Танцы для инвестора

Танцы для инвестора В апреле в Екатеринбурге прошел второй форум институтов развития. Я бы хотел высказать свою точку зрения на то, какие задачи стоят перед такими структурами на уровне как регионов, так и федерации.

В 2011 году в составе исполнительных органов власти Татарстана появились специализированные институты - агентство и корпорация. Зачем это было нужно? До 2010 года к нам приходило очень много разных инвесторов, они хорошо общались с президентом, с премьер-министром, договаривались, а потом начиналась конкретная работа: первое министерство, второе, третье. Предприниматели проходили один круг за другим, и ничего не двигалось. Так не должно быть, в международной практике есть одно «окно», инвестор подписывает соглашение с одной организацией и понимает, что она всегда рядом. Поэтому были созданы структуры, перед которыми стояли три задачи: продвигать республику Татарстан на внешних рынках; привлекать и сопровождать инвесторов; заниматься техническими вопросами, такими как предоставление земельных участков, создание инфраструктуры.

Наше агентство сосредоточено на решении первой задачи. За четыре года работы я убедился, что инвестиции начинаются не у нас, а там, где находятся наши потенциальные инвесторы. Поэтому нужны инструменты, чтобы в вашем регионе услышали, возбудились и поверили в наши презентации, песни, танцы и прочее.

Мы в 2012 году провели масштабную кампанию в мире «Инвестируй в Татарстан» (см. «Окна возможностей», «Э-У» № 17 от 29.04.2013 . - Ред.). И сейчас продолжаем присутствовать со своими стендами на всех международных площадках, почти каждый месяц посещаем три-пять иностранных государств. Что мы видим? Очень важным элементом для инвесторов является политическое решение о входе в Российскую Федерацию. И вот здесь ни один регион в одиночку не ответит на вопросы, которые задают инвесторы. Нам очень не хватает федеральной поддержки. Мы считаем, что не так давно созданное агентство «Инвестируй в Россию» должно получить серьезный бюджет на то, чтобы продвигать «Invest in Russia», а паровозиком уже пойдет Invest in Sverdlovsk, Tatarstan и т.д.

Что сегодня получается? Мы на международной площадке покупаем место под стенд «Татарстан», а сверху пишем «Российская Федерация». И все считают, что это стенд Российской Федерации, хотя на самом деле за него платит бюджет Республики Татарстан. На международном уровне до сих пор никто нормальным продвижением России не занимается, а у регионов такой возможности нет. Наш президент мне в свое время поверил: я сказал - чтобы раскрутить республику, нужен 1 млн долларов; он ответил - хорошо, давайте попробуем. Но не все регионы это могут себе позволить.
К сожалению, некоторые политики считают, что нас и так все знают, к нам деньги сами придут. Это не так. Чтобы конкурировать за деньги, Российская Федерация на инвестиционных международных площадках должна присутствовать, и присутствовать умно. К сожалению, мы умно пока не совсем умеем. Взять даже форум институтов развития в Екатеринбурге. Институты развития на нем очень хорошо пообщались, и что? Нам друг с другом интересно, а дальше? Я все время задавал вопрос: а почему в зале нет инвесторов, почему каждый из нас не привез пять-десять компаний, которые здесь бы поварились?


Да, мы как Татарстан вышли на мировой рынок и будем продолжать инвестировать в свое продвижение. Кроме мощной рекламной кампании, мы еще и стали членами Всемирной ассоциации инвестиционных агентств - WAIPA. И не просто стали членами, а получили возможность баллотироваться на статус управленческих органов: сегодня я являюсь директором этой ассоциации по Восточной Европе. Именно участие в этом мировом клубе нас многому научило, мы поняли, как работают международные стандарты привлечения инвестиций. И сейчас у нас уже есть статистика. Мы понимаем, что 1 доллар, потраченный на продвижение, может принести 85. В 2012 году, например, потратили 1 млн долларов и привлекли 570 миллионов, рост инвестиций практически в шесть раз. Теперь мы можем ориентироваться на четкий KPI - мы должны показать объем привлеченных иностранных инвестиций, а с этого года эффективность нашей работы будут мерить еще и количеством созданных рабочих мест иностранными компаниями.
Но доказать каждому губернатору в отдельности необходимость такого рода вложений очень сложно. Не все понимают, что инвестиции через сутки не придут, это сложная задача! Не все руководители регионов понимают и важность кадрового вопроса. Как можно эффективно привлекать инвесторов, если в инвестиционном агентстве или в корпорации минимальные зарплаты? Если ты на рынке труда не можешь конкурировать, чтобы привлечь специалистов-профессионалов, что спрашивать с них? Многие ставят в пример Калужскую область. Но там работает единая команда. К сожалению, не везде есть такие условия. Все же думают, вот агентство создал, и инвестиции должны рекой пойти. Не пойдут. Во многих регионах после создания институтов развития про инвесторов просто забывают, потому что у чиновников есть соблазн залезть во всякие интриги и нагрузить новые структуры разными функциями. Поэтому вторая задача, очень серьезная общая задача после достижения договоренностей о продвижении на мировом рынке, - четко обозначить функционал институтов развития: чем должно заниматься агентство, корпорация, определить формат взаимодействия и корпораций и агентств между собой, выстроить взаимосвязь с федеральными институтами и органами власти. Последний аспект тоже важен. Чтобы успешно конкурировать, нам надо давать ответ инвестору очень быстро, а административными ресурсами по многим вопросам мы не обладаем. Энергетика - тема федеральная, дороги у нас - проблема, логистика - проблема. Это нам только кажется, что у нас большие территории, чтобы принимать инвестиции. Есть очень большое количество вопросов.

Хотелось бы, чтобы после Второго форума институтов развития у всех в голове было четко зафиксировано, какие институты за что отвечают, чтобы появились четкие правила игры, по которым можно было дальше двигаться.

Комментарии

Материалы по теме

Про щук и карасей

Кооператив «Большой Урал»

Рубль — раз, рубль — два

Комплексный обет

Ударная доза

Деньги на разведку

 

comments powered by Disqus