Осознанный выбор

Осознанный выбор Торгово-промышленные палаты (ТПП) в России станут заметными и влиятельными организациями только в том случае, если предприниматели увидят от их работы практическую пользу, считает президент Пермской ТПП Марат Биматов.

Марат БиматовОдной из слабых сторон российской предпринимательской среды иностранные бизнесмены часто называют отсутствие «инфраструктуры» поддержки бизнеса в стране. Зарубежный предприниматель рассуждает: зачем бежать к чиновнику, если можно решить вопрос в ТПП? Формально в России подобная система есть: создана территориальная сеть, причем достаточно широкая - свыше 170 палат. Другой разговор, что не все они в достаточной степени справляются со своими функциями. Новый президент Пермской торгово-промышленной палаты Марат Биматов, избранный на эту должность после четырех лет работы в правительстве Пермского края, поставил перед собой и коллегами задачу предметную и амбициозную - сделать из Пермской ТПП центр экономических инициатив и развития бизнеса.

- Марат Рамилевич, с чего вы начали первый рабочий день в палате?

- Моя работа началась еще до вступления в должность. В качестве кандидата я разработал проект плана развития Пермской ТПП и представил его коллегам. Сейчас план принял форму программы деятельности на 2011 - 2015 годы. Определены три главные цели: содействие предпринимательству, повышение эффективности бизнеса за счет модернизации и активизация международного делового сотрудничества, поиск и развитие инновационных направлений. Мы с обновленным составом правления пришли к выводу, что нужно изменить структуру работы палаты. Во-первых, сократить количество комитетов с десяти до четырех: так появились комитеты по развитию бизнеса, защите бизнеса, инновациям и модернизации. Во-вторых, для более гибкого и эффективного решения вопросов целесообразно на базе комитетов формировать рабочие группы. Причем не постоянные, а временные: есть проблема - создана группа, решили - расформировали. Сегодня уже работают несколько таких групп, например, по модернизации сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса, энергоэффективности, повышению производительности труда. Возглавляют их члены правления или сами предприниматели, которые подняли ту или иную проблему. Это кардинально отличается от существовавшего ранее подхода, когда обсуждение происходило на уровне крупных предприятий, руководители которых в основном и входили в правление палаты. Сегодня мы привлекаем к работе рядовых членов нашей организации, которые демонстрируют уникальное знание ситуации в регионе и привносят свежие идеи. Но для этого таких людей должно быть много, и самое главное - они должны представлять самые разнообразные отрасли экономики, чтобы разговоры с чиновниками по каждой конкретной проблеме велись профессионально и аргументированно. У нас сегодня членами палаты являются 500 предприятий, а всего в Пермском крае работает более 20 тысяч предприятий и 80 тысяч индивидуальных предпринимателей. Сами видите, какой потенциал.

- В каких проектах бизнес уже сейчас может выразить свою волю и повлиять на экономическую среду региона?

- На базе комитета по защите бизнеса Пермской ТПП работает региональная комиссия по государственному дерегулированию - «Административная гильотина». Основной целью ее работы является уменьшение нормативных сроков оказания государственных и муниципальных услуг. Например, выдача лицензии занимает, условно говоря, 30 дней, а мы будем двигаться к 10 - 15 дням. В работе участвуют представители бизнеса и территориальных органов федеральной и региональной власти, администрации города Перми, депутаты Законодательного собрания Пермского края и Пермской городской думы, сотрудники прокуратуры. Мы благодарны структурам, которые пошли навстречу нашей инициативе: только при условии диалога административных органов с предпринимателями такой проект может состояться. Им, кстати, и принадлежит ключевая роль в работе «гильотины». Из бизнесменов будет сформирован пул экспертов, которые представят свой опыт прохождения тех или иных формальных процедур и оценят предложения органов власти по сокращению сроков их прохождения.

Но это только один из примеров. На самом деле любой предприниматель может и должен стать инициатором разрешения проблем, с которыми он сталкивается при ведении бизнеса. ТПП создана именно для представления интересов бизнеса.

- Но для этого требуется широкое представительство. С привлечением крупного бизнеса проблем, может, и не будет, а как вовлечь средние и малые компании?

- За четыре месяца, что я возглавляю организацию, в Пермскую ТПП вступило 40 предприятий, и мы рассчитываем продолжать активную работу, направленную на увеличение числа участников. Сделать это можно, на мой взгляд, только одним способом - показать, что такая организация выгодна предпринимателю, попросту говоря, содействует развитию его бизнеса. Никакими другими идеями предпринимателя не увлечь. Я ни в коем случае не рассчитываю на экстенсивный рост, он должен быть осознанным. Надо показать, что организация оказывает бизнесу действительно нужные услуги.

Это не значит, что все, что до этого наработано, надо обязательно менять. Например, центр защиты интеллектуальной собственности отлично себя зарекомендовал, его сотрудники помогли зарегистрировать более 600 товарных знаков, почти все знаки, узнаваемые на территории Пермского края, запатентованы этим центром. Сейчас, когда повышается роль нематериальных активов, ноу-хау, этот «конек» надо развивать.

Палата все 20 лет активно занималась сопровождением внешнеэкономической деятельности, и я не вижу смыла это направление закрывать, оно востребовано. Просто механизмы надо совершенствовать, что мы и делаем. Договорились с таможней создать «единое окно». Компания-импортер или экспортер, обратившись в палату, сможет воспользоваться полным спектром услуг, которые могут потребоваться (например, переводчиков, юристов), чтобы с минимальными временными затратами проходить таможенные процедуры. Это нужно, конечно, в первую очередь начинающему бизнесу, у которого нет опыта внешнеэкономической деятельности.

ТПП в настоящее время является наиболее эффективным для бизнеса инструментом налаживания межрегиональных и международных связей. Специалисты Пермской палаты отлично ориентируются на этих рынках. Что касается Урала, то, несмотря на определенную степень конкурирования и несхожести его территориальных единиц, рынки наших регионов представляют собой единое экономическое пространство, в котором есть место и для сотрудничества.

И, наконец, еще одно направление, которое мы прорабатываем, - развитие кадрового потенциала региона. К сожалению, ожидания работодателей часто не оправдываются. Существует ощутимый разрыв между знаниями, которые дают учебные заведения, и реальной работой. В Европе ТПП выступают координаторами таких проектов, и мы хотим этот опыт перенять. То есть вести качественную подготовку и переподготовку кадров в соответствии с потребностями бизнеса. Кроме того, в настоящее время реализуем проект «Золотая тысяча», с помощью которого будем развивать мотивацию молодых людей, студентов к открытию личного бизнеса. Цель - увеличение количества владельцев малых предприятий до тысячи собственников в год.

- Но ведь Пермская ТПП работает в системе торгово-промышленных палат России, где есть единые правила и инструменты. Считаете, что можно сделать революцию на отдельно взятой территории?

- Система функционирования института ТПП менее заорганизована, чем вы себе представляете. ТПП создаются в каждом регионе исключительно для реализации интересов локального бизнес-сообщества. И генеральной целью деятельности палат является содействие развитию экономики той территории, на которой она находится. Поэтому мы можем инициировать любые мероприятия, востребованные бизнесом. Мы видим первоочередные сферы для ведения бизнеса, превращаем это в проекты и реализуем их. Направления деятельности Пермской ТПП, которые я вам назвал, нашли поддержку в руководстве ТПП РФ. Некоторые из них получили для российской палаты статус «пилотных». А к этому Пермскому краю не привыкать. И если все получится, идеи могут быть реализованы и на федеральном уровне. Надо просто пробовать.

Но еще раз повторюсь: чтобы инициативы Пермской ТПП были эффективно реализованы, в этот процесс должно быть вовлечено как можно больше участников. Поэтому я призываю предпринимателей Пермского края не оставаться в стороне, а проявлять инициативу.

- Марат Рамилевич, как вы оцениваете масштаб стоящих перед вами сегодня задач?

- С моей точки зрения, задачи, которые я поставил для себя и своей команды, сами по себе велики. Мы сделаем из Пермской ТПП структуру, которая будет востребована у бизнеса и к которой будет прислушиваться власть.

Комментарии

Материалы по теме

Замутить движуху

Худсовет

Учиться не дышать

СОБЫТИЯ - 2010

Нужна консолидация общества

Ребрендинг Юревича

 

comments powered by Disqus