Уральский аршин

Уральский аршин Вопрос о готовности уральских компаний к вступлению в ВТО — один из самых обсуждаемых. Вопрос о реформе системы техрегулирования практически неизвестен широкой публике. По мнению участников конференции «Реформа технического регулирования и стандартизации. Проблемы промышленников при вступлении России в ВТО», прошедшей 20 марта в Екатеринбурге, не решив второго вопроса, нельзя будет решить и первый.

Коэффициент конкурентоспособности уральской промышленностиПо данным исследования конкурентоспособности среднеуральских предприятий, к работе в условиях ВТО не готова ни одна свердловская компания, рассказал участникам конференции ректор Уральского экономического университета Михаил Федоров. Основная масса металлургических комбинатов сможет выжить, но уже сейчас им необходимо инвестировать значительные средства в развитие. Среди машиностроителей жизнеспособны производители металлоконструкций, гидравлики, радиаторов, электродвигателей и измерительных приборов. Остальные отрасли отнесены к группе риска.

Одна из главных причин неконкурентоспособности уральских компаний — несоответствие качества менеджмента и продукции мировым стандартам. Ряд крупных игроков пытаются решить эту проблему, проходя сертификацию по международным стандартам. Однако простой перенос западных стандартов на российский рынок не поможет. По мнению экспертов, в частности заместителя руководителя Федерального агентства по техрегулированию и метрологии Сергея Пугачева, требуется разработка собственной системы стандартов, основанных на международных требованиях с учетом национальной специфики.

Здесь и возникают вопросы. Заместитель руководителя комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по техрегулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов объясняет: после распада СССР было решено, что производитель и потребитель — свободные участники рынка. В итоге стандарты, принятые еще в советскую эпоху, должны утратить обязательный характер, а государство будет гарантировать безопасность продукции с помощью системы обязательных техрегламентов, имеющих характер закона. Эта система регламентации легла в основу закона «О техническом регулировании».

Но закон, по мнению многих аналитиков, оказался неэффективным. Неслучайно минувшей осенью ведущие металлургические компании страны, в том числе уральские «Мечел», ТМК, Евразхолдинг, а также НЛМК, направили открытое письмо главе Минпромэнерго Виктору Христенко. В нем они пожаловались на двойственность формулировок закона и высказали опасение, что «внесение в проекты регламентов конкретных технических характеристик продукции неизбежно приведет к замораживанию научнотехнического прогресса».

Участники конференции также выразили недовольство законом, суммировав претензии в резолюции. Зато они одобрили принятие Госдумой 16 марта во втором чтении поправок, которые выводят регулирование безопасности производственных процессов изпод действия закона и дают правительству право самостоятельно утверждать технические регламенты.

Но прежде чем регламент будет утвержден, его нужно разработать. В этом вопросе организаторы конференции возлагают особые надежды на уральский бизнес. Как заметил председатель Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Владимир Семенов, одна из причин кризиса системы техрегулирования состоит в том, что до последнего времени главную роль в разработке реформы играли ведомства, а участие бизнеса было сведено к нулю.

Представитель соорганизатора конференции компании «Кодекс-Люкс» Анатолий Пантелеев заметил, что речь идет об активном участии уральцев в разработке новых нормативов: «Это позволит добиться признания уральских стандартов на мировом уровне». Андрей Лоцманов добавил: «Участие компаний в разработке стандартов позволит не только выпускать продукцию мирового уровня, но быть в курсе тех требований, которые начнут предъявляться к ней через три-четыре года». А значит, подготовиться к ним.

Дополнительные материалы:

Основные недостатки действующего закона:

— отсутствие четкой методической базы;

— включение в сферу действия российских ТР, помимо вопросов безопасности продукции, проблем охраны труда, окружающей среды. В итоге, пока не одобрены новые ТР, разработка более 170 тысяч нормативных актов тормозится;

— отраслевой подход создания техрегламентов, приводящий к многократному повторению идентичных требований безопасности;

— перенос конкретных норм (таких как зона без-опасности вокруг трубопроводов, правила обращения с ручными электроинструментами) из стандартов в законы;

— несоответствие положений закона международным стандартам, даже на терминологическом уровне.

По резолюции участников конференции «Реформа технического регулирования и стандартизации. Проблемы промышленников при вступлении России в ВТО»

Комментарии

Материалы по теме

Подрыв основы

Сертификация системы энергетического менеджмента ООО «Газпром переработка» на соответствие требованиям ISO 50001:2011

Бизнес-процессы ВИЗ-Стали соответствуют международным стандартам

 

comments powered by Disqus