Новая структура — новые возможности

«Газпромнефть-Урал»: в новая модель региональных продаж

Одним из ключевых событий 2013 года для «Газпром нефти» стала реорганизация модели региональных продаж, в основу которой легло разделение оптового и розничного бизнесов. О первых итогах, о том, как изменилась компания и что ее ждет в ближайшем будущем, мы поговорили с Алексеем Черниковым, генеральным директором «Газпромнефть-Урала». Алексей Черников

- Алексей Анатольевич, «Газпром нефть» демонстрировала хорошую динамику по реализации нефтепродуктов. Почему возникла необходимость реорганизации?

- Есть такое понятие, как устойчивый рост во времени. Если по итогам какого-то периода компания показывает хороший результат, это не значит, что он всегда будет таким же. Динамика, о которой вы говорите, заложена предыдущими инвестиционными действиями, в том числе развитием сети АЗС. На данный момент потенциал экстенсивного развития практически исчерпан, начинается новый этап - повышения эффективности. Цель реорганизации - концентрация каждой бизнес-единицы на своей деятельности. Раньше в структуре компании были так называемые предприятия нефтепродуктообеспечения, объединявшие несколько бизнесов - прием и хранение нефтепродуктов, транспортировку, розничную и оптовую торговлю, проведение лабораторных исследований и др. В частности, такими предприятиями были «Газпромнефть-Урал», «Газпромнефть-Челябинск» и «Газпромнефть-Тюмень». Сейчас в структуре «Газпром нефти» дочерние компании сформированы не по территориальному, а по функциональному признаку: опт, розница, транспортировка, хранение, контроль качества. Отмечу также, что реорганизацию стимулировал еще один фактор - требование Федеральной антимонопольной службы ко всем вертикально-интегрированным нефтяным компаниям о разделении оптовых и розничных продаж с целью повышения прозрачности ценообразования. После реорганизации «Газпром нефть» на одинаковых условиях продает нефтепродукты как собственной розничной сети, так и независимым операторам.

- Расскажите о роли «Газпромнефть-Урала» в новой модели региональных продаж компании?

- По структуре управления реорганизация розничных продаж подразумевала, что всего три компании будут управлять розничными продажами по всей стране: «Газпромнефть-Северо-Запад», «Газпромнефть-Урал» и «Газпромнефть-Новосибирск». Все три с примерно одинаковой розничной сетью, численностью персонала и т.д. «Газпромнефть-Урал» стал единой управляющей компанией розничных продаж на территории Уральского федерального округа, взяв в аренду активы, до этого входившие в предприятия соседних субъектов - «Газпромнефть-Тюмени» и «Газпромнефть-Челябинска». Теперь мы занимаемся только розничной реализацией, все остальные направления, которые раньше также были в зоне ответственности «Газпромнефть-Урала», выведены в другие дочерние компании «Газпром нефти».

- Внутри направлений, в вашем случае розницы, произошли какие-то изменения?

- Да, реорганизация бизнеса заставила розничный блок активно развивать различные направления, максимально используя возможности АЗС. Так, на сегодняшний день в нефтепродуктовой линейке сделано достаточно много: у нас есть современные станции, технологичное оборудование, система контроля качества, выведено на рынок премиальное топливо G-Drive. Должен отметить, что мы по-прежнему остаемся лидерами по эффективности. Объем реализации нефтепродуктов по отношению к прошлому году вырос на 11,4%. Что касается нетопливного направления, то здесь большое внимание уделяется продвижению сопутствующих товаров и услуг, продуктов под собственной торговой маркой, развитию зоны кафе, улучшению качества обслуживания. Замечу, что объем реализации сопутствующих товаров в 2013 году по сравнению с 2012-м вырос на 34%. Теперь каждый третий клиент, заправляющийся на станциях, покупает товары в магазине или кафе.

- Правильно ли я понимаю, что реализация этого проекта должна не только найти новые точки роста, но и помочь оптимизировать расходную часть?

- Одной из целей реорганизации были оптимизация и уменьшение расходов. Этому способствует тщательный контроль над деятельностью и сокращение операционных затрат, а также концентрация административно-управленческого аппарата в одном месте. Если ранее руководство предприятия находилось в трех городах - Екатеринбурге, Тюмени и Челябинске, то теперь базируется в Екатеринбурге.

- Как изменения в структуре компании отразятся на розничных потребителях?

- На первый взгляд кажется, что для клиентов ничего не изменилось, только на чеке поменялось название: вместо «Газпромнефть-Тюмени» стало «Газпромнефть-Урал». На самом деле мы много работаем над улучшением сервисов для клиентов и повышением качества обслуживания.

Судя по тому, что продажи растут, количество постоянных клиентов и участников бонусной программы увеличивается, мы движемся в правильном направлении.

- В начале прошлого года в Екатеринбурге на АЗС сети «Газпромнефть» стартовал пилотный проект по продаже топлива нового поколения G-Drive 98. Почему был выбран именно этот регион? Каковы результаты этого проекта?

- Екатеринбург - это прогрессивный город, здесь большая доля продаж высокооктанового топлива и высокий интерес автомобилистов к G-Drive с октановым числом 95. На сегодняшний день каждый третий автомобилист, который ранее заправлялся АИ-95, выбирает новое премиальное топливо G-Drive. Стоит отметить, что после замены АИ-98 на G-Drive 98 на уральских АЗС среднесуточная реализация бензина с октановым числом 98 выросла. Данный факт говорит о доверии автомобилистов к новому виду топлива.

- Насколько широко премиальное топливо представлено на АЗС «Газпром­нефть-­Урала»?

- Всего в структуре уральского кластера 330 АЗС «Газпромнефть», из них на 235 можно заправиться G-Drive 95, на 74 - G-Drive 98.

- Планируете ли вы на Урале открытие полностью автоматических станций?

- Да, мы работаем в этом направлении. В начале 2015-го такие АЗС обязательно появятся. Получить участок земли, даже маленький, под строительство новой станции не просто, поэтому в «автоматы» мы будем переводить по большей части уже работающие АЗС небольшого формата, что должно положительно сказаться на показателях их работы. Преимущество «автомата» - экономия издержек.

- Одним из основных направлений вашей деятельности стало развитие дополнительных сервисов и сопутствующего бизнеса на АЗС. «Газпром нефть» активно выводит на рынок товары под собственными торговыми марками. Какие из них кажутся вам самыми удачными? Будут ли новинки в 2014 году?

- Автозаправочные станции заинтересованы в расширении спектра дополнительных услуг. Первым опытом по выводу на рынок товаров под собственной маркой стала стеклоомывающая жидкость, продажи которой стартовали в 2011 году.

В октябре 2012 года проект был продолжен и расширен новым продуктом - энергетическим напитком G-Drive, обогащенным витаминами группы В.

Таким образом, сейчас на станциях нашей сети мы реализуем товары под двумя собственными брендами - «Сеть АЗС «Газпромнефть» - в основном это базовые сопутствующие товары ежедневного спроса. И G-Drive - товары, которые ассоциируются с нашим брендированным топливом.

В 2014 году мы вывели новый товар под этой маркой - солнцезащитные очки G-Drive. До конца года планируется расширение этой линейки и старт продаж сувенирной продукции представительского класса.

- Зона кафе, где можно выпить вкусный кофе и приобрести свежую выпечку, стала особенностью станций сети «Газпромнефть». Расскажите об этом подробнее.

- Благодаря наличию на АЗС «Газпромнефть» кафе с самообслуживанием,
растет число лояльных потребителей, что положительно сказывается на доходе. На сегодняшний день кафе и магазин - одни из основных преимуществ на рынке АЗС.

С появлением зоны кафе мы начали активно заниматься ее развитием. В прошлом году был успешно внедрен проект по расширению зоны самообслуживания. Вынос кофемодулей и профессиональных кофемашин в торговый зал позволил значительно сократить время работы оператора с одним клиентом. Автовладельцам эта услуга также пришлась по душе. Покупатели с удовольствием участвуют в процессе приготовления напитков, добавляя в них различные сиропы и самостоятельно выбирая свежую выпечку и сэндвичи на витрине.

- В завершение разговора назовите наиболее важные задачи, которые предстоит решить вашему коллективу в 2014 году?

- В 2014 году мы будем сконцентрированы на увеличении продаж как нефтепродуктов, так и сопутствующих товаров и повышении эффективности бизнес-процессов. Этого будет более чем достаточно, чтобы рост наших показателей продолжился и в 2015 году. Главная цель остается прежней - обеспечивать клиентам максимальный комфорт и удобства пользования нашими станциями, чтобы автомобилисты предпочитали сеть АЗС «Газпромнефть» другим топливным операторам.

 

Комментарии

Материалы по теме

Наедине с потребителем

Заплатите за проезд

Учиться не дышать

Планы изменились

Сертификация системы энергетического менеджмента ООО «Газпром переработка» на соответствие требованиям ISO 50001:2011

Переработаем сами

 

comments powered by Disqus