Нелегкий путь

В Челябинской области разрабатывается проект организации ОАО «Южно-Уральская пригородная компания» (ЮУПК) - перевозчика, обслуживающего пригородные маршруты в регионе Южно-Уральской железной дороги. Скорее всего, акционерная компания будет создана по типовой схеме: ОАО «РЖД» будет принадлежать 51% акций, субъекту федерации - 49%.

Как известно, пригородные железнодорожные перевозки - деятельность убыточная, однако социально необходимая. Заказчиком на такие услуги должны выступать власти субъекта федерации, отчасти компенсируя убытки перевозчиков. Как заверил руководитель Южно-Уральской магистрали Виктор Попов, в Курганской и Оренбургской областях уже достигнуты договоренности между РЖД и региональными администрациями о возмещении почти половины планируемых затрат ЮУПК. В Челябинской области переговоры о дотациях пока не закончены.

Пригородные компании создаются в рамках реформирования монополии РЖД по всей стране. ЮУПК станет третьей на Урале: на территории Свердловской железной дороги уже действуют Свердловская пригородная (СПК) и Пермская пригородная (ППК) компании. СПК создана летом 2005 года в числе первых в России, она уже оказывает услуги перевозчика в Свердловской и Тюменской областях, в 2010 году выходит в Югру. ППК начала работать с ноября 2009 года и пока функционирует только как агент по обслуживанию пассажиров (кондукторы, перронный контроль, охрана), но в первом квартале 2010 года планирует получить лицензию на перевозку пассажиров и начать полноценную деятельность.

Жизнь пригородных компаний далеко не безоблачна - региональные бюджеты с большой неохотой выделяют дотации железнодорожникам. Убытки СПК от деятельности в Свердловской области в 2008 и 2009 годах достигали миллиарда рублей ежегодно, при этом объем компенсаций в 2008 году был 196 млн, плановый объем на 2009 год - 161 млн рублей. В итоге перевозчик заявил о вынужденном сокращении маршрутной сети. Однако в декабре 2009 года губернатор Свердловской области Александр Мишарин запретил компании отменять электрички, так как это ударит по малообеспеченным слоям населения и не будет способствовать сохранению стабильности в обществе.

Таким образом, перевозчики попадают в сложную ситуацию. С одной стороны, оказывая общественно значимые услуги, они не могут в полной мере варьировать по своему усмотрению их объем и качество для снижения издержек. С другой стороны, пригородные компании - коммерческие организации, и бесконечно терпеть убытки не могут. Возможным следствием станет банкротство едва созданных транспортных компаний.
Комментарии

Материалы по теме

Проездом

Полугодовалый монстр

Дорогое удовольствие

22 вагоноремонтных предприятия намерено продать ОАО «РЖД» до конца года

Восемь вагонов пассажирского поезда № 337/338 сошли с рельсов

Железнодорожная конфликтология

 

comments powered by Disqus