Скованные

Скованные Два десятка уральских городов напрямую страдают от отраслевого кризиса в черной металлургии. Но только поддержкой градообразующего предприятия проблему не решить: нужны комплексные антикризисные меры, учитывающие как территориальные особенности регионов, так и корпоративную политику металлургических холдингов.

В середине марта на встрече «Кадровое обеспечение промышленности» с представителями вузов и руководителями промышленных предприятий УрФО замминистра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов объявил: «К 2015 году в России не должно быть ни одного моногорода. Это означает, что нужно диверсифицировать структуру соответствующих региональных экономик, сохранив при этом квалифицированные кадры». Насколько адекватно чиновники оценивают инерционность отечественного экономического комплекса и возможности его развития, делая такие громкие заявления, судить не беремся. Надежду вселяет то, что проблемой монопоселений озаботилась федеральная власть: одних только региональных усилий для ее решения явно недостаточно.

Шесть недель назад «Эксперт-Урал» открыл серию публикаций, посвященных монопрофильным городам Урало-Западносибирского региона. Начали мы с предприятий цветной металлургии (см. «Медным тазом», «Э-У» № 8 от 02.03.09 ). Предлагаемый сегодня материал посвящен проблемам моногородов, завязанных на черную металлургию.

Одна нога здесь, другая - там

В выборку вошли 11 городов из Свердловской области, пять - из Челябинской, по городу от Оренбургской области, Башкортостана и Пермского края (см. карту).

Карта Уральские города с преобладанием черной металлургии в экономике

Уральский горно-металлургический комплекс, один из наиболее развитых в стране, включает все виды производств: горнорудное, коксохимическое, доменное, сталеплавильное, прокатное, трубопрокатное и трубосварочное, ферросплавное и огнеупорное. Отсюда важнейшая особенность сформированной выборки - разнообразие типов городов по численности населения. В отличие от небольших моногородов со специализацией в цветной металлургии, в ее состав входят как малые (Нижние Серги, Бакал) и средние (Белорецк, Полевской) города, в которых расположены относительно небольшие предприятия, осуществляющие отдельные технологические переделы, так и крупные промышленные центры мирового значения - Новотроицк, Магнитогорск и Нижний Тагил. В двух последних действуют комбинаты полного цикла, которые в силу объемов производства требуют привлечения значительных трудовых ресурсов.

Еще особенность: функционирование многих предприятий критично для обеспечения стабильного развития отрасли в масштабах не только региона, но и страны в целом. Например, на территории малых городов Сатки и Богдановича работают предприятия-лидеры на общероссийском рынке огнеупоров, в Магнитогорске кроме металлургического комбината действует еще и крупнейшее в стране метизно-калибровочное производство, Качканарский ГОК «Ванадий» - единственный в России, выпускающий железованадиевый концентрат.

Как и в случае с цветной подотраслью, большинство рассмотренных чернометаллургических предприятий входят в состав вертикально-интегрированных структур. Пять градообразующих предприятий относятся к Евраз Групп, три - к ММК, по два - к НЛМК и Трубной металлургической компании. Еще семь холдингов представлены по одному предприятию (подробнее см. таблицу). Только пять производств из рассмотренных 23 формально не являются членами вертикально-интегрированных групп. Таким образом, ситуация в городе во многом определяется политикой холдинга, формирующего общекорпоративную стратегию, ее ролью в реализации каждого предприятия и опосредованно перспективами развития территории. При этом сразу появляется несовпадение «весовых категорий». Местным, а зачастую и региональным властям практически невозможно выстроить диалог и вступить в переговорный процесс с руководством крупнейших вертикально-интегрированных металлургических компаний. С этой точки зрения решение проблем моногородов становится задачей федерального масштаба.

Таблица Моногорода и градообразующие предприятия в черной металлургии

Еще один фактор развития города, следующий из структуры собственности градообразующего предприятия, - расположение центров принятия управленческих решений. У большинства холдингов штаб-квартира размещается в Москве или за границей. В результате территория города стала исключительно производственной площадкой, функционирующей ради достижения корпоративных целей. Усложняется процесс принятия решений, взаимодействие с представителями власти даже на региональном уровне. Безусловно, нельзя отрицать, что вхождение предприятий в вертикально-интегрированные группы серьезно повышает степень их экономической устойчивости, однако всегда необходимо помнить о цене, которую надо заплатить за потерю самостоятельности. Один из самых печальных примеров - Златоустовский металлургический завод. Последнее время он входил в состав группы Эстар и был ее единственным активом на Урале (предприятия группы разбросаны по всей стране). Завод не прошел своевременную полноценную модернизацию основных фондов, в результате выпуск продукции на устаревшем оборудовании оказался нерентабельным: себестоимость в полтора раза превысила рыночную цену. Без убытков он может делать только нержавеющую проволоку.

Совпадение места производства и центра управления, на наш взгляд, более выгодно с точки зрения стабильного развития города. В нашей выборке это характерно для самостоятельных предприятий, группы ММК с головным предприятием в Магнитогорске и группы «Магнезит» с комбинатом в Сатке. В этом случае, во-первых, руководство компании более внимательно к проблемам города, во-вторых, денежные потоки аккумулируются на территории, в-третьих, средоточие административных функций крупного предприятия способствует развитию непроизводственного сектора экономики города.

Ребра жесткости

Как и в случае с территориями базирования цветной металлургии, для оценки устойчивости города мы рассмотрели уровень развития малого бизнеса и структуру местного бюджета.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от политики региональных властей. Так, почти все города Челябинской области по данному показателю оказались в лидерах, поселения Свердловской области - в числе отстающих (см. график). Причем, если по городам Челябинской области более крупный город показывает и более высокие среднедушевые объемы выручки малых предприятий, то в Свердловской области ситуация неоднозначна. Например, крупный Нижний Тагил проигрывает третьему и четвертому городу в своей области, и только чуть-чуть опережает челябинскую Ашу.

Аутсайдерами стали города, расположенные на севере Свердловской области (Серов и Нижняя Салда), характерные проблемы наблюдаются в Качканаре. Север Свердловской области уже может быть отнесен к территориям дисперсного расселения, ядрами которых преимущественно являются малые горнозаводские города, хотя формально эта территория в группу регионов Крайнего Севера не входит. Малая численность жителей, относительно невысокий уровень доходов, пространственная изолированность от крупных населенных пунктов, низкая плотность населения на прилегающих территориях - вот объективные факторы, препятствующие формированию в горнозаводских городах уральского севера полноценных зон обслуживания и сбыта. Этого нельзя не учитывать при выработке региональной политики.

Проблематичным в кризисных условиях видится сохранение стабильности доходов местных бюджетов моногородов. Всего в двух «металлургических» городах - Новотроицке (Оренбургская область) и Ревде (Свердловская область) - доля налоговых поступлений в бюджете превышала долю безвозмездных перечислений. Основную часть налоговых доходов местных бюджетов по-прежнему составляют федеральные и региональные трансферты и остающиеся на территории доли расщепляемых федеральных налогов на прибыль и доходы физических лиц (см. график на с. 17).

Доли основных статей в доходах городских бюджетов

Источником существенных поступлений и основой самостоятельности городских бюджетов должны стать местные налоги (главная роль - у налогов на имущество). В среднем по нашей выборке доля налогов на имущество в суммарных доходах бюджетов не превышает 6,5%. Причем здесь четко прослеживается такая тенденция: более значимую роль местные налоги играют в структуре доходов бюджетов крупных городов (Нижний Тагил - 15%, Магнитогорск - 13,6%, Новотроицк - 12,3%). Что касается еще одного источника самостоятельности, доходов от использования муниципального имущества, здесь четко выраженной связи с размером города не наблюдается. Безусловным лидером с двукратным отрывом выступает Магнитогорск, далее следуют Нижний Тагил, Сатка и Полевской. Таким образом, для малых и средних городов особую остроту имеют проблемы не просто недостаточности налоговой базы, но и эффективного налогового администрирования и управления имуществом.

Вполне ожидаемо, что максимально дотационными будут муниципальные районы (Аша, Сатка, Нижние Серги): в их состав входят поселения, в том числе сельские, с традиционно низким уровнем экономической активности. А невысокая доля налоговых доходов в бюджете почти двухсоттысячного Златоуста свидетельствует о наличии серьезных проблем, связанных с обеспечением эффективного функционирования городской экономики.Принимая во внимание рассмотренные критерии, можно сделать вывод: самые проблемные с точки зрения зависимости от градообразующего предприятия в нашей выборке - Нижние Серги и Качканар (Свердловская область). Это небольшие города с несамостоятельными бюджетами, сильно зависящие от единственного крупного предприятия и практически не имеющие в структуре экономики предпринимательского сектора для сглаживания негативных процессов в черной металлургии. Высока степень зависимости и в челябинской Сатке, однако здесь хорошо развит непромышленный сектор, кроме того, размещение головного предприятия группы компаний «Магнезит» становится для города положительным фактором. Замыкают группу «болезненно» зависимых городов Чусовой в Пермском крае, Новотроицк в Оренбургской области и Аша в Челябинской.

Разные вторые

Особое внимание уделим Нижнему Тагилу и Магнитогорску. Они сопоставимы по численности (376 и 410 тыс. человек соответственно), оба по Градостроительному кодексу РФ относятся к разряду крупных (более 250 тыс. жителей) и являются крупнейшими населенными пунктами после областных центров, в обоих - металлургические комбинаты полного цикла. Казалось бы, высокая численность населения с достаточно стабильным уровнем доходов создает хорошие предпосылки для развития емких внутренних рынков этих городов. Однако анализ роли городов-промышленников и областных центров демонстрирует наличие существенных диспропорций.

Магнитогорск приближается к областному центру (Челябинску) по объему работ в строительстве и инвестициям, а по номинальной среднемесячной начисленной зарплате (в 2007 году) опережает его на 20%. При этом по показателю доли в общеобластном вводе жилых домов и обороте розничной торговли разрыв с областным центром, напротив, удручающе велик. Все это свидетельствует о дисбалансе между покупательной способностью населения и уровнем развития потребительского рынка, о недоиспользовании городского потенциала.

Суммарная выручка малых предприятий на душу населения

Ситуация в Нижнем Тагиле еще более плачевна. Город, занимающий второе место по численности населения после областного центра (Екатеринбурга), безнадежно проигрывает ему по показателям, характеризующим долю в основных производственных фондах, строительстве, вводе жилья, объеме инвестиций и розничном товарообороте. При этом средняя заработная плата в Нижнем Тагиле в 2007 году составила 13,1 тыс. рублей, что почти на 40% меньше, чем в Екатеринбурге, а также меньше, чем в третьем и четвертом городах региона - Каменске-Уральском и Первоуральске.

Бесспорно, не может не возникнуть вопрос об издержках сверхцентрализации экономической активности в столице региона. В текущей экономической ситуации для сглаживания отраслевых проблем в больших городах-промышленниках основным должно стать снятие административных и институциональных ограничений в развитии непромышленного сектора, а также способствование обратному (децентрализационному) перераспределению ресурсов.

В мировом масштабе

Кризис - это не просто нехватка денег, которая может затянуться надолго. Кризис - это в первую очередь потеря смысла и ориентиров деятельности в рамках старой системы, неспособность сформировать инновационную современную модель экономики, к которой должна двигаться страна.

С точки зрения государственной политики, сейчас огромное значение имеют не только дополнительные средства, которые, как обещают, могут пойти на антикризисные мероприятия, но и продуманные действия, направленные на повышение эффективности управления. Именно сегодня - политически удобный момент для внедрения на региональном и местном уровне полноценных программ бюджетирования и управления по результатам: в условиях общего сокращения расходов привычное сопротивление этим процессам видится минимальным.

Увеличению доходов местных бюджетов может способствовать не только перераспределение бюджетного пирога, но и повышение эффективности налогового администрирования, устранения противоречий и нестыковок в нормативных актах Федеральной налоговой и миграционной служб, Роснедвижимости, Федеральной службы судебных приставов, министерства внутренних дел. Так, до сих пор отсутствуют законодательно установленные сроки государственной регистрации объектов недвижимого имущества. Далеко не все земельные участки полноценно оформлены и внесены в кадастр. Большой проблемой остается нецелевое использование земельных участков. В силу отсутствия четкого правового статуса системы муниципальной статистики у местных органов власти нет достаточной информации для установления адекватных условий исчисления единого налога на вмененный доход и т.д.

Кризис в очередной раз подчеркнул необходимость разработки программы пространственной гармонизации регионального развития. Программа должна включать формирование полноценной поселенческой политики, механизмы снижения территориальной сверхцентрализации.

В частности, особого внимания требуют проблемы, связанные с реализацией потенциала средних и крупных металлургических городов Большого Урала как центров новых городских агломераций. Необходимо больше внимания уделять проблемам промышленных городов северного Урала, которым в силу низкого потенциала расселения объективно труднее развивать малый бизнес и диверсифицировать экономику.

Дальнейшее развитие невозможно без решения системных отраслевых проблем металлургического комплекса. Степень износа основных производственных фондов в черной металлургии сегодня приближается к 50%; нарушен ранее действовавший механизм воспроизводства рудно-сырьевой базы металлургии; заморожены геологоразведочные работы; недостаточна железорудная база черной металлургии Урала и Западной Сибири; освоение большинства имеющихся месторождений нерентабельно, а их запасы числятся как забалансовые.
Поэтому так важно сейчас не просто призывать спасать моногорода и градообразующие предприятия, а заняться формированием комплексной антикризисной стратегии, учитывающей территориальную, региональную, социальную, бюджетную, отраслевую и корпоративную специфику. А для этого нужно выстроить конструктивный диалог между представителями власти, бизнеса и общественности на самом высоком - федеральном - уровне.

Соавтор публикации - Ирина Тургель, Доктор экономических наук, профессор, проректор по науке Уральской академии госслужбы 


Комментарии

Материалы по теме

День независимости

Поделись субвенцией своей

Равнение на вторые

Посторонним вход

Перекресток семи дорог

 

comments powered by Disqus