Тот и съел

Тот и съел АПК и переработка сельхозпродукции - в перманентном кризисе. Поэтому у компании «Хороший вкус» специальной антикризисной программы нет: просто вся ее стратегия - антикризисная. А кризис может толкнуть бизнес к новым проектам и новым рынкам, не исключает владелец предприятия Сергей Емельянов.

Cейчас кризис давит агробизнес ставками по банковским кредитам. Но тут «Хорошему вкусу» повезло: в конце 2008 года компания завершила большой инвестпроект - реконструкцию второй очереди собственного Горноуральского свинокомплекса на
40 тыс. голов стоимостью 700 млн рублей. Вышли на плановый объем производства. Выручка от реализации 5 тыс. тонн свинины в 2008 году превысила 300 млн рублей. В этом году собирались достичь, как и в предыдущем, 20% прироста объема реализации мясопродукции. Похоже, не получится сохранить даже уровень 2008 года, говорит Сергей Емельянов.

Причина - кризис усилил начавшееся до него затоваривание рынка свининой. Теперь все переработчики лихорадочно пытаются продать продукцию. Затоварились по трем причинам. Во-первых, за три года реализации нацпроекта увеличилось отечественное производство (по официальным данным, на 37%). Во-вторых, с начала года импорт вырос на 30%, и поступление нарастает: западные производители жаждут сбыть продукцию в России, спасая свое производство. В-третьих, снижение покупательной способности привело к падению объемов реализации на 10%. «Это самая серьезная для нас опасность, - полагает Емельянов, - мы четко ощущаем, что покупатель ориентируется на более дешевые виды продукции. Компания увеличивает их выпуск. Если тенденция сохранится, будем и далее расширять дешевый сегмент продуктовой линейки». Это первый антикризисный шаг.

Но проблема в том, что по тому же пути идут и другие игроки. Несмотря на затоваривание, активизируются крупные локальные предприятия: возобновляет работу Екатеринбургский мясокомбинат, запускает новую площадку производительностью 100 тонн колбасных изделий в сутки ИП Черкашин. Будет нарастать экспансия со стороны иногородних и федеральных производителей. «Хороший вкус» до кризиса тоже планировал строить завод мощностью, как у Черкашина. «Хорошо, что не начали, - радуется теперь Емельянов. - Черкашину, чтобы столько продать, надо нас всех с рынка выдавить. Рынку теперь столько не надо. Если бы все было хорошо и народ мог покупать то, что хочет, - другое дело. Россияне не дотягивают еще до нормы биологической потребности в мясе».

Сужение рынка изменит состав игроков, кто-то должен будет уйти, прогнозирует Сергей Емельянов. Что он предпринимает? Пока зреют глобальные решения, сокращает затраты на Горноуральском свинокомплексе за счет энергоэффективности, точной настройки оборудования. Но значительно снизить себестоимость сырья, а значит, и готовой продукции удаст­ся, если обеспечить свинокомплекс собственными недорогими кормами. На это и нацелен главный инвестиционный проект «Хорошего вкуса» в этом году - зерновой. Это второй антикризисный шаг.

Почему решились именно на зерновой проект? Для животноводства цена на зерно - определяющая. В себестоимости мяса 60 - 70% составляют комбикорма.

А в комбикорме - 80% зерно. «Мы тяжело пережили позапрошлый год, когда зерна было мало и цена на него выросла вдвое. Немного облегчало ситуацию то, что у нас было небольшое поголовье, иначе бы не выжили. А в прошлом году зерно вдруг стало доходным бизнесом, все бросились им заниматься, производство выросло, плюс хороший урожай - и цена упала. В этом году поголовье у нас значительно увеличивается, мы вышли на плановую мощность производства мяса. И просто вынуждены сами производить зерно. Покупать - безумие. В отличие от скачущей рыночной цены себестоимость производства зерна достаточно стабильна, - поясняет Емельянов. - В этом году мы намерены развернуть зерновую программу, обработать 7 тыс. га земли. И ожидаем 25% прибыли по зерну и 20% по кормам».

Реализация зернового проекта началась в Байкаловском районе Свердловской области, где создана агрофирма «Восточная». Кроме производства зерна здесь организуют животноводство, завели дойное стадо в 400 голов: зерновые - вопрос сезона, молоко - постоянные деньги. Затраты первого этапа - 450 млн рублей. С учетом планируемого освоения 80 - 100 тыс. га пахотных земель будет инвестировано 4 млрд рублей. «"Восточная" включена в создаваемую нами аграрную группу "Урал". В нее войдет еще несколько агрофирм на территории Восточного управленческого округа, - рассказывает Сергей Емельянов.

- Пока "Урал" не в структуре компании "Хороший вкус", занимающейся животноводством и мясопереработкой, потому что необходимости юридического оформления такого объединения нет. Понадобится - будем делать холдинг».

Помимо пахотных земель прикупили Ирбитское хлебоприемное предприятие с элеватором на 22 тыс. тонн и комбикормовым производством, которое обеспечит поголовье не только Горноуральского, но и «Восточной». Компания намерена полностью контролировать процесс производства кормов.

Кредиты принципиально не берут: пугает непредсказуемость ситуации. Будут развиваться за счет собственных средств. Семена купили хорошие, технику импорт­ную. Если все пойдет нормально, на следующий год думают увеличить посевные площади втрое.

Готовится Емельянов начинать и другие проекты. В мыслях - построить молочный завод. В этом году планируют полностью поменять стадо КРС в «Восточной», купить продуктивных коров, чтобы получать высокие надои: «В России есть неплохие породы. Коров надо просто хорошо и правильно кормить. Импортные за рубежом дают много молока, но привезти их сюда - значит загубить: все другое - климат, подход, корма. Даже то, что там с коровой говорили на другом языке, сильно влияет. Потери очень большие в импортном стаде». Рассматривает и такое «модное» направление, как производство биодизельного топлива. Проект интересен Емельянову тем, что есть куда использовать значительные отходы биоэтанольного производства - на корм скоту. Зерно свое, свинокомплекс тоже. А на селе много людей без работы.

ЗАО Комбинат пищевой «Хороший вкус»
По итогам 2008 года лидирует среди мясоперерабатывающих предприятий Свердловской области по выпуску и реализации колбасных изделий: произведено 15,6 тыс. тонн, выручка от продаж - 2,2 млрд рублей (на 20% и 37,5% больше по сравнению с 2007 годом соответственно). Удерживает пятую часть рынка колбасных изделий области.


Комментарии

Материалы по теме

Птичьи бега

Предлагают торопиться

На них пахать надо

Надувные шторы для коровника

Переписная кампанейщина

Против ветра

 

comments powered by Disqus