Михаил Шарин: «Повышение внутренней эффективности — наш ответ ухудшению экономики»

Михаил Шарин: «Повышение внутренней эффективности — наш ответ ухудшению экономики»

Меняющаяся конъюнктура рынка грузовых перевозок заставила Федеральную грузовую компанию (ОАО «ФГК») пересмотреть подходы к ведению бизнеса. Один из новых приоритетов - борьба за снижение порожнего пробега и повышение эффективности перевозочного процесса. Об изменениях, которые уже произошли в компании и которые ее ждут, мы поговорили с заместителем генерального директора ОАО «ФГК» Михаилом Шариным.

- Михаил Евгеньевич, погрузка на сети РЖД в 2013 году сократилась на 2,8%, общий объем перевезенных ФГК грузов вырос в 2,7 раза. За счет чего произошел такой скачек?

- По итогам прошлого года общий объем перевезенных компанией грузов составил около 150 млн тонн, это действительно в 2,7 раза больше чем в 2012-м. Такого результата удалось добиться за счет увеличения количества вагонов в самостоятельном управлении, расширения клиентской базы, повышения качества обслуживания, улучшения диспетчерского контроля. Екатеринбургский филиал на фоне других выглядит достойно: второе место по объемам погрузки после Новосибирского филиала, объем грузовой работы - 356 тыс. вагонов - 9% от общего по компании. Но надо понимать, что ухудшение общеэкономической ситуации в России не могло не сказаться на железнодорожной транспортной системе, в том числе на состояние компаний - собственников вагонного парка. Ухудшение состояния грузообразующих отраслей привело к образованию избытка вагонов и агрессивной политике грузоотправителей в области ценообразования. За неравномерностью погрузки в основных узлах погрузки последовал рост порожнего пробега вагонов.

- Получается, кратный рост погрузки не совсем точно характеризует итоги работы компании?

- Учитывая, что вагон приносит затраты при всех видах простоя, операторы были вынуждены снижать цены в части вагонной составляющей с целью снижения непроизводительных расходов на простой. Для ФГК, как одного из крупнейших собственников грузовых вагонов на транспортном рынке России, это выразилось в поступательном снижении доходности перевозок на протяжении всего года.

- Одна из последних новостей ФГК - заключение договора с РЖД о технологическом аутсорсинге. В чем его суть? Является ли это ответом на обозначенные вами изменения?

- Да, мы считаем, что к кризисным явлениям необходимо относиться как к новым возможностям, экономические трудности привели к ряду мер по реальному снижению себестоимости услуг ФГК. Как пример можно привести разработку технологического аутсорсинга в вопросах управления вагонным парком. Суть технологии состоит в оптимизации перемещения порожних вагонов на основе принципов сетевой регулировки управления «обезличенным парком». Оператор продолжает исполнять все обязательства перед клиентом, но, как только вагоны выгрузились, они обезличиваются, и их передислокация будет организована РЖД на принципах инвентарного парка с учетом оптимальной логистики и эффективной организации перевозочного процесса в любую точку, где требуется подвижной состав. Собственник вагона сам регулирует ценообразование в зависимости от конъюнктуры рынка, монополия оставляет за собой лишь право на управление порожними вагонами. Такая модель позволит обеспечить интересы обеих сторон как с точки зрения рационального использования инфраструктуры, так и минимизации затрат на порожний пробег. РЖД берет на себя обязанность по оптимизации логистики доставки порожних вагонов к местам погрузки, по сокращению простоя вагонов на станциях погрузки/выгрузки, а также сокращения оборота вагона и порожнего пробега, снижая нагрузку на инфраструктуру. Для нас оптимизация логистики порожних вагонопотоков является важнейшим фактором повышения эффективности использования подвижного состава. Этот вопрос крайне актуален, учитывая величину парка ФГК, масштаб их предоставления, а также структуру клиентского портфеля, значительную долю которого занимают малые и средние грузоотправители.

- Насколько я знаю, ФГК - первый оператор, решивший организовать отношения с РЖД в такой форме. Возможно ли распространение этой практики?

- Она доступна любому оператору подвижного состава, изъявившему желание включить свои вагоны в «обезличенный парк», присоединится к работе по новой технологии. Для этого требуется урегулировать вопросы финансовой ответственности и порядок взаиморасчетов за пользование вагонами чужой собственности с другими операторами, уже передавшими вагоны в консолидированный парк.

- Вы сказали, что ухудшение экономической ситуации родило стремление к повышению эффективности бизнеса. А можете привести еще какой-то пример, помимо технологического аутсорсинга?

- Прорабатывается вопрос развития собственной производственной базы по ремонту вагонов.

Показательны результаты работы ВРП Смычка в Нижнем Тагиле. Себестоимость плановых видов ремонта здесь значительно ниже уровня подобных услуг на рынке ремонта вагонов, деповской ремонт, к примеру, в два раза дешевле, чем в вагоно-ремонтных компаниях. В 2013 году ВРП Смычка вышло на уровень объемов производства, которые достигало в советский период в составе Министерства путей сообщения.

- 2014 год едва ли будет для нашей экономики простым. Какие у вас ожидания? Что станет для ФГК точками роста?

- В наших планах - расширение клиентской базы и, как следствие, увеличение доли рынка. Эта задача будет реализовываться за счет повышения клиентоориентированности, улучшения уровня качества предоставляемых услуг, внедрения новых продуктов с учетом индивидуальных потребностей клиентов. Предусматриваются проекты, направленные на внедрение новых прогрессивных технологий перевозок. Внедряются технологии аутсорсинга управления вагонным парком, с учетом положительного опыта введения оферты на крытые вагоны и полувагоны, услуга договоров публичной оферты распространяется на платформы. Напомню, она в первую очередь предназначена для предприятий малого и среднего бизнеса, и на сегодня ею интересуется довольно много клиентов. Основное правило нашей работы - непрерывное развитие и долгосрочное сотрудничество.

Для справки:
Открытое акционерное общество «Федеральная грузовая компания» (ОАО «ФГК» - дочернее общество ОАО «РЖД») начало хозяйственную деятельность в 2010 году. Основным видом деятельности ОАО «ФГК» является предоставление собственного подвижного состава под перевозки, а также оказание транспортно-экспедиционных и иных услуг.Вагонный парк ОАО «ФГК» насчитывает 162 тыс. единиц подвижного состава.

На всем полигоне российских железных дорог работают 14 филиалов ОАО «ФГК». Открыты представительства ОАО «ФГК» в Украине и Республике Казахстан. Официальный сайт ОАО «ФГК» www.railfgk.ru

Комментарии

Материалы по теме

Проездом

Полугодовалый монстр

Дорогое удовольствие

22 вагоноремонтных предприятия намерено продать ОАО «РЖД» до конца года

Восемь вагонов пассажирского поезда № 337/338 сошли с рельсов

Железнодорожная конфликтология

 

comments powered by Disqus