Отдам шкаф со скелетом

Отдам шкаф со скелетом Непрозрачность лизинговых компаний может стать одним из основных тормозов консолидации отрасли. На рынке уже есть схемы, альтернативные продаже лизинговых портфелей.

Сам по себе рост дебиторской задолженности для лизинговых компаний, имеющих достаточно собственных средств, не так страшен: они могут взять передышку и определенное время заниматься лишь обслуживанием текущего портфеля. Гораздо сложнее приходится игрокам, имеющим высокий уровень долговой нагрузки, прежде всего в виде банковских кредитов. Многие банки не только не готовы выдавать новые кредиты лизинговым компаниям, но и подняли ставки по уже открытым кредитным линиям. В этой ситуации несколько крупных компаний федерального уровня публично заявили о том, что готовы вести переговоры о покупке части портфелей других лизинговых компаний, испытывающих временные трудности. Коммерческий директор Национальной лизинговой компании Геннадий Белоусов считает, что существуют альтернативные способы выживания региональных лизинговых компаний.

- Геннадий Вячеславович, какие проблемы испытывают лизинговые компании и стоит ли ожидать консолидации рынка?

- Консолидация неизбежна, но в этой связи основная проблема - низкий уровень доверия к покупаемому бизнесу. Лизинговые компании - это посредники на рынке финансовых услуг. Они стоят между крупным капиталом в лице банков или частных инвесторов с одной стороны и лизингополучателями с другой. Когда речь идет о покупке лизингового бизнеса, приходится анализировать не только взаимоотношения лизинговых компаний и их клиентов, то есть собственно качество лизингового портфеля, но и уровень финансового менеджмента покупаемой лизинговой компании. Для покупателя низкий уровень финансового менеджмента влечет за собой скрытые риски - «скелеты в шкафу», причем как всей лизинговой компании, так и части портфеля. Основная сложность при покупке лизингового бизнеса - непрозрачность: сложно понять, что именно ты покупаешь. В качестве консолидаторов рынка будут выступать компании, имеющие хорошую информационную и техническую базу, а главное - источники финансирования.

- Что представляет собой основной актив в этом бизнесе?

- Основной актив любого бизнеса - клиенты. Отсюда и растут главные противоречия. С одной стороны, лизинговая компания хочет избавиться от низкодоходных и плохо обслуживаемых договоров, получить дополнительную плату за хорошего клиента и таким образом сохранить бизнес. С другой - покупатель желает купить крупную сделку с финансово устойчивым клиентом, возможно, всего одну, но самую лучшую: которую легко проанализировать, прозрачную и с дисконтом.

Однако в период экономической нестабильности оценить финансовое состояние отдельного клиента, да и лизингового портфеля в целом, очень сложно. Любой клиент, дисциплинированный сегодня, завтра может стать неплатежеспособным.

- Можно ли снять эти противоречия?

- Мы считаем, что выходом может быть не продажа портфеля, а передача его в управление другой лизинговой компании, которая в данной ситуации будет выступать исключительно в роли оператора. Такой вариант наиболее интересен для лизинговых компаний, желающих сохранить бизнес, но понимающих, что они не способны это сделать в нынешних финансовых условиях. Передача портфеля в управление позволяет резко сократить затраты на персонал, на аренду офиса. Кроме того, компания-оператор может продать часть портфеля. Например, если продавец решил сконцентрироваться на финансировании малого бизнеса, в этом случае сделки с корпоративными клиентами становятся непрофильными и от них целесообразно избавиться, а оставшимся договорами продолжать управлять либо до завершения срока сделок, либо продолжить сотрудничество на условиях аутсорсинга.

Мы себя на данный момент видим именно в роли компании-оператора, которая за определенное вознаграждение берет в управление не несколько избранных сделок, а весь портфель вне зависимости от его качества и размера договоров. Во время работы с портфелем оператор может проверить финансовую дисциплину лизингополучателя, оценить добросовестность сделок, проверить взаимодействие со страховыми компаниями и банками. Когда эта работа будет завершена, он предложит потенциальному покупателю бизнеса проверенный и достаточно хорошо структурированный портфель. Таким образом, появляется посредник, максимально снимающий риски с покупателя.

- Как вы считаете, кто может сейчас выступать в качестве возможных клиентов компании-оператора?

- Мы выделяем два основных типа. Первый - это лизинговые компании, которые хотят сохранить бизнес, сократить расходы и дождаться окончания кризиса, второй - компании при дилерах автомобилей, оборудования, которые создавались с целью увеличения продаж за счет лизинга, вошли в этот бизнес и вынуждены теперь заниматься непрофильной для себя деятельностью по работе с дебиторской задолженностью. Второй тип - покупатели лизинговых портфелей, для которых оператор проводит предварительную работу по оценке качества текущих сделок, лизингополучателей, документов и т.п.

- У вас уже есть опыт управления портфелем? Какие сложности могут возникнуть?

- На данный момент под нашим управлением находится несколько юридических лиц, которые ведут лизинговую деятельность. По первому опыту мы видим, что самый важный вопрос - взаимное доверие всех участников процесса.


Комментарии

Материалы по теме

Без возврата

Сделайте мне лицо

Рубль — здесь, рубль — там

Аналитический центр «Эксперт-Урал» начал сбор данных для ежегодного рейтинга лизинговых компаний

 

comments powered by Disqus