Чтоб не гибнуть за металл

Чтоб не гибнуть за металл Владимир Николаевич, какие инструменты применяются правительством Челябинской области для привлечения инвестиций?

Во-первых, действует областной закон «О стимулировании инвестиционной деятельности», который обобщил все ранее принятые нормативно-правовые акты. Закон предусматривает предоставление инвесторам различных форм государственной поддержки.

Владимир Дятлов

Владимир Дятлов

Наиболее эффективной из них является возмещение предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, части процентов за пользование банковскими кредитами. В нашей области эта форма применена в одной из первых в России. Уже пятый год в областном бюджете предусматриваются расходы на эти цели, в том числе и в сфере малого предпринимательства. В 2004 году господдержка оказана 72 организациям. В итоге на 50 млн рублей увеличился объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области, создано почти 1300 новых рабочих мест, предприятия привлекли дополнительные финансовые ресурсы — около 680 млн рублей.

Во-вторых, правительство области проводит конкурс на лучший инвестиционный проект для муниципальных образований. По итогам первых двух сформирован каталог региональных инвестиционных проектов. В апреле — мае мы планируем объявить очередной конкурс.

В-третьих, все большее внимание уделяется административному сопровождению проектов: наиболее интересные и перспективные из них берутся под особый контроль правительства области. Инициаторам проектов оказываются максимальное содействие и помощь в организации бизнеса.

— Каким образом происходит отбор инвестпроектов? В развитии каких точек роста заинтересовано областное правительство?

— Одна из них — развитие инновационной инфраструктуры, наукоемких производств, которые позволяют обеспечить не только количественный, но и качественный рост в экономике области. С целью разработки и экспертизы высокотехнологичных инвестиционных проектов в сентябре 2003 года на базе Южно-Уральского государственного университета создан инновационный инкубатор. На сегодняшний день подготовлено 13 инновационных проектов и порядка 30 инновационных идей. А для продвижения инновационных проектов и поиска инвесторов в октябре 2003 года при Центре научно-технической информации открыта постоянно действующая выставка «Интеллект. Инновации. Инвестиции», с 1999 года проводится областной конкурс «Инновация». В марте прошлого года зарегистрирован Южно-Уральский венчурный инновационный фонд «Инновации. Технологии. Развитие», а в сентябре создан межведомственный координационный совет по вопросам инновационной деятельности. Сейчас готовится проект областной целевой программы развития инновационной деятельности и технопарков на 2005 — 2007 годы. При дальнейшем развитии инфраструктуры доля инновационной продукции, как мы прогнозируем, дойдет до 10% в приросте объемов промышленного производства.

Не менее перспективное направление — туризм и отдых. Наша область обладает уникальными природно-климатическими условиями: живописные ландшафты, горы, озера, леса, пещеры, природные целебные источники, горнолыжные спуски, историко-археологические достопримечательности, самая известная из которых проект «Аркаим — Страна городов», презентованный в ЮНЕСКО. В настоящее время рассматривается вопрос о включении памятника в программу мирового культурного наследия.

Необходимо изменить имидж Челябинской области, чтобы она славилась не только как индустриальный регион, «опорный край державы», но и как туристический центр, а для этого надо развивать инфраструктуру, строить новые гостиницы, дороги и другие объекты туристического бизнеса.

Высокими темпами развиваются стройиндустрия, туризм, связь. Правительство области заинтересовано в развитии высокотехнологичных отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, таких как машиностроение, легкая промышленность, оказывает им поддержку в рамках территориального заказа, реализации инвестиционных проектов.

Доверяй, но проверяй

— Избирательность чиновника чревата коррупцией. Какие антикоррупционные меры предпринимаются правительством области?

— Одним из главных способов снижения коррупции является в первую очередь обеспечение прозрачности и контролируемости системы управления, повышения ее эффективности. В прошлом году в рамках проводимой федеральным правительством бюджетной реформы у нас сформирован реестр расходных обязательств областного бюджета. Теперь осуществление расходов возможно только при наличии соответствующего нормативно-правового акта.

В прошлом году правительство России приняло концепцию реформирования бюджетного процесса до 2006 года, которая направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами через переход на бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, который обеспечивает распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых результатов использования бюджетных средств. Нашими министерствами подготовлены «пилотные доклады», анализирующие эффективность их деятельности с позиции метода БОР.

С целью экономии бюджетных средств все закупки для областных государственных нужд проводятся на конкурсной основе. Размещение государственного заказа происходит путем открытых конкурсов. В 2004 году проведено 436 конкурсов на сумму финансирования 7,3 млрд рублей. В среднем в конкурсах участвуют по пять претендентов. В 2004 году победителями стали более 400 предприятий. Из них 34,2% — субъекты малого и среднего бизнеса. Благодаря закупке продукции на конкурсной основе экономия бюджетных средств за прошлый год, определенная при сравнении закупочных цен со среднерыночными оптовыми ценами, составила 417,8 млн рублей. Это в 1,7 раза больше экономии бюджетных средств за аналогичный период 2003 года. Сэкономленные средства пошли на приобретение дополнительной продукции для нужд социальной сферы.

— Президентом провозглашена административная реформа, направленная на сокращение государственных расходов на содержание госаппарата при одновременном повышении качества отправления государственных функций, на снижение бюрократических барьеров на пути развивающегося бизнеса. Какие в связи с этим требования предъявляются сотрудникам областного правительства? По каким критериям оценивается их деятельность? Каким образом субъекты экономики участвуют в оценке их деятельности?

— Мы провели ревизию государственных функций, реализуемых правительством и органами исполнительной власти области. В результате реорганизации упразднены 22 областные структуры органов исполнительной власти и созданы на их базе 12 структур.

В соответствии с областным законом государственная служба в области основана на принципах гласности, профессионализма и компетенции госслужащих, равного доступа граждан к госслужбе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, ответственности за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

К государственным служащим предъявляются четкие квалификационные требования, в которые включаются: уровень профессионального образования с учетом специализации государственной должности; стаж и опыт работы по специальности; уровень знаний законодательства применительно к исполнению соответствующих государственных полномочий.

Для оценки соответствия госслужащих занимаемым должностям периодически (раз в два-четыре года) проводится аттестация. За образцовое выполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности предусмотрены меры поощрения. За неисполнение, ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей государственный служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по действующему законодательству.

Оценка деятельности органов исполнительной власти субъектами экономики области осуществляется через их участие в общественно значимых мероприятиях, которые ежегодно организует правительство и органы государственной власти области. Я имею в виду Гражданский, Экономический и Инвестиционный форумы, съезд представителей малого бизнеса, круглые столы и семинары по различным тематикам. Такая работа организована в форме «диалога» между властью, бизнесом и обществом.

Мал да удал

— Намеченная вами научно-техническая перестройка основных производств высвободит массу трудоспособного населения. Достойное ее применение — малый и средний бизнес. Какие меры предпринимаются правительством Челябинской области для его поддержки, развития и защиты от административного произвола?

— Для экономики Челябинской области малый бизнес приобретает все большее значение. На 1 января этого года численность занятых в малом бизнесе (с учетом индивидуальных предпринимателей и фермеров, включая наемных работников) составила без малого 550 тыс. человек. Это 32% от общей численности занятых в экономике области. Выпуск товаров и услуг малым бизнесом оценивается в 110 млрд рублей.

В области действует уже третья программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства. Ее основные направления — снижение административных барьеров, финансово-кредитная поддержка, информационная поддержка и развитие инфраструктуры, подготовка и переподготовка кадров, развитие инновационного, женского и семейного предпринимательства.

Приоритетной задачей программы остается разработка законодательных мер по устранению административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности. В 2004 году областным министерством экономического развития проведен анализ нормативных правовых актов, препятствующих развитию малого бизнеса. В Челябинске, Магнитогорске, Чебаркуле, Миассе, Златоусте выявлено несоответствие нормам федерального законодательства. Прокуратурой области вынесен протест на эти нормативные правовые акты.

В 34 муниципальных образованиях области, чтобы упростить выдачу разрешительных документов для осуществления предпринимательской деятельности, приняты постановления о создании единых центров обслуживания физических и юридических лиц по принципу «одно окно».

Правительство области оказывает и прямую финансово-кредитную поддержку малого предпринимательства. В прошлом году 62 субъектам выдано компенсаций процентов по кредитам коммерческих банков и договорам лизинга на сумму 7,6 млн рублей. В результате создано более 900 рабочих мест, объем налоговых отчислений увеличился на 64,7 млн рублей. Компенсацию расходов на участие в торгово-экономических миссиях, выставках, ярмарках получили 29 субъектов малого предпринимательства на общую сумму почти 770 тыс. рублей. А договоров и соглашений о сотрудничестве заключено на сумму 11,6 млн рублей.

При участии правительства ведется подготовка и переподготовка кадров для малого предпринимательства. В прошлом году проведено более 60 выездных семинаров по актуальным вопросам ведения бизнеса для более чем 1600 предпринимателей, за счет средств областного бюджета на базе Челябинского госуниверситета обучено 500 начинающих предпринимателей. В рамках президентской программы подготовки управленческих кадров для народного хозяйства, финансируемой на паритетных началах федеральным и областным бюджетами, обучены 70 предпринимателей.

Ежегодно проводятся конкурсы, ставшие уже традиционными: «Лучший предприниматель в Челябинской области», «Лучшее освещение темы малого бизнеса», «Лучший информационно-консультационный центр Челябинской области», «Инновация», «Женщина — директор года», выставка «Современный бизнес. Технологии XXI века», съезд представителей малого бизнеса Челябинской области. С учетом предыдущего опыта разрабатывается проект программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства на ближайшие три года.

Дополнительные материалы:

Таблица. Крупнейшие компании Челябинской области по объему реализации продукции

Комментарии

Материалы по теме

Кооператив «Большой Урал»

Деньги на разведку

Город золотой

Поверить в город. И в себя

Кто — мы?

 

comments powered by Disqus