Прорвемся?

Прорвемся?

 Фото - Андрей Порубов
Фото - Андрей Порубов
В энергетике дело дошло до оперативных решений. Еще в декабре минувшего года глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, сообщая об энергодефиците, грозящем остановить экономический рост в стране, сравнивал себя с «вопиющим в пустыне». Но уже в мае на конференции «РАО — открытая компания» он отметил, что после необычно холодной зимы произошло качественное изменение: «Все поняли — либо мы сумеем выработать внятную долгосрочную стратегию немедленного разворачивания инвестиций, либо страна окажется в качественно новой ситуации со сложнейшим списком проблем». Изначальная цель реформы электроэнергетики — обеспечение притока средств в отрасль — неизменна, подчеркнул глава РАО, но тактика требует пересмотра. Его суть: масштабное привлечение вложений не по окончании реформы, а в ходе ее завершающего этапа. Для запуска инвестиционной программы необходимы решения как совета директоров РАО, так и правительства РФ. Последнего реформаторы с нетерпением ожидали.

На недавней селекторной телеконференции с руководителями дочерних компаний РАО «ЕЭС России» Чубайс заявил: заседание правительства 7 июня и предрешившее его исход заседание у президента России в Ново-Огарево, прошедшее накануне, определили стратегию РАО ЕЭС. Решен главный вопрос — разворачивание инвестиционного процесса. Оно пойдет в невиданных темпах и масштабах. Это новая доминанта российской энергетики на ближайшие два с половиной года. В программе на 2006 — 2010 годы, разработанной РАО ЕЭС совместно с министерством промышленности и энергетики РФ и представленной правительству, указан общий объем ввода новых мощностей — 21 800 МВт (в том числе 1000 МВт обеспечат атомщики). Ежегодные вводы должны более чем в шесть раз (!) превзойти уровень 2000 — 2005 годов. Готова ли к этому энергетика? В компаниях в крайней спешке тачаются инвестиционные планы. Иначе «опасения, что недоразвитие энергетики может стать реальным фактором, ограничивающим темпы экономического роста», о которых говорил президент, еще как подтвердятся. Цена программы (вместе с атомной) — 2,4 трлн рублей.

В основу программы положен базовый принцип финансирования: частные инвестиции в максимально возможном объеме привлекаются в развитие генерации, прежде всего тепловой и гидро. Анатолий Чубайс: «Государственные средства — для финансирования федеральной целевой компании, частично для гидроОГК и Системного оператора. Давний принцип концепции реформирования — частная и конкурентная генерация и контролирование государством инфраструктурных секторов (диспетчерского и сетевого комплексов) — поддержан президентом и правительством России». Однако гораздо большее значение, полагает глава РАО, имеют собственные средства межрегиональных генерирующих и сетевых компаний, а также способность этих предприятий привлекать кредитные ресурсы: «Это прорывная программа. Все профессиональные энергетики прекрасно понимают, что ничего подобного не происходило. Она не исчерпывается пятью годами. У нас есть оценки, расчеты и источники финансирования, которые мы должны использовать для того, чтобы создать задел на ввод 38 тыс. МВт в 2011 — 2015 годах. Это в 1,5 раза больше вводов периода 2006 — 2010 годов. Таким образом, инвестиционная машина будет разворачиваться год за годом».

Расписание «полетов»

Анатолий ЧубайсЧто делать, чтобы детально продуманный замысел стал реальностью? Глава РАО обозначает четыре главные задачи топ-менеджмента региональных компаний на ближайшие месяцы. Прежде всего с 1 августа будет запущен рынок «на сутки вперед». Это важнейшее изменение в конфигурации энергорынка: наконец-то прорисуется целевая, конечная конструкция реформирования. Многие генерирующие компании, готовясь к этому, активно участвовали в имитационных торгах. В дальнейшем уже никаких крупномасштабных преобразований, сопоставимых с этим, не планируется.

Второе важное событие — также с 1 августа весь традиционный классический ФОРЭМ будет преобразован в систему двусторонних договоров. Это означает, что и тарифы, и объемы по ним будут устанавливаться так называемым регулятором. Эта конструкция станет основой рынка. С введением договоров, подчеркивает Чубайс, РАО добивает мучительную проблему накапливания стоимостного дисбаланса, который приближается к 20 млрд рублей и держит за горло некоторые компании холдинга. С 1 августа дисбаланс накапливаться не будет.

Третье — не менее, а может, и более важное, чем два первые: запуск IPO. Предполагается, что состав первого «отряда космонавтов» из трехчетырех межрегиональных генерирующих компаний 23 июня одобрит совет директоров РАО. К четвертому кварталу этого года должна быть сформирована вторая очередь компаний. В РАО полагают, что масштабный шаг будет сделан именно в 2007м. IPO для корпорации станет ведущим способом привлечения частных инвестиций.

Еще один способ — создание дочерних и зависимых обществ, внесение туда активов, в том числе недостроенных или достраивающихся станций, и получение от инвесторов финансовых ресурсов на их завершение.

Технология РАО привлечения средств ставит во главу угла самого инвестора, исходит из его предпочтений. Допустим, инвестор говорит: хочу достроить на станции такой-то еще один блок, готов вложиться и газ туда завести. РАО будет конфигурировать такие проекты так, чтобы они были комфортны для инвестора. В этой же логике оно начнет отбирать проекты. Если в холдинге увидят, что есть спрос на IPO, что акции вполне прозрачных для акционеров энергокомпаний хорошо котируются на фондовых рынках, а во главе их действует сильный менеджмент, значит, уверенное движение в сторону IPO будет.

Событие четвертое, давно запланированное, — реорганизация РАО «ЕЭС России» до конца этого года. Из головной компании будет выделена одна или две генкомпании.

Конспект завершающей стадии

Кроме того, РАО принято восемь принципиальных решений, касающихся завершающей стадии реформы (2007 — 2008 годы). Первое: с 1 января начнется и будет ежегодно нарастать либерализация оптового рынка электроэнергии в части двухсторонних договоров. Диапазон либерализации (доля двухсторонних договоров, которые будут шаг за шагом выводиться из регулируемых в свободные) — от 5 до 15% рынка. Внутри его определяется конкретная цифра либерализации на год. План 2007го: преобразовать из регулируемых в свободные 5% договоров.

Второе: с 1 января вступит в силу право выхода из регулируемых двухсторонних договоров. Иными словами, если участники договора условились на приемлемых друг для друга основаниях о том, что они вообще уходят изпод регулирования, оно их не устраивает, то такое право им предоставят. Третье: трехлетние договоры. Руководство холдинга будет добиваться, чтобы с 1 января двухсторонние договоры частично становились долгосрочными.

Четвертое важнейшее решение касается розничного рынка: до 1 августа этого года будет выпущен документ, формулирующий его правила, а с 1 января будущего года он начнет функционировать. Документ обширный, много чего меняющий, начиная со статуса гарантирующего поставщика (он наконец-то будет внятно регламентирован, что даст игрокам рынка большую свободу действий и определенность), заканчивая не менее важным вопросом о трансляции цен оптового рынка на розничный. Это принципиальное положение. Анатолий Чубайс на нем настаивает с самого начала: «Мы не можем создать ситуацию, когда оптовый рынок либерализован, а розничный зарегулирован — это будет означать неизбежную катастрофу с последующими тяжелейшими событиями для всех».

При этом полагается, что тарифы для населения будут попрежнему регулироваться. РАО надеется получить средства из федерального бюджета на перекрестное субсидирование. Называемая сегодня цифра значительна (19 млрд рублей) и включает межрегиональное субсидирование.

Это пятое решение. Почему-то лишь шестым пунктом завершающей стадии реформы назван рынок мощности: «Мы должны очень плотно включиться в эту проблематику, — говорит глава РАО, — продумать ее во всех аспектах, чтобы в будущем году он у нас понастоящему начал работать. То же касается и седьмого пункта — рынка системных услуг».

Завершает преобразования вторая реорганизация РАО «ЕЭС России» в 2008 году.

В отличие от первой она пойдет через не выделение, а разделение компании на бизнессоставляющие.

Многое из того, что Чубайс рассказал региональному энергетическому топ-менеджменту, — не новость. Но прежде это были замыслы и предложения руководства РАО, а с 7 июля — это политическое решение президента страны и российского правительства. Почувствуйте разницу.

Что означают перемены прежде всего для генерирующих компаний? Пора расходовать средства на разработку ТЭО инвестиционных программ. То же касается и сетевых организаций. Они должны реализовывать только сбалансированную с точки зрения топлива инвестиционную программу. Анатолий Чубайс договорился с главой Газпрома Алексеем Миллером, что «в этой стратегии принимается принцип роста абсолютного объема потребления газа при сокращении удельного веса потребляемого газа на электростанциях. Принцип разумный и правильный, мы убедили наших коллег из Газпрома, что именно в этой логике и нужно продвигаться дальше».

Программа на 2006 — 2010 годы сбалансирована и в региональном разрезе (от Дальнего Востока до Калининграда), и по источникам финансирования (соотношению частных и государственных). Отрасль вступает в завершающую — инвестиционную — фазу реформирования. Это означает перевод всей энергетики страны в качественно новое состояние.

Комментарии

Материалы по теме

Сбыт не приходит один

Игра в разгаре — правил нет

Соглашение между РАО ЕЭС России и Курганской областью подписано

Энергетики определились с планами

Меткомбинатам не хватает энергии

Еще можно договариваться

 

comments powered by Disqus