Кризис-фактор

Кризис-фактор Молодые участники рынка факторинга не выдерживают напряжения и уходят с рынка. Оставшиеся ужесточают платежную дисциплину по заключенным договорам и требования к новым клиентам, а также повышают стоимость обслуживания.

Руководитель небольшой производственной фирмы жаловался недавно в разговоре: «Пытался получить факторинг. Пришел в отделение одного крупного банка - отказали. В другом, небольшом местном, сказали, что хотя факторинг работает, но новых договоров в этом году они не заключают. В третьем рассматривали заявку почти месяц, в итоге тоже отказали. Неужели вслед за кредитованием банки свернули и факторинг?».

Между тем в начале апреля в группе ВТБ начала работу новая дочерняя структура - ВТБ-Факторинг. Компания уже успела заключить пять сделок, общий объем лимитов по которым превысил 500 млн рублей. Среди клиентов исключительно крупные - торговые сети Ашан, Перекресток, Лента, О'кей, Дикси, Пятерочка. Чуть раньше группа «Лайф» запустила на Урале программы собственной факторинговой компании: продукты пока продаются через офисы входящего в группу ВУЗ-банка. Региональные банки, наоборот, сворачивают факторинговый бизнес. Что происходит на рынке?

Чужие здесь не ходят

С 2002 до 2007 года объем российского рынка факторинга увеличился с 0,2 до 11 млрд долларов, к середине 2008-го достиг 20,2 млрд долларов. Первопроходцами начала 2000-х были специализированные факторинговые компании, затем направление начали развивать крупные московские банки. Многим из них удалось превратить его в самостоятельный отдельный бизнес, некоторые факторы вошли в десятку крупнейших игроков рынка (BSGV, Газпромбанк). В 2006 - 2007 годах лидеры рынка, работающие до сих пор преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, начали экспансию в регионы. До конца 2008-го динамика развития уральского рынка соотносилась с общероссийской, его доля в общей структуре уступленной российским факторам дебиторской задолженности стабильно превышала 8%. На волне растущего спроса факторинговые продукты стали разрабатывать и продвигать региональные кредитные учреждения.
Однако в 2009 году практически все игроки рынка существенно сократили объемы факторингового финансирования.

«В первые месяцы 2009 года BSGV заключил примерно столько же сделок, сколько и в начале 2008-го. Хотя за прошлый год факторинговое направление выросло примерно втрое», - подтверждает снижение динамики генеральный директор екатеринбургского филиала BSGV Алексей Павин.

Факторы вынуждены сокращать количество новых сделок из-за падения платеже­способного спроса со стороны потенциальных заемщиков и сокращения собственной ресурсной базы. С одной стороны, из-за того, что большинство игроков аффилированы с банковскими структурами, а в условиях снижения ликвидности банков поддержка факторингового направления «материнскими» структурами существенно сократилась. С другой - в кризис факторы столкнулись с ухудшением платежеспособности дебиторов, просрочками и полным невозвратом. «У отдельных факторов доля проблемной дебиторки в портфеле, судя по отчетности, достигла астрономического уровня, более 80%», - отмечает член правления Национальной факторинговой компании Корнелиу Робу.

«Сначала дебиторы задерживают платежи, и фактор сталкивается с непогашением финансирования. Он обращается за регрессом к клиенту-поставщику, но и тот часто оказывается не в состоянии самостоятельно и своевременно вернуть ранее полученное финансирование из-за задержек или неоплаты поставок», - подчеркивает начальник отдела развития бизнеса факторинговой компании «Лайф» Александр Федоров.

Уже зимой 2008/09 два крупных игрока рынка - Еврокоммерц и межрегиональная факторинговая компания «Траст» - столкнулись с финансовыми проблемами, напрямую связанными со сложностями сбора дебиторской задолженности, под которую проводилось финансирование. В итоге Еврокоммерц из-за долгов вынужден был продать более 70% акций, а «Траст» в феврале продан Группе ВТБ (благодаря этой сделке ВТБ и смог ускорить запуск собственного направления факторинга).

Проверка надежности

Чтобы сохранить финансовую устойчивость, фактры, во-первых, пересматривают принципы работы с клиентами, стараясь обезопасить себя от возможных рисков. К реструктуризации задолженности они пока не прибегают, однако практически все опрошенные нами игроки отмечают, что с этого года они отказались от безрегрессного факторинга как наиболее высокорискованного продукта. Новые контракты заключаются исключительно на регрессной основе, которая позволяет фактору предъявить поставщику требования с целью покрытия собственных убытков в случае неплатежеспособности покупателей. Кроме того, факторы ужесточили требования к платежной дисциплине как компаний-поставщиков, так и их дебиторов. «Если раньше один из дебиторов допускал просрочку платежа свыше периода ожидания, мы продолжали финансирование компании-кредитора по тем дебиторам, которые продолжали платить. Сейчас же, если случается просрочка, сразу приостанавливаем финансирование по всем договорам. И возобновляется только после платежа по регрессу либо поступления денег от дебитора», - отмечает Алексей Павин.

Об изменениях политики Национальной факторинговой компании по отношению к существующим и потенциальным клиентам рассказывает Корнелиу Робу:
- Раньше клиент сам мог выбирать, финансирование по каким дебиторам передавать нам на покрытие. Сейчас мы обязываем его передавать нам всю дебиторскую задолженность. Увеличились сроки рассмотрения лимитов на дебиторов. Мы стали тщательнее подходить к сбору и анализу информации, от которой зависит величина устанавливаемого на дебитора объема финансирования.

В отношении новых клиентов факторы расширили стоп-лист. Главным образом, это коснулось строителей, полиграфистов, а также тех, кто специализировался на торговле элитными товарами. Но по-прежнему рассматриваются заявки от компаний, связанных с производством и реализацией товаров повседневного спроса: продуктов питания, бытовой химии, косметики. «Мы продолжаем финансировать предприятия пищевой промышленности. Наиболее интересны те, кто работает в среднем и низком ценовых сегментах: у таких компаний спад минимальный, а у некоторых даже подъем», - говорит начальник кредитного управления СКБ-банк Ольга Чжан. Кроме того, собственные риски факторы закладывают в стоимость кредитования: с лета прошлого года средняя ставка на рынке выросла с 15 - 18% до 25 - 28%.

Почистить и оздоровить

Вероятнее всего, с рынка уйдут небольшие банки, в которых факторинговое направление было запущено незадолго до появления кризисных явлений в экономике. «Когда на рынке межбанковских кредитов возник дефицит средств и сильно подорожали ресурсы, банки, не имеющие постоянных источников фондирования, столкнулись с проблемой дефицита средств и решили ее за счет отказа от финансирования клиентов по продуктам, не предусматривающих твердый залог. В частности по факторингу», - отмечает старший вице-президент, директор по развитию продуктов и клиентскому обслуживанию Альфа-Банка Борис Медовой.

Также стоит ожидать сокращения количества неаффилированных с банками самостоятельных факторинговых компаний - им просто неоткуда взять деньги. Правда, на Урале такие факторы до кризиса представлены не были.

В то же время можно рассчитывать на то, что банки, в которых факторинговое направление работает не один год и выделено в самостоятельный бизнес, будут сохранять и развивать его. Во-первых, ставки по нему традиционно выше, чем по стандартным банковским продуктам. Во-вторых, номинальная стоимость дебиторской задолженности, как правило, фиксируется в момент ее возникновения и не уменьшается в зависимости от рыночных условий. Наконец, при уступке задолженности фактор может контролировать собственные риски за счет диверсификации портфеля по каждому из клиентов: вероятность одновременного дефолта всех дебиторов все же невысока.

Комментарии

Материалы по теме

Круглосуточный рост

Большая переделка

Тень пирамиды

Малому кораблю — большое плавание

Рождение прецедентов

 

comments powered by Disqus