Урал получит то же, что имеет мир

Урал получит то же, что имеет мир

 Эндрю Крэнстон
Эндрю Крэнстон
КPMG International — крупнейшая международная сеть фирм по оказанию аудиторских и консультационных услуг. Офисы KPMG предоставляют услуги по налоговым и финансовым вопросам в более чем 717 городах и 148 странах мира. В штате KPMG работают около 94 тысяч сотрудников. В 1990 году в России открыто постоянное представительство компании, а в 1992-м образована российская аудиторская фирма ЗАО «КПМГ». Недавно в Екатеринбурге открылся Уральский региональный центр ЗАО «КПМГ». Это четвертое российское подразделение, после московского, питерского и нижегородского. Партнер KPMG и глава отдела аудита этой фирмы в России и СНГ Эндрю Крэнстон отвечает на вопросы «Эксперт-Урала».

— Каковы общие итоги 2004 года для рынка аудиторских и консалтинговых услуг России?

— Зафиксирован значительный рост, который затронул все отрасли экономики. Если обобщить данные различных исследований, то можно увидеть, что за год объем российского рынка аудита и консалтинга вырос на 30 — 40%. Уточню, что под консалтингом я имею в виду все виды услуг, включая разработку бизнес-стратегий, совершенствование организационной структуры, корпоративного управления, финансового менеджмента, а также услуги в области информационных технологий. По нашим данным, сегодня рынок консалтинга составляет 500 — 600 млн долларов.

— Какие виды консалтинговых услуг пользуются повышенным спросом?

— Для нас очевиден рост по двум направлениям. Первое относится ко всему, что связано с вопросами корпоративного управления. Стимулом для роста здесь является, во-первых, необходимость для многих российских компаний привести свои системы корпоративного управления в соответствие с лучшими образцами мировой практики, а во-вторых, их желание получить листинг на зарубежных фондовых биржах. В первом случае можно говорить об изменении позиций акционеров крупных финансово-промышленных групп, которые теперь стремятся отойти от решения оперативных вопросов и пытаются создавать у себя современные эффективные системы корпоративного управления.

Второе ключевое направление, стимулирующее спрос, относится к услугам, связанным с финансовым менеджментом. Многие российские компании составляют финансовую отчетность в соответствии как с российскими принципами бухгалтерского учета, так и с международными стандартами (МСФО или ОПБУ США). Среди компаний наблюдается спрос на услуги по гармонизации этих систем корпоративной отчетности. Мы отмечаем растущую потребность на подготовку персонала компаний по вопросам финансового менеджмента и, конкретно, применения методов МСФО.

Необходимость подготовки отчетности в более сжатые сроки и на более качественном уровне требует существенных инвестиций в совершенствование бизнес-процессов и внедрение необходимых информационных систем. Отсюда быстрыми темпами растет спрос на услуги в области ИТ, в частности по внедрению интегрированных информационных систем.

Еще одним сегментом рынка консалтинговых услуг, который существенно вырос за 2004 год, является консалтинг в области систем внутреннего контроля и управления рисками. Согласно закону Сарбейнса — Оксли 2002 года, компании, зарегистрированные Комиссией по ценным бумагам и биржам США, обязаны официально подтвердить наличие у них соответствующих систем внутреннего контроля за подготовкой финансовой отчетности, которые отвечают своему назначению и функционируют надлежащим образом. Хотя на данный момент лишь небольшая часть российских компаний получила листинг в США, многие собираются это сделать в ближайшем будущем, а потому уже сейчас ведут работу, направленную на укрепление систем внутреннего контроля и управления рисками.

Подводя итог, скажу, что в целом мы прогнозируем в России рост спроса на услуги, направленные на повышение эффективности деятельности и, как следствие, увеличение акционерной стоимости компаний.

— Планируя выход на новые рынки, какой стратегии развития вы придерживаетесь. Применяет ли KPMG технологии, учитывающие специфику того или иного региона (страны), или ее технологическая политика в достаточной степени унифицирована?

— Нам кажется, что стратегия освоения новых регионов может варьироваться. В каких-то случаях мы открывали отделения путем приобретения местных аудиторских фирм, которые по определенным параметрам соответствовали требованиям KPMG. В других случаях отделения создавались, что называется, с нуля, как, например, в Екатеринбурге. Но в любом случае новый офис закрепляется за уже действующим, который предоставляет технические и административные ресурсы до тех пор, пока отделение не выйдет на полную экономическую и техническую самостоятельность. Например, московское отделение KPMG, являющееся одновременно и штаб-квартирой компании в России и СНГ, сопровождает развитие отделения в Екатеринбурге, предоставляя ему всю необходимую техническую помощь.

Вместе с тем у всех отделений нашей фирмы есть одна общая черта в стратегическом развитии: мы принимаем на работу местных сотрудников и вкладываем большие средства в их обучение в соответствии со стандартами KPMG. Система обучения и тренингов в Екатеринбурге полностью повторяет московскую, включая обязательное участие в программе ACCA и сдачу экзаменов по ней (АССА — международная квалификация специалиста в области международного аудита и бухгалтерского учета). Это наша долгосрочная стратегия развития в каждой стране, регионе и отделении: никто не может знать местную специфику лучше, чем местные специалисты. В будущем именно они займут руководящие должности в региональных отделениях.

Что касается технологии услуг, хотелось бы подчеркнуть, что в процессе оказания консультационных услуг и услуг по проведению аудита, KPMG использует в России единые методики, обязательные к применению во всех отделениях компании в мире. Мы твердо намерены направить весь опыт, накопленный в международном масштабе, на оказание всемерного содействия российским компаниям. Смею заверить, предоставляя услуги компаниям Уральского региона по всем основным направлениям нашей деятельности — аудиту, налогообложению и консалтинговым услугам, отделение в Екатеринбурге будет в полном объеме использовать все международные методики KPMG.

— Чем отличаются российские клиенты от западных?

— Знаете, и те, и другие в практике ведения бизнеса сталкиваются примерно с одинаковыми проблемами операционного и управленческого характера. Главное их отличие в том, что они находятся на разных этапах развития.

— Кто ваш основной клиент на Урале?

— Наши клиенты ведут бизнес во многих субъектах федерации Уральского региона. Есть они в Свердловской, Челябинской, Тюменской и других областях. Это компании — лидеры не только российского, но и международного масштаба. Они работают в таких отраслях, как черная и цветная металлургия, нефтедобыча и переработка нефти, финансовый сектор, производство товаров народного потребления. Наш опыт сотрудничества с этими предприятиями свидетельствует о том, что их возглавляют такие же способные руководители, как и в других странах мира, а иногда даже с более новаторским подходом к делу. Для нас большая честь работать с такими людьми и предоставлять услуги компаниям, которыми они руководят.

— Какую долю уральского рынка планирует занять компания?

— Уральский регион занимает значительную территорию в Российской Федерации. Здесь базируются ведущие предприятия не только России, но и мира. Активно развивается финансовый сектор: все больше иностранных банков начинают работу в регионе, местные банки расширяют услуги в стремлении соответствовать международным стандартам. Все это результат постоянной поддержки местными властями экономических реформ, направленных на совершенствование законодательства и улучшение экономической среды региона, чтобы сделать ее более привлекательной для иностранных инвестиций и расширить масштабы деятельности местных предпринимателей.

На данной стадии быстрого развития оценить потенциал уральского рынка аудиторских и консалтинговых услуг сложно. Вместе с тем очевидно: спрос на эти услуги есть, и мы уверены — он будет увеличиваться пропорционально экономическому росту региона. Интенсивный экономический рост и инвестиционный потенциал Уральского региона в сочетании с ростом количества наших клиентов — основные факторы, повлиявшие на решение об открытии представительства KPMG в Екатеринбурге. Оптимальный способ реализовать этот потенциал — это продемонстрировать рынку нашу способность быть заслуживающими доверия консультантами предприятий и стать составной частью экономического развития региона. Для достижения этой цели мы будем опираться на нашу глобальную стратегию, которая заключается в обеспечении многопланового содействия клиентам в различных отраслях и дальнейшем инвестировании в совершенствование профессионального уровня наших специалистов. Такая стратегия в сочетании с портфелем наших услуг, которые признаны рынком и удовлетворяют потребности наших клиентов, даст нам возможность постепенно приобрести существенную долю рынка.

— Намерены ли вы специализироваться на конкретных услугах?

— Мы стремимся быть многопрофильной организацией и предоставлять услуги в области аудита, налогообложения и бизнес-консультирования. Нашим клиентам нужны профессиональные знания и навыки работы в разных отраслях. Они необходимы и нам для выполнения сложных аудиторских проверок, консультационных проектов, обеспечения разностороннего опыта и профессионального роста наших специалистов.

Наша основная цель и стратегия заключаются в создании многофункционального отделения в Екатеринбурге, деятельность которого направлена на долгосрочную перспективу и включает предоставление полного спектра услуг, предлагаемых KPMG по всему миру, с привлечением при необходимости специалистов из Москвы и других отделений фирмы.

Комментарии

Материалы по теме

Ничего лишнего

Цель как средство

Про СРОчность

Бережливость в моде

Тренер для капиталистов

Папа — юрист

 

comments powered by Disqus