Нам и кризис по плечу

Нам и кризис по плечу 12 декабря 2007 года вступили в силу поправки к закону «О защите прав потребителей», касающиеся в том числе и потребительского кредитования: закон обязывает банки «указывать размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы». Таким образом, борьба с практикой установления банками скрытых комиссий продолжается. Кто только ни пытался в 2007 году повлиять на политику банков: Федеральная антимонопольная служба, Роспотребнадзор, прокуратура. В июле вступило в силу специальное указание Банка России о раскрытии ставок по кредитам. Все это привело к плавному снижению ставок в течение первого полугодия-2007. Однако тренд не получил развития: кризис ликвидности на мировых финансовых рынках спровоцировал виток роста стоимости банковских пассивов и, как следствие, всех кредитных продуктов.

Смена тренда

В первом полугодии 2007-го все группы банков — региональные, федеральные, дочерние иностранные структуры — начали постепенно снижать ставки по потребительским кредитам. Требования к заемщикам становились все либеральнее. Этому способствовала прежде всего благоприятная ситуация на финансовых рынках. Кроме того, под влиянием вступившего в силу с 1 июля указания Банка России № 1759 о раскрытии эффективной процентной ставки банки начали улучшать качественные характеристики продуктов. «Прозрачность условий становится фактором, определяющим конкурентоспособность кредитной программы, поэтому ряд банков, предоставляющих услуги экспресс-кредитования, установили прямые ставки по кредитным продуктам», — подтверждает начальник управления массовых кредитов Уральского банка УРСА Банка Татьяна Сосновских.

Однако разразившийся в конце лета ипотечный кризис в США сломал наметившуюся тенденцию. Получить западное финансирование российским банкам стало сложнее, деньги подорожали, ликвидность российской банковской системы резко снизилась. В результате уже к началу осени ставки по кредитам населению выросли на 1 — 2%, а требования банков к заемщикам существенно ужесточились. Особенно это коснулось наиболее рискованного продукта — кредитов без первоначального взноса. Как считает начальник управления розничного кредитования ЮниКредитБанка Андрей Князев, в этом году банки продолжат корректировку программ.

Между тем на планы банков по наращиванию объемов потребительского кредитования эта ситуация не повлияет. Многие, выбирая между корпоративной и розничной клиентурой, все чаще будут отдавать приоритет последней, исходя из того, что население — клиент стратегический. Именно поэтому динамика пространственного развития рынка не упадет: количество банковских офисов по-прежнему будет быстро расти. Как подтверждает вице-президент — директор департамента розничных услуг Уральского банка реконструкции и развития Алексей Овчинников, «для эффективного кредитования частных клиентов необходимо, во-первых, иметь большую линейку массовых, доступных предложений, а во-вторых, широкий географический охват».

Спрос на банковские кредиты в России со стороны частных клиентов еще долго не будет удовлетворен. Чтобы привлечь на обслуживание новые категории клиентов, банки продолжат разработку продуктов. «Все активнее будут предлагаться продукты, направленные на определенную целевую аудиторию и учитывающие ее потребности, например, кредиты на турпутевки или обучение», — прогнозирует заместитель генерального директора Челиндбанка Станислав Андрющенко. При этом типичной чертой рынка станет не только стремление банков привлечь новую клиентскую базу, но и сохранить уже имеющуюся. Поэтому, по словам директора департамента потребительского кредитования СКБ-банка Константина Богатырева, основной упор будет сделан на сервис, скорость предоставления кредитов, а также на развитие сопутствующих услуг. Таким образом, несмотря на удорожание ресурсов, отрицательных тенденций в секторе потребительского кредитования в России в 2008 году ожидать не стоит.  
 
* Аналитический центр «Эксперт-Урал».

Дополнительные материалы:

Покой им только снится


На 1 декабря 2007 года самостоятельные банки Урала выдали кредитов на сумму 131 818 млн рублей, что на 59% больше по сравнению с началом года и на 3% больше, чем на начало ноября. Наибольшую динамику за 12 месяцев показали УБРиР (прирост на 130%), СКБ-банк (109%), Камабанк (88%), ВУЗ-банк (87%) и Ижладабанк (85%).
Объем просроченной задолженности у самостоятельных банков Урала на начало декабря составил 2564 млн рублей, при этом у двух из 20 крупнейших доля просрочки превысила 5-процентный «безопасный барьер».
По кредитным картам в начале декабря 2007 года средняя эффективная ставка колебалась на уровне 25,7 — 26,8% в зависимости от региона, снизившись при этом на 2 — 5 п.п. по сравнению с декабрем 2006 года. Минимальная эффективная ставка по кредитным картам сроком один год при сумме 50 тыс. рублей на начало декабря была в ТверьУниверсалБанке (Челябинск) — 16,5% годовых.
В сегменте стандартных потребительских кредитов на год средняя эффективная ставка находилась в диапазоне от 24 до 27,3% годовых. Наиболее высокие ставки по-прежнему в Екатеринбурге — 27,3%, снижение за год примерно на 1 п.п. Минимальная средняя эффективная ставка — 24% годовых — в Тюмени, по сравнению с декабрем-2006 она практически не изменилась. В Перми и Челябинске средняя эффективная ставка в 2006 году выросла на 1 — 2 п.п. Минимальная эффективная процентная ставка для Екатеринбурга — 15,5% годовых (ГРАН), для остальных городов — 16%. Для стандартных потребительских кредитов на три года в сумме 100 тыс. рублей средняя эффективная ставка составила от 21,1 до 22,9% годовых. Средние ставки во всех четырех городах в течение 2006 года снизились на 0,4 — 0,9 п.п.

В сегменте экспресс-кредитов на сумму 35 тыс. рублей сроком на один год наименьшую минимальную эффективную ставку во всех четырех городах предлагал Хоум Кредит энд Финанс Банк — 24,2%.

Подготовили Елена Орлова и Елена Лыжина, аналитический центр «Э-У»

Дополнительные материалы

Обзор рынка потребительского кредитования по итогам 2007

Комментарии

Материалы по теме

С превышением скорости

Беспризорный рынок

Конструктор для среднего звена

Продавай впечатление

 

comments powered by Disqus