Бродкастинг лимитед

Бродкастинг лимитед Рынок платного ТВ продолжает активно расти. Вместе с этим заметно меняются запросы абонентов. В среднесрочной перспективе выиграют те операторы, которые предложат качественный и персонализированный контент

Bесной аналитическое агентство iKS-Consulting выпустило отчет о развитии рынка платного ТВ в России. Объем рынка прирос на 20% и достиг 40 млрд рублей. Абонентская база увеличилась на 21% до 26 млн домохозяйств. Проникновение - более 50%. Рынок чрезвычайно консолидирован: на долю топ-5 компаний приходится около 75% абонентской базы (в 2009 году этот показатель составлял 35%). Лидер - «Триколор» (спутниковое ТВ, число абонентов - более 10 млн, платящих - около 7,5 млн). Но все это цифры прогнозируемые.

Наибольший интерес вызывает другой показатель - структура рынка по технологиям. Кабельные операторы стремительно теряют абонентскую базу: в 2011-м по сравнению с 2010-м 4 п.п. у них отобрало спутниковое ТВ и 3 п.п. - IPTV. По сравнению с 2008-м кабельщики потеряли 15 п.п.

Цифра по IPTV стала до определенной степени неожиданной. С 2007 по 2010 год его доля по абонентам колебалась на уровне 1 - 2% (2 - 3% по деньгам). Конечно, в конце 2010 - начале 2011 года на этот рынок вышли сразу несколько сильных игроков (в том числе Ростелеком и «Билайн»). Но объяснить все одной лишь активностью компаний вряд ли возможно. Рост IPTV, на наш взгляд, означает повышение интереса телезрителей к более качественной (цифровой) и интерактивной услуге.

На этой волне интереса планируют заработать многие. В том числе - «Рикор ТВ» (входит в холдинг «Рикор»). Позиционирование - спутниковое ТВ с интерактивными возможностями.

Нельзя сказать, что развитие компании - история взрывного успеха. Оператор, образованный в 2006 году, к 2009-му добился минимальных успехов: чуть более тысячи абонентов. Причина состояла в запредельной стоимости приставок Rikor HD IVR с функцией записи эфира - 18 тыс. рублей (для партнеров - 25 тысяч). Ставка на премиум-сегмент явно не сыграла.

Михаил ФастовецВ «Рикоре» решились на кардинальную смену модели бизнеса: вышли в регионы, резко снизили стоимость приставки, ввели в пакет бесплатные каналы. Но идеология осталась той же: в октябре 2011-го компания вывела на рынок бренд «Актив ТВ». Как заявил на прошедшем недавно в Екатеринбурге форуме Multiservice-2012 заместитель генерального директора компании «Рикор ТВ» Михаил Фастовец, его компания предлагает рынку телевидение следующего поколения.

- Михаил, представители «Рикора» при любом удобном случае твердят про это «телевидение следующего поколения». Но в интерактивности нет новизны. В России уже несколько лет развивается IPTV, которое предоставляет сервисы видео по запросу, виртуального кинозала, перемотки эфира, его остановки. Оно напичкано всевозможными виджетами...

- В IPTV данные передаются по интер­нет-протоколу. Мы работаем со спутниковым сигналом, то есть передаем интерактив на каналах в бродкастном, вещательном формате.

Еще одно отличие - приставки: у IPTV - это «тонкий клиент» (вся информация хранится и обрабатывается на серверах оператора), у нас - «толстый» (set-top box имеет встроенный жесткий диск, на котором установлено необходимое ПО).

- И в чем заключается интерактивность вашей технологии?

- Основных направлений два. Первое - создание персонального канала с индивидуальным контентом. Очевидно, что время телесмотрения россиян ограничено: максимум - пять часов в сутки, в будни в среднем - два-три часа. В этот промежуток люди хотят смотреть только те передачи или фильмы, которые им интересны, и желательно с начала до конца.

Кроме того, количество каналов за последние несколько лет значительно выросло. Средний пакет - 70 - 200 штук. Ориентироваться в таком потоке информации достаточно сложно.

Если говорить просто, то наша технология позволяет человеку выбрать из таблицы жанров передач те, что ему нужны: боевики, комедии, ток-шоу, развлекательные передачи и т.д. Затем приставка автоматически собирает этот контент со всех каналов ежедневно. Одновременно могут записываться пять каналов.

Второе направление - интерактивные расширения. Они позволяют «прикрутить» к эфиру канала дополнительные материалы. Работает это так: вы смотрите фильм и одновременно можете получать информацию о съемочной группе, сюжете, интересных фактах, ответить на вопросы викторины, написать в письмо на телеканал. Или: смотрите передачу - и узнаете о гостях в студии, героях новостей, показанных географических точках и т.д.

- Зачем нужны эти расширения, если есть Википедия?

- Не каждому хочется лезть за дополнительной информацией в интернет. Современный пользователь до определенной степени ленив.

Кроме того, это новая площадка для рекламодателей: они могут продавать товары или услуги, только что показанные по ТВ. В технологию интегрированы телекоммерция и платежная система.

- Сколько каналов сегодня поддерживают такие расширения?

- На данный момент мы заключили договоры с 15 каналами.

- Приставки вы, как и многие другие операторы, заказываете в Китае?

- Нет, производим сами на заводе в Арзамасе. В составе холдинга есть компания «Интерактивные медиатехнологии», которая специализируется на исследованиях и разработках в области интерактивного вещания.

Большинство комплектующих иностранные. Поставщики - западные компании, хотя у большинства производства находятся, конечно, в Китае. Например, у компании STMicroelectronics, которая снабжает нас чипами, один из заводов расположен в КНР.

- То есть непосредственно технология тоже ваша?

- Да, у нас замкнутый цикл: от разработки геометрии платы до производства приставок и софта к ним.

- Оборудование используете исключительно для своих нужд?

- Нет. Мы заняли на рынке непростую позицию. С одной стороны, сами являемся операторами спутникового телевидения под брендом «Актив ТВ», с другой - продаем наши технологии другим телеком-компаниям. «Актив ТВ» - это, по сути, площадка по отработке технологии.

- Сколько договоров вы заключили с операторами?

- Около десятка. Здесь сложно посчитать корректно, поскольку мы продаем разные продукты. Например, мультимедийной программой передач могут пользоваться все операторы, интерактивными расширениями - только те, кто вещает в цифровом формате.

- На каких условиях вы предоставляете свою технологию?

- Варианта два. Первый - коробочный: оператор покупает у нас технологию, интегрирует ее и самостоятельно обслуживает. Второй вариант, когда сервис обслуживают наши специалисты. Тогда мы устанавливаем какой-либо тариф, берем процент от выручки или от рекламы.

Постгиковая стадия

Показатели российского рынка платного ТВ- Какова разница в ARPU между простым и интерактивным спутниковым ТВ?

- В среднем 40%. Но это не считая интерактивных расширений и возможностей по продаже через них услуг.

- Сколько на данный момент абонентов у «Актив ТВ»?

- Около 100 тысяч, 15% из них приходится на Урал. Дело в том, что спутник, на котором мы работаем, накрывает только европейскую часть страны.

- Как спутниковый оператор вы существуете с 2006 года. Почему за шесть лет вам удалось заполучить всего 100 тыс. абонентов? «Триколор ТВ» примерно за тот же срок накопил больше 10 миллионов.

- Согласен, среди спутниковых операторов мы занимаем не самое лучшее положение. Главный камень преткновения - стоимость подключения. У «Триколора» она на уровне 7 - 8 тыс. рублей. Есть и ниже. У нас - на три тысячи больше. Проигрываем мы и по числу каналов. Для потребителя их количество до сих пор остается одним из основных показателей.

Нам каждый раз приходится изворачиваться и объяснять абоненту, что мы предлагаем не просто телевидение, а новые форматы телесмотрения. Даже, казалось бы, привычные перемотка и пауза эфира воспринимаются очень тяжело. Какие уж тут персональный канал, интерактивное расширение, платежная система.

Человек обычно говорит «спасибо, я подумаю». И таких думающих гораздо больше, чем принимающих решение о покупке. Стереотип телесмотрения закладывался десятками лет. Мы, конечно, в первую очередь ориентируемся на аудиторию новаторов. Это те 10 - 15% потребителей, которые идут после гиков.
Структура абоненской базы российского рынка платного ТВ
Кроме того, например, на Урале очень неплохо развито эфирное телевидение. Это существенно усложняет процесс проникновения даже обычного спутникового ТВ.

Выручка предприятий холдинга РикорЕще один негативный фактор - в России нет компаний, которые разрабатывали бы технологию телесмотрения, аналогичную нашей.

- Странная мысль. Обычно все радуются отсутствию конкурентов.

- Не в нашем случае. Нам очень трудно самостоятельно пробивать на рынок новую товарную категорию. Для этого нужны огромные рекламные бюджеты, массовая разъяснительная работа. Если вернуться к «Триколору», он занял отличную позицию - бесплатное ТВ в любой точке страны.

А вспомните, например, когда «Билайн» запускал IPTV с банальным сервисом паузы эфира. Какую массированную рекламную кампанию им пришлось организовать, сколько денег потратить. Непонятно все это потребителю. Дела пошли в гору, только когда в России появилось еще несколько подобных предложений. Чем больше компаний, предлагающих нестандартное интерактивное телесмотрение, тем проще работать на рынке.

- Но активность «Билайна» на Урале заметна невооруженным глазом. А вот вас в рекламном и медиапространстве не видно вовсе.

- Так и есть. Наши рекламные бюджеты незначительны: все средства уходят на создание рабочей торговой сети. На мой взгляд, сегодня конкуренция происходит не в сознании потребителя, а в месте продажи. Потому мы все деньги вкладываем в это направление.

Хочу свое телевидение

- На ваш взгляд, телевидение будет уходить в интернет?

- Да, тенденция явно прослеживается. ТВ в вещательном формате, на мой взгляд, перейдет в интернет в течение пяти лет.

И спутниковому телевидению придется интегрироваться с глобальной сетью. Мы тоже активно переводим свои ресурсы в интернет, создаем там ту же персонализированную среду, что и в эфире. Сейчас у нас к выходу готовится приставка, которая будет коннектиться к нашему порталу и давать пользователю возможность просматривать телеканалы, видео, формировать индивидуальный контент и при этом получать каналы и сервисы со спутника.

Однако это не означает, что проект спутникового или кабельного ТВ канет в лету. Я пока не назову ни одной приставки, которая без проблем могла бы подключиться к интернету и параллельно расшифровать видеосигнал.

Сейчас в сегменте платного ТВ есть деньги. Несколько десятков миллионов клиентов в один миг не испарятся. Особенно если операторы примут меры и пойдут по пути интерактива и персонализации контента. Думаю, им удастся удержать существенную долю абонентов от ухода в интернет.

- В интернете вам придется конкурировать с гигантами вроде NetFlix.

- Пока этот сервис в Россию не пришел.

- Вопрос времени.

- Безусловно. И очень хорошо, если он сюда придет со своими правильными, отработанными технологиями. В конце концов, почему американцы должны получать лучший контент, а россияне - нет? NetFlix заставит всех работать.
Модель нашего бизнеса в интернете будет несколько иной. Мы планируем выступать в роли агрегатора контента, к нам могут присоединиться тот же NetFlix или ivi.ru или еще какая-то компания, с кем удастся договориться.

- Аналоговому кабельному ТВ долго еще жить?

- Надеюсь, что оно не переживет 2015 год. Тогда должны по всей России внедрить цифровое эфирное ТВ. Хотя в реальности наверняка оно просуществует не меньше пяти лет. Кабельных операторов, предоставляющих аналог, в России очень много.

Процесс перехода на цифру сильно зависит от возможностей и желания федеральных операторов - «Билайна», Рос­телекома, МТС - в сфере покупки региональных игроков.

- У меня складывается ощущение, что телевизионные технологии сегодня ушли далеко вперед запросов людей. Уверен, что 80% клиентов интерактив вовсе не нужен. Вы и сами говорите, что сегодня большую роль играет число каналов, а не качество сервисов.

- Я бы сказал, не обогнали, а создали поле для того, чтобы абоненты на него пришли. Сейчас мы находимся примерно на том же уровне, что и интернет-провайдеры несколько лет назад. Тогда популярно было мнение, что 100-мегабитный канал никому не нужен.

Но сегодня 3D-кино, HD-каналы, все развивающиеся апплеты сформировали запрос на такую скорость. Допустим, у вас три телевизора и каждый транслирует кино или каналы в HD или 3D-формате, к примеру со Smart TV, к тому же вы качаете что-то с торрента, а кто-то из ваших друзей или членов семьи ищет информацию в интернете. 100 Мбит, на мой взгляд, довольно комфортный канал для таких нагрузок.

- Единственное, в чем ТВ сегодня отстает от запросов - формирование пакетов каналов. Мне, например, не нужны 150 и даже 50 каналов. Достаточно десяти базовых, а остальные я бы хотел поодиночке выбрать сам. Может ли такая модель работать в спутниковом ТВ?

- В бродкастном ТВ она никогда не заработает. В мире модель предоставления абоненту самостоятельного выбора каналов не получила распространения. Причины две. Во-первых, канал как правообладатель требует от оператора минимальных гарантий по аудитории. Во-вторых, оператор, продавая пакет, четко представляет доходность. Если разрешить выбирать каналы, то рентабельность бизнеса резко упадет.

Сегодня операторы все равно продают каналы. И чем больше пакет, тем сильнее их конкурентное преимущество. Здесь должна произойти ломка не только у бизнеса, но и потребителя. У последнего пока не сформирован интерес к выбору каналов (особенно платных), потому что государство сильно поддерживает бесплатное ТВ, на нем идут лучшие передачи и фильмы. 80% контента персонального канала технологии «Актив ТВ» приходится на десять бесплатных «кнопок» и 20% - на 55 остальных.

Модель индивидуального выбора мы будем реализовывать в интернете. Абонент сможет набрать такие каналы, какие захочет.

- А с каналами нельзя договориться об отмене минимальных гарантий?

- На данном этапе развития - нет.

- И последний глобальный вопрос: с середины 2000-х эксперты уверяют, что на рынке останутся всего несколько игроков. Вы поддерживаете это мнение?

- У рынка нет другого выхода. Сделки по слиянию и поглощению идут постоянно. Через пять лет на рынке останется всем понятная четверка или пятерка игроков. А остальные операторы будут настолько мелкими, что поглощать их станет неинтересно.


Комментарии

Материалы по теме

Три буквы обошлись «Евросети» в миллион рублей

Умножение столбиком

Скучные люди

Мне еще и петь охота

«Билайн» предан анафеме

 

comments powered by Disqus