Гнутый профиль

Гнутый профиль Объем продаж у металлоторговцев сократился вдвое сильнее, чем производство у металлургов. Лидеры падения - сортовой и листовой прокат, стабильнее всего продаются трубы.

Восстанавливающийся рынок металлов попал под пристальное внимание промышленников и правитель­ства (в фокусе которого находится до сих пор) в конце первого квартала 2010 года. Тогда крупнейшие потребители металлопродукции, среди которых АвтоВАЗ и Уралвагонзавод, выразили недовольство скачкообразным ростом внутренних цен на металл и обратились в государ­ственные контролирующие структуры (в том числе в Федеральную антимонопольную службу) с просьбой об урегулировании ценовой ситуации (подробнее см. «ФАС встала на пути роста цен», «Э-У» ­№ 21 от 31.05.10).

Структура продаж металлопродукции в 2009 годуМеталлурги-производители объясняли рост цен не жаждой наживы, а повышением стоимости железной руды и коксующегося угля на международном рынке. «Сегодня цена на сырье выше, чем в докризисном 2008 году. Если в первом квартале мы отработали с рентабельностью 15 - 18%, то сегодня это повышение дало рост себестоимости на 40% и привело к снижению рентабельности. Мы вынуждены поднимать цены, иначе окажемся в минусе», - рассказывает председатель совета директоров ММК Виктор Рашников. Подтверждением слов отечественных сталелитейщиков служит общемировой рост цен на сталь и прокат.

Так или иначе, ситуация на рынке металлов с началом 2010 года стала приходить в движение. А ведь весь 2009 год прошел для металлургов в состоянии стагнации и депрессии - об этом говорят как официальные цифры, так и данные очередного ренкинга металлоторговых компаний, составленного аналитическим центром «Эксперт-Урал».

Сжались в два раза

По итогам 2009 года металлургическое производство на территории Урало-Западносибирского региона сократилось на 20% в сравнении с 2008-м. Металлурги наравне с машиностроителями стали главными страдальцами кризисного сокращения реального производства (хуже дела обстояли только у производителей цемента и стройматериалов, но в строительстве проблемы начались еще до массового обвала в промышленности).

Участники нашего ренкинга свидетельствуют о еще большем сокращении металлургического рынка в регионе, нежели рапортует официальная статистика: по их данным, объем рынка металлопродукции в натуральном выражении за год просел на 35 - 40%, а в денежном выражении - в два раза. Пессимистичней всего в оценках директор ООО «Тримет» Вячеслав Гройсман: по его данным, рынок металлопродукции в Тюмени сократился на 60%.

Отметим, что о сокращении активности на рынке свидетельствуют и косвенные показатели. Так, в нашем ренкинге по итогам 2007 года участвовали 20 компаний, по итогам 2008 года - 17, а результаты деятельности в 2009 году согласились предоставить лишь 11.

Разницу между падением производства, отслеженным статистикой, и средней выручкой металлоторговцев, оцененной участниками ренкинга, думается, можно объяснить следующими процессами. Многие металлургические предприятия вынуждены были сохранять объемы производства: затраты на запуск погашенной печи выше издержек на изготовление лишней продукции. Металлотрейдеры же, наоборот, всеми силами старались распродавать складские запасы, минимизируя издержки на хранение продукции. Компании сокращали число складских помещений. Металл­инвест даже закрыл филиалы в Ижевске, ЕвразМеталл Урал сократил филиал в Перми. У этих же компаний снизилось число складских помещений. Поэтому, кстати, доля продукции, реализованной прямыми поставками конечным потребителям с заводов-изготовителей, в 2009 году упала на 13%.

Изменение объемов продаж в 2009 годуПо данным нашего ренкинга, больше всего просели по продажам метизы (на 63%). Также серьезно пострадал сортовой и листовой прокат (минус более 40% по каждой позиции), а это самые весомые категории в суммарных объемах продаж участников ренкинга: на них приходится 60% и 25% соответственно. Объяснение очевидно: основные отечественные потребители - инвестиционное промышленное и гражданское строитель­ство, машиностроение - весь 2009 год демонстрировали самый глубокий спад.

В плюсе, по нашим данным, оставались только продажи труб (увеличение на 13%). Однако мы бы не стали распространять этот позитив на весь трубный рынок: положительное значение по выборке, по большому счету, определено показателями одной компании - ООО «Чермет-сервис». Как рассказал начальник управления маркетинга компании Денис Лыкошев, в 2009 году развитию трубного направления в компании уделялось значительно больше внимания, чем в предыдущие годы. Был увеличен рекламный бюджет, компания активно участвовала в выставках и конференциях, занималась поиском и привлечением новых покупателей, в том числе по экспорту.

Тем не менее трубный сегмент - действительно самый устойчивый. Причина проста: его заказчики в основном связаны с нефте- и газодобычей. А это остров стабильности в отечественной промышленности.

Самая распространенная стратегия, которую используют металлотрейдеры, чтобы справиться с сокращением спроса в основных сегментах (сортового и листового проката), - увеличение ассортимента продукции и диверсификация видов деятельности. Однако кризис не стал препятствием и для расширения собственной производственной базы. Так, Металлинвест увеличивает мощности выпуска сварной балки и уже в 2010 году открыл новый завод металлоконструкций.

Дальше только рост

Изменение ключевых показателей деятельности в 2009 годуВ планах на грядущий год участники ренкинга осторожны, стремительного восстановления рынка они не ожидают. В среднем повышение цен прогнозируется на уровне 20 - 25% к значениям 2009 года, однако рост будет связан с удорожанием себестоимости сырья и реальные объемы продаж увеличатся не более чем на 15%.

Максимальный подъем в текущем году ожидают в компании «Тримет»: практически восстановление рынка до показателей 2008 года (рост объемов продаж не менее чем на 30% к 2009 году). Вячеслав Гройсман полагает, что результаты первого квартала 2010 года свидетельствуют о такой возможности.

На наш взгляд, выгодная ценовая ситуация складывается на рынке цветных металлов. (К сожалению, трейдеры, занимающиеся прокатом цветных металлов, в ренкинге этого года почти не представлены.) Например, в конце первого квартала 2010 года стоимость меди на мировом рынке металлов впервые вышла на докризисный уровень: в марте цена металла на Лондонской бирже превысила 7 тыс. долларов за тонну. Аналитики прогнозируют, что в 2010 году стоимость меди перевалит за 8 тыс. долларов, а фундаментальные факторы обеспечат плавный рост цен вплоть до 2012 года (по данным лондонского аналитического и консультативного агентства GFMS). Это в первую очередь благоприятно скажется на трейдерах, а на производителях отразится с запозданием - они отгружают продукцию преимущественно по долгосрочным контрактам.

В подготовке материала принимала участие Елизавета Коновалова

Дополнительные материалы

Рейтинг металлоторговых компаний Урало-Западносибирского региона по итогам 2009 года

Комментарии

Материалы по теме

От слов к делу

Там, на неведомых дорожках

УГМК ставит на цинк

Железный потоп

Учиться не дышать

Больше, но дешевле

 

comments powered by Disqus