На родине — в плену

На родине — в плену На родине — в пленуВысокие мировые цены на экспортируемые нефть, газ, топливо — подарок судьбы. Государственная казна полна: сверхплановые доходы только за первый квартал текущего года составили 525 млрд рублей. Не воспользоваться этим — значит упустить шанс коренной реконструкции экономики. Переломный момент — быть или не быть — настал. Мы должны говорить о новой промышленной политике государства.

Кому на Руси жить хорошо

Четко сформулированная промышленная политика — это лучше, чем индивидуальный лоббизм по проектам, полностью скрытым от общественной экспертизы. Он приводит к тому, что успешными оказываются не наиболее конкурентоспособные компании, не компании перспективных отраслей, а те, которые имеют мощные связи в высших эшелонах власти. Активная, стимулирующая государственная политика в отношении одних видов бизнеса не может осуществляться за счет других. Например, развитие сырьевых отраслей не должно приводить к угнетению обрабатывающих и высокотехнологичных производств. Критерии отбора поддерживаемых проектов обязаны быть предельно жестки, прозрачны и не зависеть от интересов чиновников. Иное приведет лишь к потере средств и дискредитации государства.

Почему вольно или невольно правительство делает все, чтобы на российском рынке зарабатывали узкие группы сырьевых предприятий и западные компании? Все очень просто: гораздо выгоднее не производить, а ввозить в Россию на нефтяные и сырьевые сверхдоходы товары народного потребления — и скорость оборота беспрецедентна, и прибыль огромна. В итоге лопаты — немецкие, ведра — польские, инструмент — китайский. Мы продолжаем покупать товары вместо того, чтобы приобретать оборудование и технологии. Именно здесь необходим перелом. Заниматься производством в собственном отечестве должно быть выгодно — это краеугольный камень новой национальной промышленной политики.

В ВТО правительство ведет переговоры о таможенных пошлинах в размере 15 — 20%. Это убийство для отечественного бизнеса. Ему нужно время, чтобы адаптироваться к новым задачам и показать результаты. Тем более что в обозримой перспективе российское государство может лишиться традиционного набора инструментов защиты и проведения жесткой промышленной политики: заградительных таможенных тарифов, перекрестного субсидирования, дотирования производства, сохранения «инвестиционной составляющей» в расчете тарифов естественных монополий и прочих.

На грани жизни и смерти

Возьмем машиностроение. Цены на российские энергоносители, металл, трудовые ресурсы и транспорт постепенно приходят в соответствие с мировыми. За 2004 год стоимость отдельных видов проката выросла на 50 — 80% и на этом не остановилась. Поскольку доля металла в себестоимости готовых изделий составляет 30 — 40%, их себестоимость в свою очередь увеличится более чем на 20%. Это не просто снижение рентабельности и конкурентоспособности машиностроительной продукции до критической отметки. Это смертельный приговор. Дальнейшее бездействие правительства приведет к тому, что в ВТО внесут уже остывшие «тела» российских машиностроительных заводов.

Энергоемкость ВВП в России в три-пять раз выше, чем в высокоразвитых индустриальных странах. 90% российской промышленности создавалось с ориентацией на очень низкий уровень цены энергоносителей, она не сможет работать на мировых ценах без дорогостоящей и долговременной модернизации производств. К 2005 году с таким важнейшим конкурентным преимуществом российских машиностроителей, как цена на энергоносители, покончено. Их вклад в себестоимость машин делает производство убыточным. Рост тарифов стал дополнительным «налогом» в пользу топливно-энергетических монополий. Оптовый рынок электроэнергии развивается в стране уже два года, и там фигурируют цены вполовину ниже средних российских. Это, по моему мнению, свидетельствует о том, что РАО ЕЭС имеет стопроцентную прибыль, защищенную от налогов.

Высокая доля энергоносителей и металлопроката в себестоимости машиностроительной продукции пока компенсируется неприлично низкой долей заработной платы. Рассчитывать на уровень зарплаты, принятый в западных странах, российский рабочий не может. Наши ориентиры — Китай, Индия, Бразилия, Аргентина. А вот набор необходимых жизненных потребностей, к которым мы привыкли, кардинально отличается от стран «третьего мира». Как только пища и коммунальные услуги придут к мировым ценам, наш рабочий проиграет в конкурентной борьбе собрату не только в Европе, но и в Юго-Западной Азии и Латинской Америке. Машиностроители некоторое время будут поставлять на рынок новые модели, пока отрицательная рентабельность окончательно их не задушит.

Выход — ориентация на внутренний рынок с постепенной интеграцией в мировую экономику.

Новая промышленная политика

В ближайшие три-пять лет главной задачей предприятий российской промышленности будет встраивание в мировой рынок. Исходя из этого, необходимо вырабатывать принципы новой российской промышленной политики. Требуются быстрые, сильные, понятные действия.

Первое. Государство должно поддержать экспорт высокотехнологичной продукции отечественного машиностроения.

Второе. Необходимы федеральные программы поддержки промышленной инфраструктуры: строительство железнодорожных, трубопроводных, автодорожных транспортных систем, сетей связи, жилья. Это обеспечит подъем целых ныне спящих отраслей и экономически депрессивных территорий. Осуществлять программы следует исключительно российской техникой.

Третье. Считать обновление основных фондов главной и долговременной задачей национальной промышленной политики.

Четвертое. Необходима серьезная помощь созданию импортозамещающих производств. Механизм: государство уточняет статистику импортируемых товаров, ранжирует их по объему закупок, предлагает импортерам определиться с формами участия в создании импортозамещающего производства, а банкам — поучаствовать в кредитовании проектов. Вопросы территориального размещения и логистики потребуют подключения государственных и муниципальных органов. Но оценка экономической эффективности проекта должна происходить уже без участия государства.

Пятое. Ужесточить механизм сертификации импортной продукции с целью предотвращения проникновения на российский рынок низкокачественных товаров и услуг.

Шестое. Восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль. Резко расширить практику использования налогового инвестиционного кредита. Снизить до нуля ввозные пошлины на все группы оборудования, технологии и лицензии, используемые в российской промышленности. Для предприятий, модернизирующих производство, снизить НДС до 10%, ЕСН до 15%. Для ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятий сократить срок проверки документов и принятия решения о возврате НДС экспортерам-производителям с 90 до 30 дней.

Седьмое. С целью повышения квалификации работников не облагать налогом на прибыль расходы предприятий, связанные с оплатой их обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

Восьмое. Продолжить курс на глубокую административную реформу под лозунгом «инструкции — чиновникам, гражданам — законы». Предпринимателям не нужно разбираться в инструкциях и иных министерских документах, чтобы знать свои права и обязанности. Все обязательные требования к гражданам и бизнесу должны быть прописаны только в федеральных законах. Остро необходима модернизация действующего законодательства в направлении установления персональной ответственности государственных и муниципальных служащих за нарушения, допущенные в ходе контрольных и надзорных мероприятий. Нужно полностью исключить возможность принятия внесудебных решений должностных лиц по приостановлению хозяйственной деятельности. Предстоит добиться реализации принципа «одного окна» не только при регистрации юридических лиц, но и при любом обращении предприятия в государственный орган.

Девятое. Все без исключения поставщики энергоносителей и топлива на российский рынок должны быть ограничены федеральным законом: ежегодный рост цен не более 2% в течение пяти лет.

Десятое. Государство должно законодательно предоставить инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантии от неблагоприятного изменения налогового и иного экономического законодательства, контролируемых государством цен и тарифов.

Комментарии

Материалы по теме

Учиться не дышать

Труба в складчину

Заведомо худшие условия

Между взлетом и падением

Любить по-европейски

 

comments powered by Disqus