Танцуют все

Танцуют все

Екатеринбург подтверждает звание столицы российского современного танцаЕкатеринбург — столица российского современного танца» — давно звучит как констатация факта. Прошедший театральный сезон подтвердил его общим фоном: были премьеры, гастроли российских и зарубежных артистов. Но старейшие и авторитетнейшие екатеринбургские труппы, театр «Провинциальные танцы» и Танцевальная команда «Киплинг», премьерных спектаклей городу не представили, а на фестивале «Золотая маска» впервые за годы существования номинации «современный танец» в ней не было екатеринбуржцев. Не появилось и новых имен. Тем неожиданнее оказалось завершение сезона.

Первый аккорд взял Институт танца, показав спектакль живущей во Франции американки Каролин Карлсон. Мужское трио «Тигры в чайном домике» — образец профессионализма. Танцовщики из Японии, Китая и Кореи демонстрировали прекрасное владение как аутентичными азиатскими пластическими средствами, так и западными техниками. Свет, звук и сценография, выверенные до мелочей, радовали зрительский глаз непривычной для российского театра аккуратностью и эстетизмом. И лишь слабая тень подозрения не давала полностью предаться наслаждению: уж не азиатскую ли «клюкву» предлагает нам знаменитая Карлсон, собрав популярную восточную символику и оставшись при том холодно-отстраненной? Органичного сплава культур не случилось, зритель увидел стилизацию. Но очень высокого качества.

Премьера «Киплингов» спектакль «Чудесная отрава» — антипод «Тигров». В ответ на «их» продуманность и культурологическую грамотность — «наша» сценическая недоделанность. Бытование российских трупп, конечно, не сравнить с западным: если там, к примеру, свет для спектакля ставят неделю, то здесь, арендовав за собственные средства сцену на один день, танцовщики умудряются и свет поставить, и репетицию провести, и спектакль «прогнать». Но в случае с «Киплингами» небрежность — не только следствие суровых условий, это творческое кредо. Жаль: то, что выглядело естественно десять с лишним лет назад для молодых ребят, назвавшихся «командой», неуместно сегодня для труппы со сложившейся историей и вполне зрелого лидера — худрука и постановщика спектакля Наталии Левченко. И все же спектакль получился, сложив в единое целое и яркую сценографию, и взаимодействие с залом, и жизнеутверждающую идеологию, которую «Киплинги» постулируют в программке, цитируя тезку Редьярда «Мир так хорош и так широк, гляжу — и все не наглядеться!».

Екатеринбургский филиал Государственного Центра современного искусства представил проект VIDEODANCE: лучшие работы с голландского фестиваля «Cinedance». Программу презентовала Жанин Дайкмайер, директор фестиваля. Цифровая и рисованная анимация соседствовали с почти традиционным драматургическим кинематографом, а в качестве танцующих субъектов кроме людей выступали абстрактные фигуры, видеокамеры и, например, трамплин для прыжков в воду. Сплав кино, танца и возможностей современных видеотехнологий — давняя западная «забава», позволяющая на стыке жанров создать интеллектуально доступное зрелище.

Самую, пожалуй, значимую и перспективную программу представил Гуманитарный университет — единственное учебное заведение в стране, где существует факультет современного танца. Ольга Пона, челябинский хореограф, неоднократный лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», показала один из последних спектаклей «Немного ностальгии»: работу позападному техничную и пороссийски теплую, даже китчевые березки осмыслены и оттого уместны. По меткому замечанию ректора ГУ Льва Закса, «очень тарковский спектакль». Во втором отделении с авторскими миниатюрами выступили ученики Пона, пятикурсники. Работы студентов обнадеживали сочетанием свежести мышления и знания профессии.

Две недели, сверхнасыщенные событиями, добавили оптимизма в сегодняшнюю «картину мира» екатеринбургского танца. В городе существует система институций, каждая из которых курирует свой сегмент танцевального поля, есть наработанные годами контакты, российские и зарубежные, которые позволяют зрителям быть в курсе мирового танцевального процесса, а студентам — учиться у лучших педагогов. И новые звезды будут восходить, потому что именно здесь их обучают профессии. В этом Екатеринбург первый и пока единственный.

Комментарии

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия

 

comments powered by Disqus