина на фаре.

Избавиться от конкурентов пытаются также перевозчики, работающие на маршрутах, совпадающих с № 068 и № М7. В первые дни работы одному из автобусов «Моего маршрута», например, оторвали зеркало. Транспортные компании стали выпускать на линию больше транспорта, чтобы забирать максимум пассажиров.

Давление привело к тому, что часть предпринимателей отказалась работать с организацией Ковыева: вначале на каждом маршруте было по 20 автобусов, сейчас на 068-м ездит 16, а М7 компании обслуживать отказались совсем.

Автобус как договор

- Это не первая инициатива такого рода. Стоит вспомнить маршрут № 100, который около трех лет работал без согласования с администрацией, - рассказывает Денис Галицкий. - Компании просто хотят ездить на прибыльных направлениях, не желая следовать имеющемуся регламенту. Допускать такое нельзя, поскольку пример может быть заразителен. Модель, предложенная «Моим маршрутом», неприемлема: сейчас муниципалитет посредством конкурсов обеспечивает сообщение на нерентабельных маршрутах, компенсируя потери. Если этого не будет, то стоимость проезда на убыточных рейсах, а их много, может вырасти до 25 - 30 рублей.

Несмотря на критику, Алексей Ковыев заявляет, что в ближайшее время запустит новые маршруты:

- Среди перевозчиков есть желающие присоединиться к проекту. Работающие сегодня компании разделились пополам. Одни воспринимают нас негативно, другие ждут, когда прекратится давление. Интерес к «Моему маршруту» проявляют и предприниматели, которые только планируют заняться перевозками. В идеале общественный автотранспорт в Перми должен выглядеть так: есть две общественные организации, объединяющие пассажиров и перевозчиков. Они договариваются между собой о маршрутах, ценах, расписании и т.д. Муниципалитет при этом остается контролером и гарантом стабильности этих отношений. Модель взаимодействия необходимо разработать совместно с органами власти.

С 1 июня администрация приостановила проведение конкурсов на неопределенный срок. Она решает, как в дальнейшем работать с перевозчиками. Если доказать незаконность схемы не удастся, то у Алексея Ковыева могут появиться единомышленники.


Комментарии

Материалы по теме

Втроем на одних рельсах

Cледующая — конечная

Закатать миллиарды

Замутить движуху

Учиться не дышать

В деревню, в глушь, в Кунгур

 

comments powered by Disqus