Как Внутренний Урал сделать внешним

Как Внутренний Урал сделать внешним Урал - трудовой индустриальный регион. Это и есть наш символический капитал, который нужно заново художественно осмыслить и сделать уникальным фактором конкурентоспособности территории.

Уралу остро не хватает актуальных и сомасштабных художественных образов, раскрывающих ценности современного человека и общества - тех, кто живет здесь и сейчас. Набор историй, включенных в символический ряд отождествления региона как уникального места на границе Европы и Азии невелик: от заводской мифологии Бажова через «опорный край державы» к русской голгофе - месту убийства русского царя. На вопрос «что такое уральское» мы часто не знаем, что ответить. По выражению уроженки Урала писателя Ольги Славниковой, «гений этого места лукавит и ускользает». Современное искусство как наиболее острая форма художественного отражения действительности дает свой ответ в проекте «Внутренний Урал».

«Внутренний Урал» - исследовательский проект, начавшийся с желания создать своеобразный архив уральского современного искусства с 1990-х до сегодняшнего дня. Он обозначил проблему региональности - поиска и визуализации идентичности, определенной, а возможно, и осознанной замкнутости на себе, как художественной, так и территориальной.

Выставка, показанная в апреле в Санкт-Петербурге, а сейчас на фестивале современного искусства «Живая Пермь», осенью будет представлена в Екатеринбурге. Но уже сейчас ее архивно-исследовательская составляющая заставляет размышлять о регионализме и глобальности современного искусства. Образы, созданные художниками, интереснее и глубже официально используемой властью и рекламным бизнесом традиционной символики. Оцените нежное и романтичное восприятие брутально-индустриального пространства: уральский ангел Леонида Тишкова бродит по заснеженным просторам; заводы как гигантская машина по производству облаков у Дэн Марино. Или романтичное видео Олега Лысцова: кораблик, рассекая волны, плывет по водной глади, а она оказывается лужей в тагильском карьере - неизбывная мечта о море, которое ищешь и находишь даже в капле...

Алиса ПрудниковаО «Внутреннем Урале» и внешнем продвижении региона мы говорим с куратором проекта и директором Екатеринбургского филиала ГЦСИ Алисой Прудниковой:

- Что такое проект «Внутренний Урал»?

- Попытка уйти от всеохватности к формулированию того, что представляет собой уральское искусство. Для меня очень важна такая характеристика уральской идентичности, как ускользание, погруженность в себя и нахождение себя не вовне, а внутри. Это процесс глубокого символического осмысления территории, нетривиальность которого может стать инструментом формирования имиджево-политических решений.

- В самом названии проекта слышна региональная замкнутость. Или оно отражает особенность нашего современного искусства: неумение и нежелание выйти вовне?

- Выставка, как любой художественный проект, подмечает общие процессы. Суть ее в том, чтобы рассказать некую историю. Очень важно собрать с художниками все мифы и их интерпретации. Потому что любая региональная институция двигается через проблему места к освоению более широких горизонтов, осмысляя и узаконивая современное искусство в конкретном пространстве, чтобы пойти дальше.

- А как вы оцениваете сегодняшнее состояние современного искусства в регионе?

- Расцвет современного искусства в Екатеринбурге, например, пришелся на середину 90-х годов. Тогда в зените были такие люди, как Букашкин, Курицын, Шабуров, они организовывали массу выставок, конференций, проектов... Очень много для создания образа места, «бурлящего культурой», сделали уральский рок и наши знаменитые коллективы contemporary dance. Сегодня динамики в развитии нет, но идут другие процессы - систематизации, упорядочивания, формирования и закрепления статуса. Работают филиал Государственного центра современного искусства, факультет искусствоведения и культурологии в Уральском госуниверситете - один из самых сильных в России, академия современного искусства, готовящая менеджеров для культуры. В Челябинске и Нижнем Тагиле ситуация сложнее, но и там есть сильные художественные инициативы. Челябинская галерея «Okno» уже более десяти лет занимается продвижением современного искусства, с прошлого года там появился еще и НЕТ-фестиваль видеоарта и анимации, инициированный молодежью. Нижний Тагил всегда был известен живописной абстрактной школой, рожденной в недрах художественно-графического факультета Педагогической академии.

Для активного и полноценного процесса этого, конечно, мало. Не хватает сетевых взаимоотношений, единого культурного пространства, связывающих художников, институции и проекты. Когда местным художникам будет с кем себя сравнивать, когда появится дискуссионное поле, тогда и можно начинать говорить о культуре как факторе, двигающем смыслы, а не только индустрию развлечений.

- Насколько по силам современному искусству стать смыслообразующим фактором в ребрендинге региона?

- Сложился стереотип: Урал - трудовой регион без культурных изысков. Однако в культурный европейский контекст вписываются не города, а имена. И то, что мы трудовой индустриальный регион - наше богатство, и прежде всего культурное. Это и есть наш символический капитал, который нужно заново художественно осмыслить, сделать его фактором конкурентоспособности и уникальности региона. В прошлом году мы запустили программу «Уральские заводы: индустрия смыслов», в основе которой беспрецедентное для Екатеринбурга и региона взаимодействие современного искусства и промышленности. В 2010-м планируется проведение Первой Уральской индустриальной биеннале современного искусства с участием как местных авторов, так и ведущих художников мира. Мне кажется, именно этот проект позволит искусству «внутреннего Урала» стать внешним, сделать Екатеринбург точкой на карте мира.

- Что мешает этому?

- Чтобы Урал стал местом художественной активности, необходим приток новых людей, сил, постоянный обмен с художниками других мест и технологий. Пространство пока остается ненасыщенным.


Комментарии

Материалы по теме

Возвращение*

Всей семьей за драконами

Невыносимая сложность бытия

Ушла в народ

Как нам заработать на культуре

Музей третьего тысячелетия

 

comments powered by Disqus