Время сжимается

Время сжимается Андрей ВолковВ условиях кризиса московская школа управления «Сколково» делает ставку на обучение быстрому принятию решений. Стратегический приоритет - широкое международное взаимодействие - не меняется.

B мае в Екатеринбурге прошел очередной Российский экономический форум, активное участие в котором приняла московская бизнес-школа «Сколково». Ректор школы Андрей Волков и директор института исследования инфраструктурных отраслей «Сколково» профессор Алан Кантроу провели семинар для представителей регионального бизнес-сообщества и презентовали первую в России программу очного МВА. О стратегии развития школы, рынке бизнес-образования и будущем Уральского федерального университета мы поговорили с Андреем Волковым.

- Что изменилось для «Сколково» с наступлением экономического кризиса?

- Стратегически - ничего, тактически кое-что изменилось. Рынок, на котором мы работаем, сильно сжался, грубо говоря, вдвое. Компании переживают шок и резко сокращают бюджеты на рекламу, ИТ, персонал. Образованием жертвуют в первую очередь. Но на наши стратегические планы это не влияет: мы не живем сейчас тем кэшем, который зарабатываем. Поскольку мы сильно рыночно ориентированная структура, приходится пересматривать планы по количеству программ Executive Education. Труднее идет набор на длинные программы, которые мы открываем в сентябре: люди стали осторожнее относиться к крупным инвестициям. Мы собирались набрать 60 человек, а сейчас хорошо, если будет 45.

- В США резко увеличился набор на программы очного МВА. В России подобного не наблюдается?

- Нет, и это свидетельствует о незрелости нашего рынка образования. В США все просто: нет работы - пошел учиться, есть работа - зарабатываешь. На Западе человек понимает, что нужны инвестиции в себя.
У нас если нет работы, все ищут другую работу. Думаю, со временем и в нашей стране ситуация изменится.

- Структурно рынок бизнес-образования меняется?

- Очень медленно. Пока что на рынке главное - не квалификация, а диплом. Но все больше и больше людей будут внимательнее смотреть, на что они тратят деньги.

- Преподаватели-бизнесмены находят время для работы в вашей школе?

- В executive-программах по-прежнему участвуют не менее 50 президентов и вице-президентов компаний. Я не называю их преподавателями: скорее они делятся опытом, дают мастер-классы, это своего рода живые кейсы. В этом смысле у нас классического преподавания нет, да оно и не требуется сегодня: если кому-то нужна информация, она есть в интернете.

- Недавно стало известно, что Российская экономическая школа (РЭШ) разместится в вашем кампусе. Это связано с кризисом?

- Никоим образом. Просто мы считаем, что РЭШ дает лучшее экономическое образование в стране, мы в свою очередь претендуем на качественное управленческое образование. Чтобы не развивать все направления самим, мы построим своего рода симбиоз. РЭШ возьмет у нас управленческую часть, мы у них - экономическую.

- Кризис меняет ваши программы?

- Конечно. С одной стороны, все тематики, которые нужны бизнесу, - проектное управление, искусство ведения переговоров, корпоративные коммуникации - никуда не делись, и кризис в их составе ничего не изменил. Но он заострил внимание на скорости принятия решений, и мы все программы двигаем в эту сторону. Основной вопрос - как управлять бизнесом в условиях, когда сжимаются ресурсы и возможности. Но ключевые компетенции нужны в любой экономической ситуации: я, честно говоря, не совсем понимаю, что такое «антикризисный менеджмент». Настоящий менеджмент всегда антикризисный.

- Ваша программа предполагала стажировку на быстрорастущих рынках. Разве они остались?

- Никуда не делись. Мы ни на йоту не поменяли программу МВА. Более того, по-прежнему считаем очень важным звеном стажировки в Китае, Индии и США. Что такое «быстрорастущие рынки»? Это просто экономическая метафора, которая значит, что экономические и культурные миры Китая, Индии, Бразилии, арабских стран определят картину экономики в ближайшие годы. Мы не можем замкнуться на себе.

Вот сейчас идет дискуссия об Уральском федеральном университете. 25 лет назад мы могли бы позволить себе сказать: давайте осмотримся, локализуемся, стянем усилия, забудем про американцев и китайцев и будем двигаться. Сейчас мы не можем принимать решения по этому университету без учета международного контекста. Университет никогда не будет значимым образовательным институтом вне этих рамок. Должны быть иностранные студенты, преподаватели, программы на английском языке: это трудно, но нужно.

- Почему, кстати, разработку концепции Уральского федерального университета в Екатеринбурге поручили вашей школе?

- Очень просто. Во-первых, мы изначально позиционируем «Сколково» как международную структуру, пока в нашей стране все играют в локальную игру. Во-вторых, наша школа вынуждена быть инновационной, мы не можем повторить модель Гарварда или МГУ и должны искать новые пути. Наконец, мы имеем прямую коммуникацию с правительством и можем донести некоторые идеи непосредственно до власти.

- Другие образовательные проекты вы ведете?

- Самый крупный - разработка Российского олимпийского университета в Сочи. Это профессиональная школа управления в области спорта, которая подготовит новое поколение людей, управляющих школами, клубами, спортивными организациями. Под разработки мы создали два исследовательских центра.

- Ваш личный прогноз: как долго продлится кризис?

- Некоторые тренды (если взять металлургию, перевозки, нефтянку) показывают, что мы сейчас всего на 20 - 30% ниже уровня прошлого года, то есть падение уже не в разы. Если это продолжится, то мы скоро выплывем. Но в любом случае мне кажется, сейчас вся система мировых отношений переживает глубокую трансформацию. От экономики ожиданий мы перейдем к реальной экономике. Это займет долгое время, хотя обычные люди этого не заметят: они откажутся от роскоши, но сильного удара не будет. Трансформация продлится 5 - 10 лет: это не столько мой прогноз, сколько личное убеждение.


Комментарии

Материалы по теме

Погружение с Галаниным

Руки растут от головы

Постный день

Рациональное мышление — на свалку

Инвестируем в умы

 

comments powered by Disqus