Перекресток семи дорог

Перекресток семи дорог Перекресток семи дорог«Куда вы меня привезли?» — спрашиваю я у проводницы, пытаясь разглядеть в тесно прижавшихся друг к другу деревенских домиках признаки второго по экономическим показателям города Прикамья. «Куда заказывали, туда и доставили — в Березники-Сортировочная. Дальше дорога закрыта», — хихикает хозяйка вагона. На дощатом перроне меня встречает агрессивный абориген — козел так и норовит поддать рогами в живот. Спасает худенькая шустрая старушка: она пинками отгоняет зверя на безопасное расстояние. «Бабуля, а город-то где?». «Щас до Березников минут 40 на автобусе надо ехать, вон у станции стоят. А поезда туда не ходют, там, говорят, сплошные провалы», — объясняет пенсионерка и ударяется в погоню за блеющим воспитанником.

Место в общественном транспорте отвоевать непросто: желающих добраться до города более двухсот, а автобуса всего два. Зато давка с лихвой окупается информационным потоком, который выдают пассажиры. «К зиме город осядет на метр!» — авторитетно заявляет мужчина в рабочей спецовке. «А то и на два», — добавляет кондуктор. Панику подогревает заявление мамаши пятерых ребятишек: «А мы вещи соберем и поедем к родственникам на Украину. Ладно, люди до дома не могут доехать, а если предприятия встанут, без работы останемся». Порядком напуганный общественным мнением, выхожу в центре Березников. Спокойный, утопающий в зелени город совсем не похож на терпящий бедствие, жители не мечутся с пожитками по улицам. Но беглого взгляда на страницы местных газет достаточно, чтобы понять: город действительно оказался в сложной ситуации. По прогнозам ученых, до конца этого года в Березниках может осесть участок грунта, на котором расположены жилые дома, школы, детские сады и отрезок железной дороги. 

Во власти рассолов

Объем инвестиций на душу населенияБерезники привлекли внимание всей России в октябре прошлого года. Тогда на руднике БКПРУ1 ОАО «Уралкалий» произошла авария, в шахте появился рассол — подземные воды с содержанием солей повышенной концентрации. Ростехнадзор установил, что причиной ЧП стали особенности геологического строения Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. В месте аварии, где просочились рассольные воды, отсутствовал глиняный слой, обычно препятствующий проникновению подземной влаги в шахты, а отвалы, заполняющие пустоты, оказались легкорастворимыми. Рудник был закрыт. В акте госкомиссии отмечено: «Отсутствие в отечественной и мировой практике методов борьбы с прорывами рассола, связанных с нарушением целостности водозащитной толщи, не позволили разработать и осуществить эффективный комплекс мероприятий по ликвидации аварии».

Власти решили предотвратить все потенциальные ЧП. Начался более активный мониторинг подземных вод и наблюдение за состоянием объектов городской застройки, так как возникла опасность проникновения рассолов в карналлитовые рудники, часть которых расположена под городом. Создали оперативный штаб при комиссии по ЧС Пермского края. Пока, согласно одному из последних сообщений, скорость оседания земной поверхности не возросла, опасные изменения не выявлены.

Гендиректор ОАО «Галургия» (оно ведет мониторинг зданий) и академик Уральского отделения РАЕН Аркадий Гринберг утверждает, что в черте Березников, по предварительным расчетам, только один потенциальный опасный участок, на котором расположены жилые и социальные объекты — район площади имени Решетова: «Под этой территорией в 40е годы прошлого века вели добычу карналлитовой руды. Сейчас в шахту поступают рассолы, и к началу 2008 года здесь возникнет опасность ускоренного оседания земной поверхности. Есть необходимость организовать расселение жителей домов (29 жилых зданий)».

В июне губернатор Пермского края Олег Чиркунов поручил краевому правительству взять на особый контроль вопрос обеспечения жильем двух тысяч березниковцев, которые проживают в потенциально опасной зоне. По мнению премьер-министра краевого правительства Николая Бухвалова, чтобы расселить жителей, лучше всего выдавать жилищные сертификаты.

В этом Пермскому краю готовы помочь федеральные чиновники. Но деньги они смогут выделить только в 2008м, а жителей надо расселить уже к ноябрю этого года.

По словам главы Березников Андрея Мотовилова, для отселения будут использовать все возможности, в том числе существующий жилой фонд и новые дома, которые можно построить в течение восьми месяцев. План отселения будет озвучен, когда ученые более точно очертят территорию вероятного бедствия.

В зоне риска также расположен участок железнодорожного полотна между станциями Березники и Калийная. Существует опасность его провала на несколько метров, это парализует работу градообразующих предприятий. В таких условиях институт Уралжелдорпроект (Екатеринбург) начал экстренную разработку проекта строительства новой ветки железной дороги в районе Березников. По словам заместителя директора этого проектноизыскательского института Владимира Трубина, определена территория прохождения трассы общей протяженностью 6 км (в том числе 4 км — двухпутный участок), выполнены геологические и топографические работы. «Первый этап строительства железнодорожной ветки рассчитываем завершить уже в этом году. Тяга пока тепловозная. Далее участок будет электрифицирован. Общий объем необходимых инвестиций — 450 млн рублей, часть средств уже выделена крупными предприятиями Березников, заинтересованными в вывозе продукции», — рассказал Владимир Трубин.

В транспортном узле

Есть и другие варианты возведения обходных путей. Научные сотрудники Пермского государственного университета обнародовали идею строительства железной дороги из района Березники — Соликамск по направлению Кудымкар — Омутнинск — Станция Яр — Киров. По их мнению, дорога может взять на себя минимум 6 млн тонн грузов из Березников — Соликамска (калийные удобрения, бумага, целлюлоза) с учетом ежегодного прироста выпуска только калийной продукции почти на 1 млн тонн (обеспеченность запасами более 150 лет). Спрямление трассы более чем на 200 км в сравнении с ходом поездов через Пермь увеличит оборот специализированных вагонов (приобретение каждого обходится «Уралкалию» и «Сильвиниту» в 1 млн рублей). Кроме того, снизится нагрузка на Пермский железнодорожный узел, испытывающий трудности в обслуживании нарастающих грузопотоков из Сибири. Предполагаемая трасса пройдет в междуречье Иньвы и Косы через основную территорию Коми-Пермяцкого АО (а не поперек его, как в случае с проектом «Белкомур» — магистралью, которая должна соединить Пермский край и республику Коми с Архангельском, Мурманском и портами Финляндии), что создаст существенные положительные предпосылки развития округа. Осуществление этого проекта может сделать Березники — Соликамск мощным транспортным перекрестком, но пока строительство такой железной дороги на официальном уровне не рассматривается.

Особая тема в транспортных перспективах Березников — присоединение к «Белкомуру» через соседний Соликамск. Общая протяженность проектной железнодорожной магистрали составит 1311 километров. Большая половина трассы уже действует. Северный участок Белкомура должен пройти по территории Архангельской области и республики Коми, а южный — по территории республики Коми и Пермского края. В ближайшие годы на северном участке предстоит построить 215 км от Архангельска до Коми, соединив уже существующие части железной дороги.

По мнению Владимира Княгинина, директора Центра стратегических разработок «Северо-Запад» (Санкт-Петербург), новый транспортный коридор, ориентированный на российские северные порты, будет способствовать перераспределению экспортных и отчасти импортных грузов. Если проект все-таки свершится и северные порты будут связаны с Уралом, Пермский край и Березники станут одним из центров генерации грузопотоков.

Правда, приведет ли это к формированию логистического модуля в Березниках, сказать сейчас трудно. Удобрения, химическая продукция, производимая в городе, уже отправляются на экспорт, и новые логистические задачи здесь вряд ли появятся. Скорее, оптимизируются затраты и будет выбран наиболее эффективный способ экспорта, что серьезно повлияет на конкурентоспособность производств. Это важно для березниковских химиков, испытавших на себе последствия аварии.

Химия на вырост

Из-за потери рудника, дающего ОАО «Уралкалий» до 20% сырья, компания по итогам 2006 года недовыполнила план производства на 1,4 млн тонн, выпустив лишь 4,2 млн тонн продукции. Правда, в долгосрочной перспективе авария не повлияет на работу «Уралкалия»: рудник и так собирались закрывать через несколько лет изза исчерпанности запасов. После ЧП предприятие успело оперативно увеличить добычу сырья на втором и четвертом рудниках, продемонстрировав по итогам первого квартала 2007 года рекордные показатели. Выпуск хлоркалия вырос по сравнению с январем — мартом 2006 года на 30%, чистая прибыль — на 16%. Помимо этого «Уралкалию» (90% его продукции идет на экспорт) удалось упрочить позиции на мировом рынке: в начале 2007 года экспортер продукции березниковских калийщиков, Белорусская калийная компания, закрепилась на втором по величине в мире китайском рынке, заключив контракты с Sinochem и CNAMPGC, а в начале июня — и на первом по объемам индийском рынке, достигнув соглашения с Indian Potash Ltd.

Хорошую динамику демонстрирует ОАО «Азот», выпустившее в 2006 году товарной продукции на 10,1% больше, чем в предыдущем году. В ближайшем будущем компания может получить новый импульс развития — ожидается, что произойдет смена собственника. По неофициальным данным, основные акционеры «Азота» Владимир Нелюбин и Сергей Макаров планируют продать принадлежащий им пакет в 64% акций группам «Альфа» или «Ренова». С приходом «Реновы» можно ожидать притока инвестиций: группа Виктора Вексельберга формирует химический холдинг и активно вкладывается в развитие приобретаемых активов.

Инвестиционные проекты ОАО «Березниковский содовый завод» (БСЗ) уже обрели конкретные очертания (см. «Некоторые любят потяжелее»). А судьба инвестпроектов ОАО «Сода-Хлорат» (так же, как и БСЗ, создано на базе обанкротившегося ОАО «Сода» в конце 90х годов) определится в ближайшее время. Перспективы развития компании будут определены в июле 2007 года. По заявлению совладельца «Соды-Хлората» Юрия Борисовца, до конца этого года в предприятие будет вложено 40 млн евро. Благодаря этому завод должен через год удвоить производственные мощности, нарастив их до 25 тыс. тонн гранулированного хлорида кальция ежегодно.

Не солью единой

Химическая отрасль надолго останется базовым сектором экономики Березников. Ожидать, что в ближайшее время с ней будут конкурировать любые другие производства, вряд ли возможно, считает Владимир Княгинин. Но это не снимает задачи развивать в городе прочие виды деятельности и отрасли, поддерживать не только крупные, но и средние и малые предприятия: рано или поздно для тех же градообразующих предприятий встанет проблема удержания рабочих кадров (см. «В одной связке»). Без соответствующих малых и средних предприятий, без сервисов, без сферы услуг, город не сможет развиваться. Отсюда задача — обеспечивать пусть не полную, но диверсификацию экономики, стимулировать занятость в других секторах промышленности и сфере услуг.

С этим согласен Игорь Макарихин, проректор Пермского государственного университета, один из разработчиков программы социально-экономического развития Пермского края: «Если произойдут конъюнктурные изменения на мировых рынках, что уже бывало, мы будем отброшены на задворки и придется ждать очередного повышения цен или разбегаться по другим регионам. Путь к новому качеству роста — развитие других направлений экономики, например, информационно-коммуникационного бизнеса».  

К слову, мэрия по возможности способствует развитию среднего и малого бизнеса (см. «Городские амбиции») — создает бизнесинкубатор, разрабатывает программу поддержки и развития предпринимательства.

Кроме поддержки малого и среднего бизнеса Березникам, как и другим вторым городам, необходимо решать кадровые проблемы, считают эксперты. Инвестора, надумавшего разместить производство, интересует: площадка, подготовленная для строительства, подведены ли к этой площадке коммуникации, а главное — есть ли работники. И в этом смысле развитие кадрового потенциала — тоже способ работать с инвестициями, пусть и непрямой, отмечает Владимир Княгинин. 

В числе приоритетов также формирование привлекательной для жизни среды. Сегодня практически все, как крупные, так и небольшие, российские города теряют население. Есть прогнозы, что к 2020 году на Урале и в Предуралье может остаться только два городамиллионника — Уфа и Екатеринбург. Это означает, что для городов важно удерживать жителей. А в Березниках их количество ежегодно, пусть незначительно, но сокращается.

Очевидно, что поводом для притока населения в Березники, кроме создания новых рабочих мест в сфере предприниматель-ства и развития городской инфраструктуры, станет участие в крупных проектах, которые позволят второму городу Прикамья обрести новый статус — транспортного центра, связующего звена европейской части России с севером страны. Одновременно строительство новых дорог решит вопрос стабильности экспорта продукции градообразующих предприятий, который изза непростой геологической обстановки в городе может быть приостановлен в любой момент. А это в свою очередь скажется на жизнеспособности города.

В подготовке материала принимали участие Павел Кобер и Юрий Дорохов

Дополнительные материалы:

Березники

Второй по величине город Пермского края. Центр химической промышленности региона. Основан 20 марта 1932 года. Площадь — около 400 кв. км. Население — более 168 тыс. человек. Консолидированный бюджет в 2006 году составил около 1,5 млрд рублей.

Уникальное по запасам и составу Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей, богатейшие месторождения нефти и газа, строительных материалов изначально обусловили развитие города как центра горнодобывающей, химической промышленности, цветной металлургии, строительной индустрии. В числе крупных предприятий — ОАО «Уралкалий», ОАО «Бератон», ОАО «Корпорация ВСМПОАвисма», ОАО «Азот», ОАО «Березниковский содовый завод», ООО «Сода-Хлорат».

Городские амбиции

В конкурентной борьбе вторых городов с региональными центрами за инвестиции и кадры решающими факторами станут развитие транспортной инфраструктуры и диверсификация экономики, считает глава Березников Андрей Мотовилов

Андрей Мотовилов

Андрей Мотовилов

— Андрей Владимирович, как на экономику города повлияла ситуация с оседанием почвы в Березниках? Насколько мне известно, в опасной зоне находится участок железной дороги. Градообразующие предприятия отрезаны от потребителей?

— Дорога открыта на всем протяжении. На проблемном участке составы, особенно с опасными грузами, идут с ограничением скорости и максимальными мерами предосторожности: организовано дежурство спецподразделений химической защиты управления ГО и ЧС, служб предприятий, пожарной охраны. Никаких подвижек почвы на участках железной дороги не зафиксировано. Закрыто лишь движение пассажирских поездов от станции БерезникиСортировочная до Соликамска. С предложением о его возобновлении мы вышли на руководство СвЖД. Заключение ученых, сделанное на базе длительных наблюдений за геологической ситуацией, говорит, что никаких серьезных явлений на этом отрезке железной дороги не происходит. То есть пока на экономике города процессы, происходящие в недрах Березников, не сказались. Тем не менее городу необходим большой обходной путь. От этого зависят стабильность предприятий Верхнекамья и безопасность населения.

— Насколько мне известно, существуют два варианта: построить 6 километров обходного железнодорожного пути или 55километровую магистраль Березники — Соликамск — Яйва. Второй предпочтительнее, но в разы дороже и требует участия федерального центра. Возможно ли привлечь для реализации транспортного проекта средства федерального бюджета?

— Мы считаем, что поддержка федеральных структур должна быть. Насколько она реальна, судить сложно. Во всяком случае, работу в этом направлении ведут и министерство транспорта РФ, и Агентство по железнодорожным сообщениям, и ОАО «РЖД». С моей точки зрения, большой обходной путь необходим не только Березникам, но и всему северу Прикамья. Ведь транспортные потоки — это залог развития региона в целом. Мы будем добиваться федерального участия, в том числе с помощью краевого правительства.

— Удачное расположение Березников позволяет городу претендовать на роль крупной транспортной развязки. Между тем железнодорожная ветка заканчивается в соседнем Соликамске. Что вы предпринимаете, чтобы придать городу статус транспортно-логистического центра?

— Начинается строительство дороги, которая позволит соединить Березники с Кудымкаром и Кировом, минуя Пермь. Это только часть работы, которая сделает удобным сообщение между федеральным центром, европейской частью России и Березниками. Затем эту дорогу можно продлить на восток с выходом на Тюмень. В этом случае мы станем точкой транзита из Азии в Европу по северной территории. Кроме того, нам удалось добиться, чтобы в проект строительства железной дороги Белкомур были внесены изменения: ветка пройдет через Соликамск, Сыктывкар, Архангельск. Есть интерес северных стран присоединиться к этой дороге через Мурманск или Архангельск, чтобы получить транзит по северу на Китай.

— Такой путь развития позволит вам успешно конкурировать с краевой столицей за инвестиционные потоки…

— Пока вторые города проигрывают, в том числе в кадровом и инвестиционном вопросах. Чтобы изменить ситуацию, мы поставили себе задачу сформировать стратегический план развития города и уже объявили конкурс на консультационные услуги по сопровождению этого плана. Именно эта работа позволит нам систематизировать то, что мы имеем, и позиционировать Березники с совершенно иной, более качественной точки зрения. К концу 2008 года эта работа будет закончена.

— Насколько актуальна для города проблема дефицита кадров?

— Это общероссийская беда. Нашим крупным предприятиям не хватает рабочих, мастеров, начальников участков. Поэтому «Уралкалий» запустил программу подготовки кадров для собственного производства. Открыли горную кафедру в Березниковском филиале Пермского государственного технического университета, где сейчас готовятся специалисты-горняки. По этому же пути идут другие предприятия — заключают договоры с профучилищами, учат работников в вузах. Но пока это разрозненный процесс. Сейчас мы готовим большую программу с участием крупных предприятий по подготовке кадров внутри города. К концу года она начнет реализовываться.

— Получается, город в первую очередь ориентируется на развитие крупных производств. А как же малые предприятия?

— Основа нашей экономики — химическая промышленность и цветная металлургия. Судите сами: за первый квартал в бюджет в виде налогов от ОАО «Уралкалий» поступило чуть более 45 млн рублей, от корпорации «ВСМПОАвисма» — 20, от ОАО «Азот» — 11, от Березниковского содового завода — более 6 млн рублей. То есть львиная доля поступлений — от городских предприятий.

Но неправильно связывать развитие города только с крупными предприятиями. Это огромные риски. В Березниках 2,5 тысячи организаций различной формы собственности. В прошлом году поступления от предприятий малого и среднего бизнеса в казну составили 8 — 9% от всего бюджета. Цель администрации города довести эту составляющую до 15 — 18% к 2010 году.

— Как увеличить долю малого и среднего бизнеса в общей структуре экономики?

— Создать условия для его роста. Для успешного развития бизнеса в Березниках мы взяли курс на снижение административных барьеров для желающих заниматься предпринимательской деятельностью. Обеспечиваем всем равный доступ к объектам нежилого фонда и земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, максимально упрощаем процедуру оформления прав на эти объекты. Сейчас в Березниках сроки оформления прав на земельные участки и прав аренды на объекты недвижимости — одни из самых коротких в Пермском крае, существенно меньше, чем в Перми. Поддержка администрации заключается еще и в том, что мы обеспечиваем всем доступ к муниципальным заказам и будем удовлетворены, если предприятия малого и среднего бизнеса станут активно выходить на этот рынок. В то же время мы делаем шаги на перспективу — планируем открыть в Березниках бизнесинкубатор, уже подобрали помещение. Такая форма поддержки позволяет предпринимательству встать на ноги. Кроме того, в стадии завершения подготовка городской программы: в нее входит формирование правового пространства для развития малого предпринимательства, снижение административных барьеров, стимулирование кооперации между малым и крупным бизнесом. Мы открыты для конструктивного диалога с бизнесструктурами и готовы отстаивать их интересы.

Беседовал Артем Коваленко

Не повторить Карабаш

Роман Юшков
Роман Юшков
Экология Березников делает все разговоры об инвестиционной привлекательности города смешными. И с течением времени экологическая обстановка будет только ухудшаться, убежден доцент кафедры биогеоценологии и охраны природы Пермского государственного университета Роман Юшков

— Два самых грязных города Пермского края — Пермь и Березники. Областную столицу оправдывает миллионное население, кроме того, показатели загрязнения Перми постепенно стабилизируются и даже снижаются. А в Березниках индекс загрязнения атмосферы за последние пять лет вырос в два раза.

Основные источники — четыре крупнейших промышленных производства: Березниковский содовый завод, ВСМПОАвисма, ОАО «Азот» и «Уралкалий». Результат работы заводов — постепенное вымирание города. Если в 1992 году в нем насчитывалось 198,7 тыс. жителей, то в 2006м — 168 тысяч. Конечно, никто не исследует влияние на естественную и миграционную убыль жителей экологии, но этот фактор, несомненно, играет не последнюю роль. У тех, кто остается здесь жить и работать, возникают серьезные проблемы со здоровьем. Так, продолжительность жизни мужчин в Березниках составляет 50,8 года (в среднем по России — 58,9 года), среди причин смерти превалируют заболевания органов кровообращения и злокачественные новообразования. При такой неблагоприятной экологической ситуации сделать город инвестиционно-привлекательным невозможно.

Подготовила Вера Морозова


Комментарии

Материалы по теме

День независимости

Поделись субвенцией своей

Равнение на вторые

Посторонним вход

Используй любой ветер

 

comments powered by Disqus