Уверен — обгоняй

Уверен — обгоняй
Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

Есть ли у нас внятная стратегия развития отечественного автопрома? Новые менеджеры АвтоВАЗа, выходцы из государственного «Рособоронэкспорта», считают, что есть: надо возвести несколько заводов-гигантов на базе ВАЗа в расчете на создание нового национального автомобиля.

Между тем, по словам заместителя генерального директора научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института Ольгерта Гируцкого, программа разработки нового модельного ряда легковых автомобилей на основе создания семейства современных бензиновых и дизельных двигателей не финансируется. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и вовсе заявил, что не знает, зачем государству контроль за АвтоВАЗом: смена руководства на предприятии «не является инициативой правительства». (По сведениям Гируцкого, руководитель федерального Агентства по промышленности Борис Алешин, вошедший в новый состав совета директоров АвтоВАЗа, «перешагнул через голову Христенко и Фрадкова, обратясь напрямую к Путину».) По концепции вазовцев прошлись также собственники и директора остальных автозаводов: им в ней места не нашлось.

Все это ставит под сомнение и «государственность» идеологии нового вазовского менеджмента, и саму возможность положительного ответа на вопрос, которым мы открыли эту статью. Наши ощущения подтверждает исполнительный директор Ассоциации автопроизводителей России Игорь Коровкин: «Недавно мы получили документ — Cars-21, в котором прописано развитие европейской автомобильной структуры на весь XXI век. Европа понимает, что перспективы автомобилестроения, отрасли, которая способствует развитию промышленности в целом, должны просматриваться на десятилетия вперед. В России же существует некий план развития автопрома до 2010 года. А 2010 год уже почти настал».

А пока суть да дело, в конце марта в бывшем цехе сборки баллистических ракет для подводных лодок ФГУП «Златоустовский машиностроительный завод» (ЗМЗ, Челябинская область) Уральская автомобильная компания (УАК) приступила к серийному производству пятиместных легковых внедорожников Shuttle BDD 6491T 4WD — усовершенствованного варианта китайского внедорожника Dadi Shuttle. Это первый уральский джип, внешне похожий на известные модели Toyota Land Cruiser Prado и Opel Frontera.

Златоустовское производство — отверточная сборка. Все основные узлы и механизмы выпущены по лицензиям известных автомобильных фирм: двигатель — от Mitsubishi, трансмиссия — от Toyota, топливная аппаратура — от Bosch. Пока уральский внедорожник на 90% состоит из импортных комплектующих, со временем златоустовцы намерены довести долю отечественных деталей до 30 — 40%.

Первая партия — 36 автомобилей. Следующая, 72 машины, сойдет с конвейера в мае. В перспективе, по словам генерального директора УАК Валентина Вертипрахова, предприятие будет ежемесячно выпускать 108 внедорожников, затем выпуск будет увеличен до 216 единиц в месяц и поэтапно — до 6 тыс. в год. Рекомендуемая цена уральского внедорожника — 22 тыс. долларов (цены на Land Cruiser Prado, в зависимости от комплектации, достигают 60 тыс. долларов). 

Как рассказал коммерческий директор УАК Михаил Ческидов, первые машины поделят между собой 32 дилера из крупных российских городов, с которыми уже заключены соглашения. Самая крупная партия (четыре внедорожника) отправляется в Пермь.

Генеральный директор ЗМЗ Сергей Лемешевский уверен, что запуск сборочного автомобильного производства — оптимальное решение, которое позволит предприятию (45% производства которого составляет оборонный заказ) увеличить рентабельность до 7 — 8%, обеспечит рост заработной платы.

Компактное сборочное производство, основанное на международной кооперации, — вот выбор предприятия, самостоятельно борющегося за выживание в агрессивной конкурентной среде. Знает ли господин Лемешевский, что его действия принципиально расходятся с наметками «государственной» идеологии развития автопрома? Думаем, даже если и знает, то не придает этому особого значения: бумага все стерпит. А в жизни побеждает наиболее приспособляемый.

Комментарии

Материалы по теме

Почти японский китаец

Вернись к Sorento

Приехали

Автодилеры начали строить сети внутри региона

Приходите завтра

Даешь десять процентов

 

comments powered by Disqus